Карлукский каганат (756 -940 гг.)
Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в. Китайская династийная хроника отмечает что крупный племенной союз карлуков в VI VII вв. входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабоперсидские источники называют карлуков древними тюрками.Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение которое они потерпели от Уйгурского каганата возникшего в 744 году на территории ВосточноТюркского каганата.В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая карлуки расширили свои восточные границы завоевав в 766 775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами нанесли поражение Уйгурскому каганату.В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам. Арабское нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет
Определите качества, характеризующие И.Алтынсарина как просветителя.
Ибрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле языками. Им создано семь народных светских школ. Круг научных интересов и исследований: Педагогика, История Фольклористика ,Этнография, Лингвистика, Языкознание. В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ .Ибрай ездил по аулам и призывал казахский народ к учению. Он собирал средства на строительство школ, покупку учебников. Когда не хватало мест для школьников, Ибрай размещал их у себя дома. Он первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Кустанайской области. Образование Ибрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. Закончил школу в 1857 году с золотой медалью.В совершенстве владел русским, арабским, татарским, персидским
Политические партии, движения и организации в Казахстане в 1917 году.
Либерально-демократическая
В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, земельный, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда был решен вопрос об образовании партии «Алаш».Организаторами партии «Алаш» : Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества.Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию.
Социал-демократическая
В октябре 1917 года в г.Омске создана «Казахская социалистическая партия «Уш-жуз», в состав Центрального Комитета вошли: Мукан Айтпенов, Кульбай Тогусов, секретарь ЦК — Искак Кабеков. Печатный орган — «Уш-жуз .Партия «Уш-жуз» выступила за немедленное прекращение империалистической войны, заключение мира между воюющими странами. Партия «Уш-жуз» требовала наделения казахских крестьян землей, говорила о необходимости перехода к оседлому образу жизни.
Молодежные движения
В 1915—1917 гг. были созданы молодежные организации «Еркин дала» (Свободная степь) в Оренбурге, «Бирлик» (Единство) в Омске, «Жас казак» (Молодой казах) в Уральске, «Умит» (Надежда) в Троицке Они не имели определенной программы, по социальному составу были неоднородны, однако они искренне желали освободить казахский народ от национально-колониального гнета царизма, требовали просвещения своего народа, стремились пробудить в сознании трудящихся идеи свободы и независимости.
Движения тыловиков
Некоторые тыловики вернулись в родные края, став членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.
Билет 18