РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ 2010-2016 ГГ. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ В 2008 – 2016 ГГ.

Основные направления деятельности Правительства РФ в 2015-2016 г.г. Антикризисные программы Правительства РФ в 2015-2016 г.г. обзор динамики основных макроэкономических показателей России в 2015 -2016 г.г.: продолжение кризиса. Оценка эффективности проводимой в 2015-2016 г.г. государственной антикризисной политики и основные направления Правительства РФ в 2017 году. Причины затянувшейся депрессии и прогнозы на 2017 год.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОМИНИРОВАНИЯ СЫРЬЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА 2016 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

Экономика федеральных округов: территориальные различия. Экономика ПФО в условиях кризиса 2015-2016 г.г.: стратегии адаптации субъектов ПФО. Развитие экономического кризиса в Ульяновской области: динамика основных макроэкополитических тенденций. Тенденции, факторы и прогнозы на 2017 год. оценка влияния антикризисных мер Правительства РФ на состояние регионов. Собственные антикризисные программы регионов и оценка их эффективности. Инструменты антикризисной политики в субъектах РФ: поиск альтернатив.

СОСТАВ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1990 – 2016 ГГ. ИНДЕКСЫ GOVERNANCE RESEARCH INDICATOR COUNTRY SNAPSHOT, TRANSPARENCY INTERNATIONAL, WGI (ВСЕМИРНЫЙ БАНК) РЕЙТИНГИ ВЭФ, ФОНДА ИНДЕМ, ОЭСР И ИХ ДИНАМИКА ДЛЯ РОССИИ. ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РФ.

Определение коррупции. Виды коррупции: электоральная, административная, деловая, бытовая. Модели коррупции: западноевропейская, азиатская, африканская, латиноамериканская. Характеристика методов исследования коррупции. Изменение позиции России в международных рейтингах коррупции. Объём коррупционного рынка в России.

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЯ, СТРУКТУРЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.

Понятие коррупции: международное и принятое в ФЗ279. ФЗ 279 «О противодействии коррупции» основные положения. Виды коррупции: электоральная, административная. деловая, бытовая. Основы антикоррупционной политики. Приёмы борьбы с коррупцией. Приёмы профилактики коррупции. Карта коррупционных рисков. Антикоррупционные стандарты.

МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РФ. ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СЛУЖЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И КОДЕКСЫ.

Определение конфликта интересов. Виды, примеры конфликта интересов. Порядок уведомления государственным служащим и муниципальным служащим работодателя о конфликте интересов. Порядок рассмотрения уведомления. Ответственность в случае неуведомления или несвоевременного уведомления о конфликте интересов.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ: ПОДХОДЫ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИХ СВЕРТКА (УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ № 601 ОТ 7.05.2012 Г., № 1199 ОТ 21.08.2012 Г. И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ).

Понятие эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. Критерии оценки эффективности. Аудит эффективности. Указа Президента РФ 1199, указ Президента РФ 607. Критерии оценки эффективности органов государственной власти (Указ 1199), критерии оценки эффективности органов местного самоуправления (Указ 607). Организация оценки эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РФ. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЧИНОВНИКОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ (ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРОЕКТОВ, ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ И ДР.).

Нормативная правовая база оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправление. Субъекты оценки. Оценка эффективности деятельности межгосударственных органов. Зарубежный опыт оценки эффективности деятельности органов власти.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (ОПРОСА) ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ.

Правила разработки опросников. Правила определения выборки. Правила проведения опроса. Обработка результатов. Подготовка отчёта.

АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990 – 2016 ГГ. ОЦЕНКА РИСКОВ, БАРЬЕРОВ И УГРОЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДО 2020 ГОДА И ОЦЕНКА ЕГО ПОТЕНЦИАЛА.

Характеристика количества малых предприятий, средних предприятий, индивидуальных предпринимателей и предпринимательского сектора в целом по стране, информация о численности их работников, удельные показатели, отражающие численность работников, приходящихся на одну предпринимательскую структуру, а также количество предприятий и предпринимателей по России в расчете на 100 жителей и 100 человек экономически активного населения по годам. Специализация по видам экономической деятельности. Рисковая составляющая ведения бизнеса в стране. Федеральная стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Прогнозирование развития предпринимательства.

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ В 2000 – 2016 ГГ. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. РИСКИ ИЗБЫТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОРРУПЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24.07.07 № 209-ФЗ). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к предпринимательским структурам. Периодизация развития предпринимательского сектора в России на основе российского законодательства. Основы регулирования хозяйственной деятельности Гражданским Кодексом РФ. Концепция риска, связанная с предпринимательской деятельностью в работах Р. Кантильона, А. Смита, Ж. Б. Сэя, К. Макконелла, С. Брю.

ИНФРАСТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ РФ.

Общие принципы поддержки малого и среднего предпринимательства в федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Требования к органам управления в части реализации поддержки бизнеса. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как система коммерческих и некоммерческих организаций, а также центры и агентства, фонды. Условия и порядок оказания поддержки бизнесу на региональном уровне. Субсидии и грантовая поддержка. Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки.

АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ В 2000 – 2016 ГГ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, ТЕКУЧЕСТЬ, КАРЬЕРНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ) ТРУДА, КАЧЕСТВО РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РФ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМОЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ РФ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ. РАБОТА С РЕЗЕРВОМ, ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДРОВОГО АУДИТА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ. ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧИНОВНИКА.

ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ДЛЯ РФ) И РЕГИОНАЛЬНЫХ (ДЛЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В 2010 – 2016 ГГ.: СОСТАВ, СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ НАМЕЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ.

Причины перехода от целевых программ к государственным программам. Программный бюджет. Национальные проекты и государственные программы. Виды государственных программ. Основные показатели реализации государственных программ. Эффективные и неэффективные программы.

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РФ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ, ЕЕ РАЗВИТИЕ. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАВЕРШЕННЫХ ФЦП, РЦП, МЦП В РФ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ). ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ПЛАНОВ РЕАЛИЗУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Аудит эффективности государственного управления применительно к программам. Подходы к определению эффективности программы. Перечень региональных программ с самыми высокими показателями эффективности и самыми низкими показателями. Причины.

МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ, КАДРОВОЕ, ФИНАНСОВОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ. РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ, ПОСТРОЕННЫХ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.

Государственно-частное партнерство – это юридически оформленная система отношений государственных (муниципальных) органов власти или учреждений и частных лиц, в рамках которой реализуются общественно значимые проекты или мероприятия с использованием государственного (муниципального) имущества, основанная на распределении между сторонами полномочий, рисков, финансовых затрат и ответственности, в целях повышения эффективности выполнения государством своих функций.

В мировой практике при оценке финансовых выгод от реализации проектов ГЧП используются два основных понятия38: • соотношение цены и качества (англ. Value for Money, VfM), связанное с экономикой, результативностью и эффективностью услуги, продукта или процесса, например, сравнение стоимости затрат и ценности результатов, количественная и качественная оценка методов по вовлечению, использованию и управлению ресурсами; • сравнительный уровень затрат (англ. Public Sector Comparator, PSC) - показатель стоимости затрат в течение всего жизненного цикла проекта с учетом рисков, если проект реализуется традиционными для страны средствами (для выражения используются показатели чистой приведенной стоимости).

Наиболее перспективной с точки зрения международного опыта является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям. Во многих практических руководствах по разработке показателей из международной практики отмечается, что они должны удовлетворять следующим наиболее основным критериям «4С»:

o четкость (Clearness),

o полнота (Completeness),

o комплексность (Complexity),

o непротиворечивость (Consistency).

Также показатели должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть:

o конкретными (Specific);

o измеримыми (Measurable);

o достижимыми (Achievable);

o релевантными (Relevant);

o связанными с определенным периодом времени (Time-certain).

Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования выполнения мероприятий федеральной программы, так и для проведения оценки эффективности выполнения федеральной программы. Количественные показатели легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Также одним из важных аспектов является разделение результатов и эффектов деятельности на непосредственные (outputs) и конечные (outcomes). Непосредственные результаты и эффекты выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов и эффектов (outcomes) показывает эффективность с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов (outputs) характеризует насколько эффективно и рационально осуществлялась деятельность с точки зрения органа власти.

С точки зрения оценки рациональности использования ресурсов, при достижении или не достижении запланированных результатов выделяются показатели, характеризующие затраты на осуществление определенной деятельности (inputs). Кроме того, обычно в особую группу выделяют показатели, характеризующие процесс выполнения отдельных процессов в рамках мероприятий федеральной программы (processes). Обычно такие показатели обусловливают сроки или нормативы осуществления определенного рода действий. И, наконец, последняя группа показателей эффективности - это показатели влияния (impacts), характеризующие эффект воздействия на управляемую подсистему или определенную целевую группу.

Взаимосвязь показателей и мероприятий, реализуемых в рамках программы, как правило, представляет собой фундаментальную трудность. Это связано с тем, что показатели зачастую закрепляются на весь период реализации программы, а перечень мероприятий разрабатывается и корректируется ежегодно в течение всего срока реализации программы. В результате чего нередко происходит ситуация, в которой реализуемые мероприятий и оцениваемые показатели вообще не связаны между собой.

Оценка эффективности проекта ГЧП для частного инвестора проводится на основе стандартных финансовых показателей: чистый дисконтированный доход (ЧДД), внутренняя норма доходности (ВНД), индексы доходности, срок окупаемости. Поскольку при принятии решения об участии в проекте частный инвестор рассматривает все доступные на рынке варианты, необходимо, чтобы показатели финансовой эффективности проекта были приемлемыми в сравнении с другими вариантами вложения ресурсов. Эффективность проекта для государства определяется в соответствии с его ЧДД. Но в отличие от распространенного подхода, в состав налоговых доходов, кроме прямых (не- посредственно связанных с реализацией проекта, рассчитываемых стандартным образом на основе бизнес-плана проекта и прогнозируемых финансовых показателей), включаются мультипликативные налоговые поступления.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РФ: ПЕРЕЧЕНЬ, ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ, ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ), ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗАНИМАЕМЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Компетентностный подход. Профессиональные стандарты как сфера внедрения комптенетностного подхода. Портрет компетенций. Методы оценки компетенций. Проектно-деятельностный подход.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РФ: ТЕСТИРОВАНИЕ И САМООЦЕНКА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ И КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ.

Критерии оценки уровня профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Методы оценки и критерии выбора методов оценки. Эффективный контракт. KPI/ Перспективы и проблемы внедрения.

РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ (ПРОЕКТОВ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧИНОВНИКА. УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ ЧИНОВНИКА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Структура индивидуального плана развития. Порядок оформления. Проблема неэффективного планирования труда государственного и муниципального служащего. Подходы к решению проблемы.

ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В РФ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 – 2016 ГГ.: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА. МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО УПРАВЛЕНИЮ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ.

Оценка численности экономически активного населения, его структура и изменения 2010-2016 г.г. отраслевая динамика занятости. Уровень дифференциации оплаты труда. Общая и регистрируемая безработица. Организация мониторинга спроса на труд. Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест. Оценка производительности труда. Инструменты государственной политики по управлению трудовыми ресурсами и их характеристика.

36. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ДЕПОПУЛЯЦИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ДО 2030 Г.

Динамика численности постоянного населения в 1950-2016 г.г.: Этапы демографического развития. Факторы естественной убыли населения с 1992г. Динамика, состав и структура смертности в 1990-2016 г.г., этапы и прогнозы до 2030 года. Динамика, состав и структура рождаемости и брачности в 1990-2016 г.: этапы и прогнозы до 2030 года. Риск - ориентированная модель управления демографическим развитием. Модели демографического прогнозирования и их верификация на данных Ульяновской области. Оценка влияния сокращения численности и старения населения на количество и структуру трудовых ресурсов в регионе.

МИГРАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ): СОСТАВ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, ПРОГНОЗЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ. МИГРАЦИЯ В РФ И ПФО. ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

Внутрирегиональная, межрегиональная и международная миграции в Ульяновской области в 1990-2016 г.г.:т енденции, факторы и последствия миграционного оттока с 2001 г. особенности миграции в ПФО и РФ. Модели миграции в современной экономике труда. Цели, задачи и инструменты государственной миграционной политики МВД (ФМС) РФ. Оценка эффективности миграционной политики. Теневая миграция и оценка ее размеров в России. Преимущества и недостатки использованной в национальной экономике рабочей силы неквалифицированных мигрантов. Зарубежный опыт регулирования миграции и его использования в современной России.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ (США, ФРАНЦИИ, ФИНЛЯНДИИ И ДР.). ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.

Функциональные особенности и методы управления кластерами в мировой практике. Направления финансирования и возможности привлечения инвестиций для развития кластеров. Особенности формирования единого инновационно-финансового, технологического и правового пространства на основе кластеров в зарубежных странах. Пути идентификации промышленного кластера в странах Европейского Союза. Кластерные инициативы в отдельных регионах стран Западной Европы. Иностранные особенности развития кластеров. Программы государственной поддержки кластеров. Лоббирование интересов участников кластера. Отраслевые (концентрирующиеся вокруг определенной сферы деятельности) и межотраслевые зарубежные кластеры. Опыт технопарков (например, Испания), бизнес-инкубаторов и технополисов. Присутствие продукции кластера на зарубежных рынках. Кластеры США, Китая, Японии. Необходимость развития потенциальных возможностей сформированных особых экономических зон. Сотрудничество Российской Федерации и западных стран как основа развития межстрановых кластеров.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОЦЕССЫ КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ. АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ СЕКТОРОВ (СЕГМЕНТОВ) ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРЕДМЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА (КЛАСТЕРОВ).

Конкурентоспособность каждого предприятия кластера. Конкурентные преимущества отдельных кластеров и организаций, входящих в них. Методы государственного регулирования конкурентной среды. Экономические законы рыночных отношений. Типы рыночных структур. Особенности управления конкурентоспособностью в регионе. Системный, логический, инновационный и структурный аспекты конкурентоспособности. Кластерный подход к конкуренции в исследованиях М. Портера, Э. Бергмана, Э. Фезера, М. Энрайта. Конкурентные преимущества региональной экономики: кластерный подход. Кластерная политика как один из путей повышения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности: позиция продукции на рынке, технологическое лидерство, способность к обновлению, наличие в кластерах инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Анализ возможностей формирования кластеров в Ульяновской области.

Наши рекомендации