ГОСУДАРСТВЕННЫЙ экзамен (ГЭ)

Пояснительная записка

Нормативная база

Настоящая программа составлена на основе следующей нормативной базы:

1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;

1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 г. № 465);

1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования − программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» № 1367 от 19.12.2013 г.;

1.4. Положение о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации), утверждено приказом № 936-об от 04.12.2015 г.;

1.5. Положение о выпускной квалификационной работе в ФГБОУ ВО «МАГУ», утверждено приказом № 937 от 04.12.2015 г.

2. Цели итоговой аттестации:

Целью государственной итоговой аттестации (ГИА) является установление соответствия уровня подготовки бакалавра требованиям ФГОС ВО.

3. Виды итоговой аттестации:

3.1. Государственный экзамен

3.2. Защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

4. Планируемые результаты освоения образовательной программы:

Бакалавр по направлению 41.03.05 Международные отношения готовится к следующему виду профессиональной деятельности:

– учебно-организационная.

В соответствии с избранным видом профессиональной деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:

− ведение учебно-вспомогательной и административной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в качестве технических ассистентов методических кабинетов кафедр и структурных подразделений, в функционал которых входят вопросы международной академической мобильности, сотрудничества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности;

− выполнение функций исполнителя со знанием иностранного языка в профессиональной деятельности управлений, отделов, секторов и групп развития международных связей в области образования в государственных учреждениях, корпорациях и неправительственных организациях.

В ходе ГИА проверяется сформированность следующих компетенций:

ОПК-6: способностью находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;

ПК-26: способностью выполнять функции технического ассистента в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по направленности (профилю) программы, в частности в структурных подразделениях, в функционал которых входят вопросы международной академической мобильности, сотрудничества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности;

ПК-27: готовностью выполнять учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу.

5. Перечень проверяемых на ГИА результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП:

формируемая компетенция этап проверки компетенции (форма ГИА) Результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОП
знать уметь владеть
ОПК-6: способностью находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений; итоговый экзамен; защита ВКР теоретические и методологические принципы организации научно-исследовательской работы, методы научного исследования осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию информационных ресурсов по теме навыками формулировки основных атрибутов научного исследования; навыками применения общенаучных и специальных приемов, методов и методик в исследовательской практике навыками систематизации и обобщения результатов информационно-аналитического поиска; навыками публичной презентации, в том числе на иностранном языке
ПК-26: способностью выполнять функции технического ассистента в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по направленности (профилю) программы, в частности в структурных подразделениях, в функционал которых входят вопросы международной академической мобильности, сотрудничества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности; итоговый экзамен; защита ВКР способы и приемы организации научно-образовательных мероприятий с международным участием решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения комплекса мероприятий с международным участием навыками организационно-методического обеспечения международных мероприятий в научно-образовательной сфере
ПК-27: готовностью выполнять учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу. итоговый экзамен; защита ВКР основы психолого-педагогического обоснования и сопровождения учебного процесса осуществлять учебную и учебно-организационную работу навыками реализации образовательных программ по виду профессиональной деятельности


СОДЕРЖАНИЕ ГЭ

Открытие Востока» и складывание колониальных систем. Раздел мира между великими державами к концу XIX в.

Общая характеристика периода Мин в Китае; первые контакты Китая с европейцами и их особенности. Маньчжурское завоевание Китая и внешняя политика династии Цин в XVIII в.; изоляция Китая от внешнего мира. «Опиумные войны» и их последствия; условия «открытия» Китая; раздел страны на сферы влияния к концу XIX в. Установление и внешняя политика сёгуната Токугава в Японии. «Открытие» Японии в середине XIX в.; Ансэйские договоры. Начало и основные направления европейской колонизации Индии. Британское завоевание Индии в XVIII – первой половине XIX в.: основные этапы и последствия. Становление Афганской государственности Дуррани; внешняя политика Баракзайской династии; начало и основные этапы «Большой игры» на Среднем Востоке. Становление и внешняя политика династии Каджаров и Иране. Иран в системе международных противоречий в конце XVIII – первой половине XIX вв. Русско-английское соперничество в Иране. Турецкие завоевания в Европе и Азии к началу XVII в. Начало и причины упадка Османской империи. Русско-турецкое противостояние на рубеже XVIII – XIX вв. Начало распада Османской империи; «больной человек Европы». Европейская колонизация Африки к середине XIX в.

Ослабление Китая и раздел его на сферы влияния во второй половине XIX в. Соперничество великих держав в Китае; иностранная интервенция 1900 г. Синьхайская революция и распад Китая; японская агрессия против Китая; «21 требование». Реформы Мэйдзи в Японии, причины и основные этапы японской агрессии в Тихоокеанском регионе; захват Кореи; русско-японская война. Индия в составе Британской империи на рубеже XIX – XX вв. и ее роль в I Мировой войне. Апогей «Большой игры» на Среднем Востоке; I и II англо-афганские войны. Раздел Ирана на сферы русско-английского влияния. Иранская революция 1905 – 1911 гг. в системе международных отношений на Среднем Востоке. Кризис Османской империи на рубеже XIX – XX вв. Балканские войны и их последствия: итало-турецкая война. Османская империя в годы I Мировой войны. Площадная колонизация Африки во второй половине XIX в. Колониальные системы в Африке. Рост международных противоречий в Африке к началу ХХ века.

Раздел 1.

Ситуационное задание.

Вы – советник 1 класса посольства РФ в Великобритании. На Ваше имя поступили следующие документы:

1) Приглашение из МИД Великобритании на неофициальный прием в честь дня рождения министра иностранных дел Королевства. В верхней части документа стоят следующие знаки:

R.S.V.P.

Regrets only

2) Визитная карточка, имеющие следующие характеристики:

· загнут и расправлен правый верхний угол;

· указано имя владельца карточки (Sir Robert Maxwell, Bart.) и его адрес.

· в левом нижнем углу стоит пометка карандашом: p.p.

Опишите Ваши ответные действия в обоих случаях:

1) следует ли принять приглашение к министру на его день рождения и почему?

2) следует ли отвечать на приглашение, если да, то как?

3) следует ли отвечать на визитную карточку, если да, то как?

Ответ на вопросы ситуационного задания:

1) Да, приглашение принять необходимо. Несмотря на то, что прием является неофициальным (день рождения министра не является национальным праздником), тем не менее, оно свидетельствует о большом значении, которое МИД принимающей стороны придает участию адресата данного приглашения. Часто на неофициальных приемах происходит обмен важной информацией или в кулуарах сообщаются важные сведения.

2) R.S.V.P. – это акроним французской фразы Répondez s’il vous plaît (будьте добры ответить). Она обязывает адресата ответить на данное приглашение согласием или отказом. Однако стоящая далее фраза Regrets only (досл. «только с сожалениями») означает, что ответ необходим только в случае отказа от приглашения. Таким образом, отвечать на данное приглашение (с учетом вопроса № 1) не следует.

3) Визитная карточка принадлежит сэру Р. Максвеллу, баронету. Загнутый правый угол визитки свидетельствует о том, что баронет прибыл в Посольство лично, но не застал Вас в офисе, при этом очно он с Вами не знаком (о чем свидетельствуют буквы р.р.). На такие визитки следует отвечать в течение ближайших суток – например, направив по указанному в визитке адресу свою визитку. Это будет означать, что Вы принимаете данный контакт и готовы к очному знакомству.

Раздел 2.

Тест.

1. Автором понятия «империализм» является:

а) К. Маркс г) Ф. Энгельс

б) В. Ленин д) К. Каутский

в) Д. Гобсон е) Э. Бернштейн

2. Кто из политических деятелей Франции, будучи социалистом, вошел в состав буржуазного правительства, спровоцировав знаменитый «казус»?

а) Ж. Клемансо г) Р. Пуанкаре

б) Ф. Фор д) А. Мильеран

в) П. Вальдек-Руссо е) Э. Лубе

3. Согласно конституции 1875г. во Франции был установлен режим:

а) Второй республики г) бонапартистской диктатуры

б) Третьей республики д) конституционной монархии

в) военной диктатуры е) Четвертой республики

4. Политика «большой дубинки», проводимая США на рубеже XIX – XX вв., имела своей целью (несколько ответов):

а) расширение колониальной экспансии в Азии

б) активизацию борьбы против рабочего движения США

в) получение США максимальных льгот для успешной торговли с Китаем

г) грубое вмешательство во внутренние дела латиноамериканских государств

д) расширение экспорта американской пшеницы в Европу

е) борьбу с американскими индейцами

5. С именем какого канцлера Германии связано создание т.н. «готтентотского блока» и осуществление т.н. «политики сплочения»?

а) Б. фон Бюлов г) Т. Бетман-Гольвег

б) О. фон Бисмарк д) Х. Гогенлоэ

в) Г. Гартлинг е) Л. фон Каприви

6. Англо-бурская война велась в:

а) 1870-1871гг г) 1898г.

б) 1904-1905гг. д) 1899-1902гг.

в) 1894-1895гг. е) 1877-1878гг.

7. В ходеспано-американской войны 1898г. владениями США стали (несколько ответов):

а) Орегон г) Гуам

б) Филиппины д) Алеутские острова

в) Куба е) Виргинские острова

8. Расставьте в хронологическом порядке основные вехи объединения Германии:

а) Германский таможенный союз г) война с Данией

б) Германская империя д) война с Францией

в) война с Австрией е) Северогерманский союз

9. Автором «14 пунктов» послевоенного устройства Европы являлся:

а. Дэвид Ллойд-Джордж

б. Жорж Клемансо

в. Вудро Вильсон

10. Какие из перечисленных ниже малых стран Восточной Европы ранее входили в состав Австро-Венгрии (несколько ответов):

а. Литва г. Австрия

б. Чехословакия д. Румыния

в. Болгария е. Венгрия

11. Начало коренного перелома во Второй мировой войне историография стран Запада связывает с:

а. Высадкой союзнических войск в Сицилии

б. Разгромом итальянской группировки в Эфиопии

в. Поражением немецко-итальянских войск у оазиса Эль-Аламейн

12. Характерной чертой послевоенного мира являлось:

а. Продолжение и углубление союзнических отношений США с СССР и Великобританией

б. Начало резкого обострения в отношениях между Советским Союзом и США

в. Похолодание в отношениях между США, Францией и Великобританией из-за определения границ оккупационных зон Германии

13. Оккупационная политика стран Антигитлеровской коалиции в Германии предусматривала:

а. Немедленное расчленение Германии на два государства – социалистическое и капиталистическое

б. Создание объединенного оккупационного Контрольного совета и разделение Германии на оккупационные зоны

в. Постепенную дезинтеграцию Германии на полтора-два десятка независимых немецких государств

14. Вступление ФРГ в НАТО:

а. 1949 г.

б. 1956 г.

в. 1955 г.

15. Основой европейской интеграции на начальном этапе ее развития стало:

а. экономическое сотрудничество;

б. сотрудничество в области обороны;

в. сотрудничество в области культуры;

г. сотрудничество в области защиты окружающей среды.

16. Какое из перечисленных государств заблокировало реализацию плана Плевена?

а) ФРГ;

б) Италия;

в) Франция;

г) Великобритания.

17. Какое из перечисленных государств не вошло в ЕС в результате расширения 2004?

а. Словения;

б. Польша;

в. Румыния;

г. Кипр.

18. Какое из перечисленных государств в вопросах европейской интеграции придерживалось принципа Европы Отечеств?

а. Италия;

б. ФРГ;

в. Франция;

г. Ни одно из перечисленных.

19. Какое из перечисленных государств до 1997 г. обладало особым статусом в НАТО?

а. Исландия;

б. Испания;

в. США;

г. ФРГ

20. После Второй мировой войны Испания оказалась в международной изоляции. Выходу из нее способствовало развитие отношений:

а. со странами социалистического лагеря;

б. со странами Средиземноморья;

в. с США;

г. с Францией.

21. В 1973 г. Великобритания с третьей попытки вступила в ЕЭС. В это время у власти находилось:

а. консервативное правительство Макмиллана;

б. консервативное правительство Хита;

в. лейбористское правительство Вильсона;

г. консервативное правительство Тэтчер.

22. Какое государство вышло из СНГ в 2008 году?

а. Молдова;

б. Украина;

в. Азербайджан;

г. Грузия.

23. Антиевропейской партией в современной Великобритании может считаться:

а. лейбористская партия;

б. консервативная партия;

в. либерал-демократическая партия;

г. все перечисленные партии.

24. Во время пребывания у власти правительства Ш. де Голля Франция заявила о своем намерении следовать третьему пути в международных отношениях посредством:

а. разрыва дипломатических отношений с США;

б. выхода из военной структуры НАТО;

в. возобновления прерванных ядерных испытаний;

г. отказа участвовать в европейских интеграционных процессах.

Ключ к тесту:

в б
д в
б а
вг г
а в
д в
бв г
а-г-в-е-д-б в
в б
бге г
в в
б б

2) Ситуационные задания

№ 1

1851 год. Вы – директор Азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской империи. Еще в 1843 г. капитан I ранга Е.В. Путятин выдвинул идею большой экспедиции к восточным берегам России для создания там портов, демаркации границ с Китаем и открытия торговли с Японией. В своей докладной записке на имя Николая I он писал: «Благоразумно исследовать восточную нашу границу с Китаем… Доселе мы знаем только то, что на всем протяжении восточного берега нет ни одного благонадёжного порта. Залив между материком и Сахалином нам вовсе не известен. Отыскание более удобного порта в этих местах, чем Охотск… уже само по себе не есть предмет бесполезный, а потому можно было бы поручить экспедиции осмотреть и описать означенные малоизвестные берега. С плаванием судов в Охотском море не было бы несовместимым соединить и новую попытку для открытия сношения с Японией». Однако этот проект был отложен из-за прямого противодействия самого министра иностранных дел К.В. Нессельроде, который опасался тогда негативной реакции не только Китая, но и Великобритании.

И вот теперь Путятин вновь заявил о необходимости реализовать этот проект. Е.В. Путятин нынче – авторитетная фигура, генерал-адъютант Его Величества, неоднократно выполнявший его дипломатические и военные поручения; недавно его произвели в вице-адмиралы. Его идея восточной экспедиции нашла поддержку у великого князя Константина Николаевича, курирующего ВМФ России; надо полагать, что его проект будет поддержан самим Государем-императором. Ваша задача: составить докладную записку на имя министра Нессельроде с обоснованием необходимости как можно скорее открыть торговые отношения с Японией.

Кратко изложите свои основные аргументы, в частности:

1) какие аспекты международных отношений 1850 – 1851 гг. на Востоке делают проект «открытия» Японии выгодным для России;

2) какие факторы положения дел на Дальнем Востоке вынуждают Россию усилить свои позиции в регионе;

3) почему с делом «открытия» Японии следует спешить.

Ответ на вопросы ситуационного задания:

1) Середина XIX в. – начало активного проникновения европейских держав в Китай и Японию. Данный документ подтверждает стремление России не опоздать к «разделу азиатского пирога» и, несмотря на противодействие Великобритании, попытаться наладить торговые и политические отношения с Японией.

2) необходимость демаркации границы с Китаем и стремление наладить торговые отношения с Японией, а также попытки разграничить сферы влияния Японии и России в районе острова Сахалин и бассейна Охотского моря.

3) Так как Россия рисковала опоздать, были вполне реальные условия для того чтобы в деле «открытия» Японии ее опередили Великобритания и США.

№ 2

Лето 1839 года. Подстрекаемый Англией, турецкий султан Махмуд II объявил египетскому паше Мухаммеду Али войну. Однако турецкие войска были сразу же разгромлены. Вслед за этим Махмуд II умер. На престол взошел его 16-летний сын Абдул-Меджид I, совершенно неопытный правитель. На сторону Мухаммеда Али перешел весь турецкий флот вместе с командующим. Французский король Луи Филипп поддержал Египет, выдвинув идею установления регентства Мухаммеда Али над несовершеннолетним турецким султаном.

Англия и Австрия предложили России совместно выступить против Мухаммеда Али.

Вы – директор Азиатского Департамента Министерства иностранных дел России. Вам необходимо немедленно определить позицию России в данной ситуации. Что делать ?

С одной стороны, Англия лицемерно объявила о своей поддержке нового турецкого султана. С другой стороны, возникла неплохая возможность для того, чтобы попробовать ущемить Англию в восточном вопросе. Англия не может сейчас позволить себе большую войну на Ближнем Востоке. Может быть, есть смысл поддержать теперь Мухаммеда Али, ослабив тем самым положение Англии?

Ваша задача – составить докладную записку на имя министра иностранных дел России К.В. Нессельроде. Изложите ее основные аргументы для определения позиции в отношении сложившейся ситуации на Ближнем Востоке, в частности:

1. какие цели преследуют великие державы в отношениях с Османской империей?

2. каковы основные цели России в восточном вопросе, в частности, в отношениях с Османской империей?

3. почему Великобритания в данный момент не может позволить себе большую войну на Ближнем Востоке?

4. какую позицию следует все же занять России в данной ситуации?

Ответ на вопросы ситуационного задания:

1) Великие державы преследуют цель укрепления своего влияния на Ближнем Востоке. В интересах Великобритании всегда было усиление нестабильности на Востоке в целях недопущения проникновения туда других великих держав.

2) основная цель России в отношениях с Османской империей – сохранение относительной стабильности Турции для сохранения контроля и обеспечения безопасности на южных рубежах России; распад Османской империи как «больного человека Европы» может резко осложнить международные отношения на Ближнем Востоке;

3) Великобритания не может позволить себе большую войну на Ближнем Востоке, т.к. ведет войну в Афганистане; формально Дост-Мухаммед разгромлен и был вынужден отступить на север страны, однако положение английского ставленника Шуджи остается неустойчивым, в целом англичане плохо контролируют территорию Афганистана;

4) предложение поддержать Мухаммеда Али весьма заманчиво, однако оно неприемлемо для России. Все еще действует русско-турецкий договор о взаимной помощи, заключенный в Ункяр-Искелеси в 1833 г., он предоставляет России большие возможности для укрепления своих позиции в зоне проливов (особенно важна секретная статья договора, позволяющая блокировать проливы в случае внешней опасности). Если новый султан продемонстрирует готовность выполнять условия этого договора, то России следует немедленно поддержать его вместе с Англией и Австрией.

Раздел 3.

Тест.

1. Нормативный правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования - это:

а) Закон РФ «Об образовании»

б) Государственный образовательный стандарт общего образования

в) основная образовательная программа общего образования.

2. Деятельностному подходу в образовании соответствуют следующие формулировки целей и задач обучения (указать несколько позиций):

а) приобретение опыта освоения учебного содержания

б) становление ценностных ориентаций личности

в) формирование системы знаний

г) развитие способности учащихся к самостоятельной творческой деятельности

д) формирование опыта самоопределения

е) формирование знаний о теоретическом и конкретном содержании учебных курсов

ж) формирование ключевых образовательных компетенций

3. Соотнесите термины с их определениями (ответ оформите в таблице):

1.Компетентность

2. Компетенция

3. Ключевые компетенции

4. Образовательная компетенция

А) то, чем уже владеет человек (способность, умение). Это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполнять задания или вести деятельность

Б) наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

В) характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем

Г) комплексная категория, включающая знания, умения, навыки, опыт учебной и творческой познавательной деятельности, ценностные ориентиры и установки.

Ответ:

       

4. Направленность учебного процесса на практические результаты, на развитие у школьников способности творчески оперировать знаниями и умениями – это:

а) деятельностный подход в образовании

б) компетентностный подход в образовании

в) личностно-ориентированный подход в образовании

5. Способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленной цели – это:

а) формы обучения

б) методы обучения

в) педагогические технологии

6. Расположите по степени важности факторы, влияющие на выбор методов обучения:

а) конкретные материальные условия обучения

б) познавательные возможности учащихся

в) содержание учебного материала

г) личностные и профессиональные качества учителя

д) цели и задачи урока

Ответ:

         

7. Соотнесите перечисленные характеристики с соответствующими базисными технологиями обучения. Ответ оформите в таблице, распределив буквенные обозначения позиций по графам:

а) Цель обучения – усвоение материала

б) Показатель обучения – личностные приращения ученика.

в) Схема педагогической деятельности: «материал-ученик-результат»

г) Сотрудничество учителя и учащихся в процессе обучения

д) Контроль качества обучения сводится к контролю усвоения предмета

е) Создание условий для самореализации обучающегося

ж) Цель обучения - качественное усвоение предмета и развитие личности ученика

з) Цель обучения – развитие личности ученика

и) Традиционная для российской школы технология обучения

Предметно-ориентированная технология обучения   Личностно-ориентированная технология обучения Партнерская технология обучения  
     

8. Качественные характеристики личности ученика, наиболее значимые для эффективной реализации личностно-ориентированного обучения (указать три позиции):

а) статус ученика в классном коллективе

б) уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития культуры

в) особенности характера, темперамента

г) состояние здоровья

д) особенности психического склада личности (функциональные механизмы психики и соответствующие им психические процессы).

9. Цифрами обозначьте последовательность этапов в структуре модульного урока:

а) Последовательное освоение модулей (содержательных блоков урочной темы)

б) Входной контроль

в) Мотивационная беседа

г) Рефлексия

д) Завершающий контроль

Ответ:

         

10. Отнесите указанные способы деятельности педагога-исследователя к соответствующим группам методов педагогического исследования (ответ занесите в таблицу):

а) создание библиографии, б) наблюдение, в) педагогическое тестирование,

г) аннотирование, д) реферирование, е) изучение продуктов ученического творчества,

ж) регистрация, з) изучение педагогического опыта, и) шкалирование, к) анкетирование,

л) изучение школьной документации, м) ранжирование.

I Методы теоретического исследования II Методы эмпирического познания педагогических явлений III Количественные методы в педагогике

Ключ к тесту:

б
а,г,д,ж
1-В; 2-А; 3-Б; 4-Г;
б
б
1д,2в,3б,4а,5г
Предметно-ориентированная: а,в,д,и Личностно-ориентированная: б,е,з Партнерская: г,ж
б,в,д
1в,2б,3а,4д,5г
I – а,д,г II- б,в,е,з,к,л III- ж,и,м

Вопросы ГЭ

1. Предмет и содержание международных отношений. Участники и системы международных отношений.

2. Внешняя политика и внешнеполитические интересы. Международное сотрудничество и международные конфликты.

3. Дипломатия как средство внешней политики.

4. Международное право как система.

5. Особенности организации дипломатической службы России и зарубежных государств.

6. Международные отношения на Древнем Востоке.

7. Международные отношения в Средиземноморье в периоды архаики, классики и эллинизма.

8. Внешняя политика Древнего Рима.

9. Международные отношения в Европе эпохи Раннего Средневековья

10. Международные отношения в Европе эпохи Высокого и Позднего Средневековья.

11. Древняя Русь и Русские земли в системе международных отношений IX – XV вв. Внешняя политика Московского государства в XVI – XVII вв.

12. Складывание и общая характеристика Вестфальской системы международных отношений. Международные отношения в Европе в XVII – XVIII вв.

13. Основные этапы внешней политики России в XVIII – первой половине XIX вв.

14. Международные отношения в Европе на рубеже XVIII – XIX в. Складывание и особенности Венской системы.

15. «Открытие Востока» и складывание колониальных систем. Раздел мира между великими державами к концу XIX в.

16. Международные отношения на рубеже XIX – XX вв. Первая Мировая война и формирование Версальско-Вашингтонской системы.

17. Международные отношения в межвоенный период. Вторая Мировая война и складывание Ялтинско-Потсдамской системы.

18. Международные отношения в период «холодной войны». Особенности биполярной системы международных отношений.

19. Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе исторического развития.

20. Внешняя политика Советской России / СССР в 1920 – 80-е гг.

21. Складывание и особенности новой системы международных отношений на рубеже XX – XXI вв.

22. Стратегии, приоритеты, методы и доктрины внешней политики современной России.

23. Концепция модернизации российского образования.

24. Приоритетные направления государственной политики в области образования. Современные ориентиры психолого-педагогического исследования.

25. Проблемы единства мирового образовательного пространства. Решение задач Болонской декларации.

26. Методологические основания научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в области психолого-педагогической науки.

27. Классификация методов психолого-педагогических исследований.

28. Система образования в Российской Федерации. Основные тенденции развития.

29. Педагогика как наука, ее структура. Характеристика категориального аппарата педагогической науки.

30. Концепции современного образования. Ступени образования, общие требования к уровню подготовки учащихся.

31. Информационные технологии в образовательной деятельности.

32. Инновационные процессы в образовании.

33. Компетентностный подход в образовании.

34. Проектная деятельность педагога.

35. Взаимодействие общеобразовательных учреждений общего и дополнительного образования.

36. Диагностика и оценка качества образовательного процесса в школе и в вузе.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГЭ:

Основная учебная литература:

1. Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История древнего мира и средних веков : учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под ред. Г. Н. Питулько. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 129 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/79ED5448-AD22-4BB5-A4F4-1E339D46FDCC

2. Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История нового и новейшего времени : учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под ред. Г. Н. Питулько. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 296 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/71A4517C-B358-477C-92FD-C95CE52D887D

3. Зеленская, Т.В. История стран Западной Европы и Америки в новейшее время : учебное пособие / Т.В. Зеленская. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 377 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2563-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274113

4. История международных отношений : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Власов [и др.] ; под ред. Н. А. Власова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 316 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/40611279-F4CD-41CE-906B-7E9ABAAE0542

5. История мировых цивилизаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / К. А. Соловьев [и др.] ; под ред. К. А. Соловьева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 377 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/0EB0FC7E-BC25-4E71-B2D1-A1D0CBDFE8B1

6. История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов ; под ред. В. Л. Хейфеца. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 345 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441

7. Кириллов, В. В.История России в 2 ч. Часть 2. Хх век — начало XXI века : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Кириллов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 275 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/99F00640-7200-4382-B587-6E30D3897F01

8. Кириллов, В.В.История России в 2 ч. Часть 1. До хх века : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Кириллов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 397 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/BC67DD34-C962-48B5-81B6-4423050388AF

9. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013.

10. Муштавинская И.С. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - СПб.:КАРО, 2013.

11. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век: учебник: в 3-х ч. / А.М. Родригес, Р.Г. Ланда, В.А. Мельянцев и др.; под ред. А.М. Родригес. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - Ч. 2. 1945–2000. - 316 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00820-X ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234929

12. Новейшая история стран Европы и Америки: XX век : учебник : в 3-х ч. / К.С. Гаджиев, Т.А. Закаурцева, А.М. Родригес и др. ; под ред. А.М. Родригес, М.В. Пономарев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - Ч. 1. 1945–2000. - 465 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00607-X ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234931

13. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России (1648 – 2010): учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. / Протопопов А.С., Козьменко В.М., Шпаковская В.А. – 3-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2012.

14. Современные международные отношения: [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Международные отношения" и "Зарубежное регионоведение"] / А. В. Абрамова [и др.] ; под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 687 с. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7567-0662-8[Гриф]

15. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашечкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.С. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2013.

16. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

17. Чикалов, Р.А. Новая история стран Европы и Северной Америки (1815 — 1918) : учебник [Электронный ресурс] / Р.А. Чикалов, И.Р. Чикалова. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. - 688 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235683

Дополнительная учебная литература:

1. Ачкасов, В.А. Мировая политика и международные отношения : учебник / В.А. Ачкасов, С.А. Ланцов. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 480 с. - ISBN 978-5-7567-0618-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104331

2. Ашенкампф Н. Н. Геополитика : [учебник для студ. вузов] / Ашенкампф Н. Н., Погорельская С. В. - М. : Академический Проект, 2010. - 446, [1] с.

3. Бирюков П. Н. Международное право : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов] / Бирюков П. Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 793 с.

4. Всемирная ис

Наши рекомендации