Завершение политического объединения Руси

Для того, чтобы удержать новое государство вместе и избежать его возможного распада нужно было изменить принцип управления. При Василии 3 появились вотчины – феодальные владения. Вотчины часто дробились и мельчали, в результате, князья, получившие свои новые владения, более не обладали властью над огромными территориями.

В итоге объединения русских земель вся власть постепенно сосредотачивалась в руках великого князя.

Биография Дмитрия Донского

Дмитрий I Иванович Донской (1350 – 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.

Ранние годы

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря.

Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.

Борьба за княжение

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.

Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.

Великие победы

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.

Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.

Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.

Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

Смерть и наследие

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.

Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)

Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.


Взаимоотношения Руси, Орды и Литвы в XIV в. 1. Точки зрения современников на ордынское иго 2. Великая замятня в Золотой Орде 3. Великое княжество Литовское и Русь Точки зрения современников на ордынское иго Основная тяжесть от ига лежала на плечах простого народа, поэтому естественно, что «снизу» стремление к независимости было очень сильным. Периодически вспыхивали восстания, но в основном, они были спонтанными и стихийными, хотя последствия были порой весьма серьезными. Пример 1 Вспомним, к примеру, Тверское восстание 1327 года, в ходе которого было перебито ордынское войско во главе с двоюродным братом хана Чолханом. После этого восстания Орда вместе с Иваном Калитой разорила Тверские земли. Здесь мы подходим к другому ракурсу взгляда на иго. Князья, в отличие от простого народа, осознавали масштабы военной мощи Золотой Орды. Кроме того, пример карательного похода на Тверь, как и в целом, деятельность московских князей показывают, что местные интересы были сильнее центростремительных сил. При этом необходимость рано или поздно сбросить иноземное владычество также осознавалась князьями. В данном вопросе любопытно положение христианской церкви на Руси. Монголо-татары до принятия ислама были язычниками. И после перемены религии для них оставалась характерной веротерпимость. Церковь ничего не платила Орде, гарантировалось свободное исповедание христианства на Руси. При этом на богослужениях необходимо было произносить молитвы за здравие хана, но также очень силен был культ мучеников-князей, погибших в Орде. Великая замятня в Золотой Орде К середине XIV века в Золотой Орде начались усобицы. Проблемы вспыхнули после смерти хана Узбека в 1341 году. Жестоко расправившись с другими претендентами, в основном своими братьями, к власти пришел Джанибек. Учитывая способ захвата власти, у него было множество врагов. В самом деле, Джанибек был убит собственным сыном в 1357 году. Так началась «Великая замятня», продолжавшаяся до 1380 года, за это время сменилось 25 ханов. В условиях развернувшейся смуты в Орде давление на Русь ослабло. В связи с этим некоторые источники называют Джанибека добрым ханом, хотя по-настоящему к хорошим отношениям с Русью стремился не он, а его жена Тайдула, потому что ее болезни лечил будущий митрополит Алексий. Великое княжество Литовское и Русь В XIV веке в истории Руси большое значение приобрело Великое княжество Литовское. Замечание 1 Особенностью этого государства являлся его этнический состав – его наполовину населяли русские и православные люди. Представители русских и литовских княжеских родов часто заключали браки и становились, таким образом, родственниками. В истории Руси активно проявили себя сыновья князя Гедимина Ольгерд и Кейстут, а также сын Кейстута Витовт. Князь Ольгерд предъявлял претензии на правление русскими землями, хотя в целом к Руси тяготел менее отца. Любопытно, что Ольгерд оставался язычником, хотя в самой Литве преобладало православие. Расширение территории Великого Литовского княжества происходило за счет земель Древней Руси – заняты были земли до Днепра, а также Смоленск и Верховские княжества. Кейстут был соправителем Ольгерда и больше внимания обращал на защиту Литвы от крестоносцев. После смерти Ольгерда его сын Ягайло выступил на стороне Мамая в походе на Москву, однако в Куликовской битве не участвовал. Кейстут сверг племянника, поскольку состоял в союзе с Москвой против Орды. Но в 1382 году Ягайло восстановил свою власть, а Кейстут попал в плен, где и был задушен. Сын Кейстута Витовт еще при жизни получил прозвище Великий. Его дочь София стала женой князя Василия I. Именно при Витовте был захвачен Смоленск, а граница Литвы дошла до Черного моря. Отношения с Русью были неоднозначными, поскольку Витовт три раза вторгался в границы Московского княжества и вообще всячески встревал в дела Руси. Замечание 2 Стоит отметить, что именно на попечение Витовта в завещании оставил жену и сына князь Василий I. До смерти Витовта великое княжение Василия II опасались оспаривать его противники во главе с дядей Юрием Дмитриевичем. Таким образом, в отличие от Орды в течение XIV века Великое княжество Литовское и Северо-Восточная Русь сильно возвысились.

\

Укреп централь власти при иване 3 и вас 3
В последней четверти XV — первой трети XVI в. были сделаны крупные шаги по. централизации, по внутренней перестройке государства от феодальной раздробленности к централизованному государству. Деятельность Ивана III в этом направлении была успешной.

Изменился характер отношений великого князя с другими феодалами, из «первого среди равных» он превратился в «государя». Феодальное право «отъезда» крупных феодалов было отменено. «Отъезд» к другому государю теперь приравнивался к государственной измене. Из вассалов великого князя, имевших определенные феодальные привилегии, удельные князья и бояре превратились в подданных. Опираясь на большое войско из дворян и «детей боярских», «Иван III повел решительное наступление на права феодальной знати, за претил им принимать на свои земли военных слуг великого князя, требовал беспрекословного повиновения. Даже своего младшего брата Андрея великий князь приказал заточить в тюрьму, когда тот отказался прислать войско. Непокорных бояр Иван III казнил или подвергал «опале».

Иван III старался возвеличить великокняжескую власть, подчеркнуть ее принципиальное отличие от власти прежних князей. Он называл себя «божией милостью государем всея Руси», а в некоторых дипломатических документах — даже «всея Руси императором». При Иване III были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», которая ста да символом самодержавия, драгоценные оплечья-бармы и скипетр; государственным гербом стал двуглавый византийский орел. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима», смысл которой заключался в признании великого князя наследником римских и византийских императоров. Монах Филофей писал: «Блюди и внемли, яко два Рима падоша, и третий (Москва) стоит, а четвертому не быти!» Не без дальнего политического прицела Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, ввел пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Великий князь гордо и независимо держался с самыми могучими государями Европы. Когда германский император предложил ему титул короля, Иван III ответил: «Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога, как наши прародители. Поставления как прежде мы не хотели ни от кого, так и теперь не желаем!» Послы римского папы, венгерского короля, молдавского господаря, персидского шаха искали дружбы с могущественным «государем всея Руси».

При Иване, III началось формирование центральных органов власти — приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVIв. в Российском государстве насчитывалось до десяти приказов, часть из которых выросла из старого дворцового управления. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский — внешними сношениями, разрядный — военными делами и т. д.

Важную роль в централизации страны сыграл общерусский Судебник 1497 г., который устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности, важнейшие дела передавались великокняжескому суду, по остальным бояре должны были судить вместе с шорными из местных дворян «судными мужами» и дьяками. Одной из главных задач Судебника было упрочение власти феодалов над крестьянами. Выступления против феодального строя («татьба», «разбои») карались смертной казнью. Судебник положил начало Юридическому оформлению крепостного права в массах всей страны, установив единый ограниченный срок крестьянского перехода от одного феодала к другому. Статья 57 гласила: «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина...»

Значительные изменения произошли в организации военных сил страны. Военные отряды отдельных феодалов и «пешие рати» горожан и крестьян-ополченцев объединялись в полки, воеводы которых назначались великим князем; назначения воевод заносились в «раз рядные книги». Основу войска составляли «государевы служилые люди», дворяне и «дети боярские», получавшие за службу землю в условное держание. Они «испомещались» на дворцовых и черных землях, их число быстро увеличивалось. Дворянская поместная конница несла постоянную службу по охране границ. В полном распоряжении великого князя были также полки «служилых царевичей», татарских феодалов, переходивших на службу к Ивану III. В случае военной опасности набиралась «посошная рать» из крестьян. Русское войско имело на вооружении огнестрельное оружие: пушки, пищали и «ручницы». Великий князь считался верховным командующим всеми вооруженными силами страны.

Однако, несмотря на крупные шаги по пути централизации, в стране сохранялись пережитки феодальной раздробленности. Бывшие удельные князья, влившиеся в состав московского боярства, сохраняли свое привилегированное положение и в системе единого государства. При великом князе постоянно действовал совет крупных феодалов — Боярская дума, с которой великий князь обсуждал важнейшие вопросы. Сложилась система местничества, по которой главные посты в государстве и войске замещались феодальной аристократией. На местах власть находилась в руках наместников и волостелей, которые назначались из знатных бояр, часто потомков удельных князей. Они сами собирали налоги на свое содержание («корм»). Бояре-кормленщики мало зависели от центральной власти. Феодальная автономия отдельных уделов сохранялась и в рамках единого государства. Политическое влияние крупных феодалов основывалось на их экономической мощи: в руках «княжат» и бояр-вотчинников оставалась большая часть земель и крестьянских дворов.

Политику централизации продолжил великий князь Василий III. Он ограничивал феодальные привилегии княжеско-боярской аристократии, выдвигал на государственные должности людей незнатного происхождения, из дворян и «детей боярских». Постоянной заботой великого князя было расширение поместного землевладения. Усиление дворянства способствовало укреплению центральной власти. Однако земель для раздачи дворянам-помещикам было мало. Удобные для обработки и населенные земли были давно уже захвачены боярами и монастырями. Перед Василием III остро встал вопрос о перераспределении земельного фонда. Видимо, с этим связана поддержка, которую великий князь оказал «нестяжателям» (противникам церковного землевладения). Нил Сорский и другие «заволжские старцы» призывали к аскетическому образу жизни, к отказу церкви от богатств и земельных владений. Противниками «нестяжателей» были «осифляне» (по имени игумена Иосифа Волоцкого, сторонника сильной и богатой церкви). В конечном итоге Василий III встал на сторону «осифлян» — сильная церковь была опорой великокняжеской власти. Церковный собор 1533 г. осудил Нила Сорского и его сторонников.

Василий III значительно ограничил права владетелей последних «уделов», запретил им чеканить собственную монету, но окончательно ликвидировать уделы не решился. Им была введена централизованная система государственных налогов, которые были распространены и на боярские вотчины. Однако крупные феодалы часто получали от великого князя «тарханные грамоты», освобождавшие их владения от «тягла». В результате экономические и политические позиции крупных феодалов остались достаточно сильными. Великокняжеской власти предстояло вести длительную и сложную борьбу за внутреннюю централизацию страны. Весь XVI век за полнен ожесточенными столкновениями между велико княжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. Особенной остроты достигла эта борьба при Иване IV Васильевиче (1533 — 1584).

Наши рекомендации