К эпохе научно-технического, социального и нравственного прогресса
Конец XIX и начало XX столетия ознаменовались резким углублением глобального конфликта в рамках способа производства общественной жизни и прежде всего между ростом населения и ограниченностью социальных условий для удовлетворения возросших потребностей. Углубление этого конфликта, захватившего по сути дела все человечество, было обусловлено целым рядом причин.
К началу нашей эры на Земном шаре насчитывалось примерно 200-250 млн человек. Для удвоения этой численности потребовалось 13 веков. Следующее же удвоение произошло уже за 600 лет. К началу XIX века на планете проживало 800 млн человек, а к концу этого века оно составило более 1 млрд 600 млн.
Итак, углубление конфликта было связано прежде всего с тем, что за период XIX столетия в мире произошел резкий рост населения.
Такого бурного роста населения за столь короткий срок не знала ни одна эпоха в истории человечества.
В то же время земледельческая цивилизация в большинстве стран исчерпала себя, а промышленная, за исключением Западной Европы л Северной Америки, еще не раскрыла всех своих возможностей и не обеспечила плодов своего утверждения. Более того, эта цивилизация буквально вызвала взрыв как традиционных, так и новых потребностей в развитых странах мира, резко усилила их потребность в источниках сырья и рынках сбыта. Кроме того, рост и утверждение промышленной цивилизации резко усилили связи между народами и странами мира, что сопровождалось ростом глобализации всех социальных процессов, конфликтов и противоречий в мире.
Все это привело к обострению социальных противоречий в одних странах между трудом и капиталом, а затем между социализмом и капитализмом, между самими империалистическими государствами, а также между колониями и метрополиями.
Различные противоречия сопровождались и различными путями их решения. Противоречие между трудом и капиталом породило в целом ряде стран мира, в том числе и в России, Китае величайшие революционные сдвиги, сопровождавшиеся переделом собственности и изменением всей социально-политической структуры общества внутри стран.
Противоречие между империалистическими странами привело к возникновению двух мировых войн и многочисленных локальных конфликтов, ставивших своей целью перераспределение собственности и материальных ресурсов уже не внутри страны, а между государствами.
Наконец, обострение конфликта между колониями и метрополиями привело к мощному взрыву национально-освободительного движения и развалу позорной колониальной системы империализма.
Таким образом, обострение глобального мирового конфликта между социальными и природными компонентами в рамках способа производства общественной жизни сопровождалось обострением целого ряда социальных противоречий в мировой системе, что привело в свою очередь к появлению своеобразной исторической эпохи, названной эпохой империализма, войн и социальных революций.
В условиях этой эпохи происходил глобальный процесс перераспределения собственности, богатств, привилегий как между классами в рамках отдельных государств, так и между государствами в мировом масштабе.
В середине и особенно в конце XX века положение в мире существенным образом начинает меняться. К этому времени промышленная цивилизация не только расширилась, но и раскрыла свои возможности, что привело к громадному росту материального производства и валового мирового общественного продукта. Достаточно отметить, что за период XX века валовой мировой общественный продукт увеличился в 20 раз. Подобного роста материального богатства человечество не знало за всю прежнюю историю.
Гигантский рост материального производства сопровождался в различных странах мира глубокими социальными сдвигами. В мировом населении появился т.н. «золотой миллиард». В результате в этом регионе ослабел внутренний конфликт между социальными и природными компонентами в рамках способа производства общественной жизни и увеличилась адекватность между ними, что привело к определенному ослаблению социальных противоречий. А это в свою очередь сопровождалось некоторым ослаблением социальной напряженности и внутри развитых стран, равно как и между этими странами. В результате этого Европа, которая явилась очагом двух мировых войн, первая встала на Путь экономической интеграции между странами.
Вторым важным обстоятельством, повлиявшим на все развитие человечества, явился драматический распад СССР и крах социализма в целом ряде стран.
При этом, если в странах Западной Европы происходит постепенный процесс интеграции, то на Востоке наблюдается усиление противоположной тенденции к созданию однонациональных государств. Произошедшие социальные сдвиги в странах Запада и Востока в значительной мере способствовали преодолению холодной войны.
Ослабление холодной войны стало новым поворотным пунктом в развитии современных международных отношений. Он означает крах политики силы, на протяжении долгого времени причинявшей народам огромные беды и страдания.
Третьим важнейшим событием мирового значения явился рост населения в развивающихся странах мира, а также появление новых центров экономической мощи — Японии, Китая и, по всей вероятности, в недалеком будущем, Индии.
В результате т.н. демографического взрыва и эксплуатации со стороны развитых стран, в развивающихся странах увеличивается бедность, нищета, обострились конфликты между растущим населением и возможностями удовлетворения его потребностей, что сопровождается обострением как внутренних социальных противоречий, так и межэтнических, межнациональных, религиозных конфликтов в регионах.
Четвертым важнейшим событием мирового значения второй половины XX века явилось обострение глобальных проблем. Если раньше противоречия между обществом и природой не принимало столь глобального характера, то теперь загрязнение окружающей среды, опасность ядерного уничтожения, голода в развивающихся странах достигли невиданных масштабов.
Если раньше человечество из-за недостатка в развитии своей, т.н. второй природы испытывало нищету, голод и т.д., то теперь развитие второй природы углубило ее конфликт с окружающей природной средой. Проблема среды обитания выходит за рамки политики и экономики, она затрагивает сами основы жизни человека.
Таким образом, глобальный конфликт в рамках способа производства общественной жизни, между обществом и природой, обострившийся в начале XX века, сохранился и даже в некоторых регионах углубился, хотя к концу века он изменил свои формы проявления.
Если раньше этот конфликт характеризовался глобальным несоответствием между ростом населения и острейшей недостаточностью материальных ресурсов для его обеспечения, то теперь он характеризуется сравнительной обеспеченностью т.н. «золотого миллиарда» и вместе с тем необеспеченности его в развивающихся странах. В результате углубляется разрыв между Севером и Югом, где богатые все богатеют, а бедные все беднеют.
Вследствие этого наряду с противоречиями внутри стран обострилось глобальное противоречие между Севером и Югом. А это создает опасность катастрофических военных столкновений. К этому же следует добавить, что если в развитых странах мира несколько ослабел конфликт между человеком и социальными условиями его жизни, но обострялся конфликт с окружающей средой, то в развивающихся странах обострились прежде всего внутренние социальные противоречия на базе углубления неадекватности между потребностями человека и его социальной средой.
Если раньше человечество и созданная в результате его исторической деятельности вторая природа не вступала в глобальный конфликт с окружающей средой, то теперь эта природа достигла такой степени развития, что ставит под угрозу окружающую природу, создавая всему человечеству новые опасности.
Наконец, если раньше материально-производственная основа, имеющаяся в распоряжении общества, не обеспечивала ему возможность для нормальной жизни, то теперь в результате роста общественного производства такие возможности постепенно увеличиваются.
В самом деле, если за XX век население Земли увеличилось в 6 раз, то мировой общественный продукт вырос за это время в 20 раз. В связи с этим следует отметить неправоту мальтузианцев, которые утверждают, что человечество растет быстрее, чем производимый им продукт.
Ускоренный рост общественного производства создает предпосылки для ослабления и преодоления многих социальных конфликтов и катаклизмов.
Таким образом, современная действительность представляет собой довольно пеструю и неоднозначную картину.
С одной стороны, в мире обострились многие прежние противоречия, а с другой — возникли новые социальные трудности и противоречия.
В самом деле, произошло определенное ослабление социальных противоречий в Западной Европе, но в то же время они усилились и обострились в странах Востока и развивающихся странах. Ослабла опасность мировых войн в Европе, но возросла опасность всякого рода столкновений и локальных конфликтов в странах Востока и Юга. Ослабели противоречия между Западом и Востоком, но обострились противоречия между Севером и Югом.
В результате всего этого можно говорить о наступлении новой эпохи всемирной истории, которую можно было бы охарактеризовать как эпоху коренных демократических преобразований, утверждения нового мирового экономического и политического порядка, глобальных проблем и локальных конфликтов.
Каковы же перспективы войны и мира в современную эпоху, в обозримом будущем начала XXI века?
Что же нам несет век грядущий? Кровопролитные войны, конфликты и социальные катаклизмы, или же он обещает быть более спокойным и гуманным нежели век XX?
В середине 80-х годов Ден Сяопин объявил о том, что большие войны не являются неизбежными по крайней мере в обозримом будущем. Другие же считают, что человечеству предстоит и дальше жить в условиях конфликтов, столкновений и войн между народами.
Как считает профессор Кембриджского университета Джонатан Рейли — ныне вполне может возникнуть ситуация, аналогичная той, что была раньше. После перерыва, по его мнению, некие фанатичные представители мусульман, турецкие религиозные фундаменталисты в Малой Азии и фанатики в Испании могут начать дестабилизировать границы соседних государств, заселенных приверженцами других религий . При этом некоторые западные исследователи не исключают возможности и новой мировой войны.
Проблемам мировых войн и развития человечества много внимания уделял известный западный политолог Г.Кан. В своих книгах «О термоядерной войне», «Мысли о немыслимом», «Об эскалации» он писал, что мировые войны будут происходить не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Он рассмотрел восемь мировых войн: две из них уже имели место, а остальные шесть, по его мнению, человечеству предстоит еще пережить. Каждой из таких войн будет предшествовать техническая революция. При этом по мере технического прогресса люди со временем откажутся от применения ядерных бомб и ракет и перейдут к более тонким способам ведения войн — с помощью искусственных землетрясений, изменения температуры погоды на территории противника и т.д.
Это представление Г.Кана нельзя признать убедительным, так как он исходит из одного технократического подхода и не учитывает другие компоненты общественной структуры, которые также влияют на состояние отношений между народами. Г.Кан прежде всего не учитывает состояние и пути развития самого человека, человеческого потенциала, общественной жизни в целом и в частности процесса объединения человечества, который прокладывает себе дорогу по мере его развития. Здесь игнорируются также инстинкт самосохранения человека, глобальные проблемы и т.д.
Некоторые ученые считают, что информация, знания в современных условиях все больше и больше заменяют сырьевые ресурсы. Это позволяет бедным в ресурсном отношении странам добиваться успеха иными путями. В таких условиях по их мнению может возникнуть новый передел мира по совершенно новым основаниям. При таком положении большие размеры территории и богатств в недрах не всегда могут служить залогом богатства страны.
Вместе с тем теперь богатство может возникать как бы из ничего, так как его создает индустрия развлечений, досуга, образования и т.д. Это свидетельствует о том, что богатство увеличивается за счет увеличения энергетического потенциала самого человека, его сил, способностей, разума как своеобразного неотъемлемого неотчужденного орудия труда.
Известный западный политолог Самуэль Хантингтон считает, что если раньше войны велись между народами и странами, то теперь войны будут происходить между цивилизациями и прежде всего на религиозной почве.
В качестве подкрепления своей мысли он приводит рост арабского фундаментализма, появление новых экономических центров (Япония, Китай и т.д.).
Противоречия и столкновения между сложившимися цивилизациями, действительно, могут стать в обозримом будущем определяющим фактором мировой и региональной стабилизации. Однако для того, чтобы оценить мировую обстановку в целом, необходимо учитывать и противоположные тенденции, которые неуклонно прокладывают себе дорогу и усиливают свое действие.
При этом, по нашему мнению, при анализе перспектив будущего развития следует исходить не из одной какой-либо стороны способа производства общественной жизни, как это делают Г.Кан и С.Хантингтон, а учитывать все его компоненты в их совокупности. Лишь всесторонний учет всех компонентов способа производства общественной жизни позволит выявить господствующую тенденцию в развитии человечества на ближайшую перспективу.
Если рассматривать мировое развитие именно под таким углом зрения, то следует иметь в виду, что в современных условиях меняется сам человеческий потенциал общественной жизни — ее сердцевина и движущая сила. Происходит не только переход от национально-государственных к цивилизационным общностям, но и постепенное формирование человеческого сообщества в рамках всего мира. Этот процесс по разным причинам особенно усилился в современной обстановке. В ходе технизации и урбанизации, развития техносферы и ноосферы, усиления контактов между людьми возникает планетарное человечество, о чем пророчески писали Т.де Шарден и В.И. Вернадский. Более того, происходит интеграция природно-социального человека с техникой, что может привести к трансформации его социально-природной сущности. А это может служить важной гарантией и фактором усиления тенденции к преодолению по крайней мере мировых войн между народами. Но дело не только к этом. Меняется также и отношение человечества к мировым войнам.
Вопрос о войне и мире в современную эпоху приобретает особенно актуальный характер, так как не только прогресс человечества, но и его сохранение зависит от того, найдет ли оно в себе силы и мужество одолеть угрозы, таящиеся в современном мире.
Во все времена естественное чувство или инстинкт самосохранения человека, тенденции, объединяющие людей, выступали одной из важнейших причин предотвращения войн между народами, борьбы за мир. Однако это естественное чувство, выступающее отражением естественной природы человека, его самосохранения и развития наталкивалось на социальные законы антагонистических общественных отношений, на эгоистические интересы правящих классов, которые порождали войны между народами.
К тому же до сих пор не вставал вопрос о самом существовании человечества как целого. Лишь в современных условиях, с изобретением оружия массового уничтожения, вопрос о его самосохранении приобрел для человечества все более актуальный характер. А это не может не повысить роль инстинкта самосохранения и как следствие этого гарантии сохранения мира между народами.
В современных условиях складывается своеобразная ситуация. С одной стороны, хищнические устремления агрессивных сил — это специфический исторический закон общества, в котором господствует частная собственность. В то же время в общественной жизни действуют более глубокие естественные законы самосохранения, которые находят свое выражение во всех странах и в деятельности всех народов. Хотя социальные исторические законы могут на время отодвинуть естественные законы, однако в конечном счете приоритет остается за естественными законами, которые носят более фундаментальный характер.
Разумеется, утверждение естественных законов не происходит автоматически. Для этого требуется активная деятельность миролюбивых сил.
В современных условиях меняется не только человеческий потенциал, но и материально-производственная сфера общественной жизни. Переход от промышленной к постпромышленной цивилизации, рост мирового общественного производства и мирового совокупного общественного продукта также уменьшает степень напряженности в отношениях между народами.
Рост техники, появление ядерного оружия, с одной стороны, порождает военную опасность, создает угрозу для жизни человечества, а с другой — это оружие массового уничтожения служит сдерживающим фактором на пути развязывания агрессивных войн, а тем более мировых.
Самое же главное, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, заключается в том, что, как уже отмечалось, соотношение между собирательством, собственным производством и грабежом других у человека не остается постоянным, а носит конкретно-исторический характер. Чем выше производство, чем лучше обеспечиваются его потребности, тем соответственно при прочих равных условиях сужается роль и сфера перераспределения материальных ресурсов из одних рук в другие путем насилия и грабежа. При этом играет роль также и качество природной среды.
Нынешний рост мирового производства, в том числе и в таких густонаселенных странах, как страны Юго-Восточной Азии, ряда государств Африки и Латинской Америки позволяет надеяться, что производственная тенденция в жизни современного человечества будет преобладать и неуклонно одерживать верх над его грабительскими устремлениями господствующих классов некоторых стран.
Коренные изменения происходят также и в сфере отношений общества с природой. С одной стороны, глобальные проблемы усиливают противоречия между странами, а с другой — они способствуют сплочению человечества по их преодолению.
С одной стороны, наличие ядерного оружия порождает военную опасность, создает угрозу для жизни человечества, а с другой — это оружие массового уничтожения служит сдерживающим фактором на пути развязывания агрессивными силами всевозможных конфликтов, а тем более мировых войн.
С одной стороны, глобальные проблемы обостряют ситуацию в мире, усиливают противоречия между странами, а с другой — они способствуют сплочению человечества на их преодоление.
Что касается социальных противоречий и конфликтов, путей их разрешения, то некоторые западные социологи считают, что утверждение либерализма означает конец истории, так как она якобы уже пришла к своему логическому завершению. Однако нужно заметить, что современное западное общество с его господством рыночной экономики, представительной демократией — это отнюдь не последнее слово в развитии человеческой цивилизации. Человечество будет стремиться идти дальше по пути поиска новых, более совершенных форм своей жизни и деятельности. Но и на этих путях нельзя не замечать новых наметившихся тенденций.
В свое время К.Маркс писал, что после того как исчезнут классы и классовые антагонизмы, социальные революции перестанут быть политическими революциями.
Следует обратить внимание на то, что Маркс говорит не только об исчезновении политических революций как своеобразной формы преобразования общества, но и о коренном изменении характера общественного прогресса вообще — переходе от социальных революций к социальным эволюциям. По всей вероятности эта тенденция в XXI веке будет все сильнее прокладывать себе дорогу в развитии человеческой истории.
Исторический опыт свидетельствуют, что далеко не все возможности, созданные объективными условиями, превращались в действительность. Для превращения возможности в действительность в качестве непременного условия должна выступать активная творческая деятельность самих людей.
Этому же способствуют не только объективные, но и субъективные условия, постепенно складывающиеся в современном мире. К ним относятся: рост планетарного сознания, горькие уроки и тупиковый характер двух мировых воин, ничего не давших человечеству кроме неисчислимых жертв, страданий и слез, а также пример Японии и Германии, которые на путях мира и научно-технического прогресса достигли неизмеримо больших результатов, чем на тропе войны. Усиливающаяся роль ООН и другие факты позволяют смотреть на XXI век с надеждой на позитивный результат.
Ненасилие рано или поздно в конце концов одержит верх над насилием, а эпоха империализма, войн и социальных революций сменится эпохой научно-технического, социального и нравственного прогресса.
Перед человечеством выдвигается в качестве неотложной задача установить такой общественный и международный порядок, который соответствует социальной природе человека, причем все больше нарастают необходимые условия для установления такого нового порядка.
Во все времена характер прогресса в обществе носил как революционный, скачкообразный, так и эволюционный, или постепенный, характер. Во все времена человек стремился обеспечить свой прогресс с наименьшей затратой сил, средств, а тем более жертв и человеческих жизней. Это закономерно вытекает из тенденции к самосохранению и самореализации общества.
В процессе общественной жизни исторические законы, выступающие прежде всего продуктом социальных условий, либо устранялись, либо утверждались путем насилия и ожесточенной борьбы, либо самоотрицались более или менее постепенно естественными законами, заключенными в природе человека. Именно последние в той или иной мере и прокладывали себе дорогу. При этом чем больше имеет место неадекватность социальных условий потребностям человеческого потенциала, тем в большей степени прогресс общества осуществляется путем крутой ломки прежних структур и общественных отношений и наоборот.
На определенном этапе общественного развития в силу неадекватности социальных условий природе человека, доминирующей формой прогресса выступало скачкообразное революционное развитие, а плата за прогресс была чрезвычайно высокой и взималась неисчислимыми жертвами, человеческими жизнями, кровью, горем и слезами людей.
На новом этапе в связи с тем, что социальные условия становятся все более адекватными природе человека и новым отношениям человека с природой, цели, характер, средства, а также и цена прогресса существенно меняются. В качестве доминирующей формы прогресса может стать постепенное развитие.
При этом само собой разумеется, что это не исключает возможных скачков, трудностей и даже жертв при осуществлении тех или иных социальных преобразований, революций в технике, в области культуры и т.д. И тем не менее все же на первый план будут выдвигаться нравственные формы прогресса самого человека.
Конечно, современная обстановка создает немало препон на пути утверждения настоящего мира на нашей планете. Сюда относятся не только проблемы, связанные с состоянием самого общества и его социальной структурой, но также и глобальные проблемы, перед которыми встало современное человечество, проблемы, которые могут разделить мир по новым параметрам.
В процессе последующего развития можно ожидать столкновения различных исторических тенденций. Одна, вытекающая из развития современного производства, улучшит перспективу мирных отношений между народами. В то же время ей будет противостоять тенденция, вытекающая из природных основ общественной жизни, устоявшихся традиций, антинародных общественных порядков в целом ряде стран мира и т.д.
В начале и середине XX века, как уже отмечалось, обострилось несоответствие между базисом силы отдельных империалистических государств и распределением колоний и зависимых стран. Это несоответствие привело к двум мировым войнам и бесчисленному множеству локальных. На современном этапе возникло глобальное несоответствие в рамках целостного человечества между распределением населения, которое сосредоточено главным образом в странах Юга и центрами мировой экономической и политической мощи, которые сосредоточены главным образом в странах Севера. И если обострение социальных противоречий, связанных с экономическим неравенством внутри отдельных стран, вызвало глубочайшие социальные сдвиги и потрясения, то можно лишь представить, какой гигантский катаклизм может вызвать конфликт между богатыми и бедными нациями в мировом масштабе.
Способны усилить различные социальные катаклизмы в обществе и агрессивная политика некоторых кругов на Западе, их беспощадная эксплуатация развивающихся стран, попытки превратить Россию в страну третьего мира, попытки расширить НАТО на Восток и т.д.
И все же будем оптимистами. Мир неуклонно движется от эпохи насилия к ненасилию и нравственному прогрессу.
Следует иметь в виду, что если начало XX века ознаменовалось утверждением промышленной цивилизации в целом ряде стран, то начало XXI века будет ознаменовано вступлением многих стран в этап постпромышленной цивилизации.
А это в свою очередь будет приводить к изменению самой цели и характера исторического прогресса. Разумеется, конечной целью прогресса во все времена выступал человек. Что же касается непосредственной цели, то в качестве таковой до сих пор выступал не человек сам по себе, а собственность, богатство, прибыль, материальные блага и т.д.
Теперь же человек все более и более превращается не только в опосредованную, но и непосредственную самоцель прогресса.
В современных условиях в связи с этим могут измениться не только цели прогресса, но и средства его достижения. Раньше в силу определенных исторических обстоятельств в качестве «средства» прогресса нередко выступали грабежи, насилие, войны и другие социальные катаклизмы.
По мерс дальнейшего развития человеческого общества вероятнее всего на мировом социальном «рынке» будут все больше и больше терять спрос варварские формы прогресса, которые связаны с разрушениями и кровавыми жертвами и, наоборот, повысятся в цене научно-технические, а главное нравственные формы прогресса, связанные с совершенствованием самого человека. Это будет означать, что удельный вес обеспечения собственного благополучия за счет грабежа других и перераспределения собственности будет постепенно сужаться за счет достижений таких результатов на путях научно-технического прогресса. А это может привести к смене в XXI веке эпохи империализма, войн и социальных революций эпохой технического и нравственного прогресса.
Почти все XX столетие прошло под знаком глубокого противоборства двух общественных систем — капитализма и социализма. В результате драматических событий конца 80-х и начала 90-х годов двухполюсный мир распался. Он все более стал превращаться в многополюсный. В нем появились новые очаги цивилизации в виде Объединенной Западной Европы, Японии, Китая, мусульманских стран со своими интересами и тенденциями. В отличие от биполярности, где существовал значительный отрыв ряда государств мира от всех остальных, для многопо- люсности или многополярности характерна примерная сопоставимость возможностей одновременно нескольких государств мира. В таких условиях особую роль приобретает сбалансированность интересов различных народов и государств. Роль гаранта «сбалансированного мира»могла бы играть в таких условиях Россия, расположенная на евроазиатском пространстве.
Однако качественно изменившаяся геополитическая и военно- стратегическая ситуация в мире требует радикального и комплексного переосмысления всей внешнеполитической линии, основанной на биполярной основе баланса сил.
С одной стороны, необходим отказ от непомерных внешнеполитических амбиций и противостояния с США, а с другой — необходимо добиваться обеспечения «оборонной достаточности», безопасности страны, недопущения распространения НАТО на Восток.
Задачи политики в области международных отношений заключаются в том, чтобы, исходя из объективной оценки обстановки, обеспечить безопасность страны на международной арене путем: а) привлечения необходимых союзников (в качестве таковых могут выступать прежде всего страны СНГ); б) использования или нейтрализации своих настоящих или потенциальных противников; в) налаживания взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества со всеми странами. Здесь перед Россией открываются широкие возможности в смысле объединения сил Запада, Востока и исламского Юга.
Безусловно, всеобщий мир — это не всеобщее братание и не устранение всяческих противоречий, а способ их ненасильственных разрешений.
Борьба различных общественных тенденций неизбежна, но она не должна вести к разрушению государства, его экономики, социальной и духовной сфер.
Лекция 21
МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ МОМЕНТОВ
За сравнительно короткий отрезок времени, прошедший с момента выхода в свет первого издания данной работы, выражение «адаптация политической системы» уже достаточно прочно вошло в лексикон отечественных политологов. Это не означает, однако, что мы полностью постигли все тонкости этого чрезвычайно сложного, многомерного процесса, выявили его закономерности. По мере изучения данного явления перед исследователями встают все новые и новые проблемы. Об одной из них, а именно о соотношении правовых, политических и социальных моментов в ходе адаптации политической системы и пойдет речь в этой лекции. Свою концепцию мы будем строить, опираясь на успешный опыт адаптации политической системы США в годы «нового курса», на серьезную попытку подобного рода, предпринятую в годы «прогрессивной эры», а также на тот интереснейший материал, который дает социально-политическая история России в XX веке и ее сегодняшняя действительность.
Прежде всего хотелось бы пояснить, почему из всех многочисленных вопросов, встающих при изучении механизма адаптации политической системы, мы выбрали именно проблему соотношения правовых, политических и социальных начал в интересующем нас явлении. Да потому, что к этому нас активно подталкивают драматические реалии нашей сегодняшней действительности. Справедливости ради надо сказать, что над этими сюжетами ученые и политики-практики начали задумываться еще в начале нашего века, когда человеческая цивилизация (по крайней мере западная и евразийская) вышла на один из самых крутых поворотов в своей истории. Дж.Гобсон, Ч.Мерриам, Р.Гильфердинг на Западе, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, П.Н. Милюков, Н.Д. Кондратьев в России — вот лишь некоторые, достаточно известные имена тех, кто в своих трудах так или иначе затрагивал эти вопросы. При всех весьма серьезных различиях для большинства исследователей и политиков того периода была характерна убежденность в том, что кардинальные сдвиги в экономике напрямую диктуют и предопределяют ход, характер и темпы изменений в организации общества, в том числе и в политической сфере. Это был своего рода экономический детерминизм применительно к политологическим и социологическим сюжетам.
Безусловно, любая сколько-нибудь серьезная перестройка экономического организма общества оказывает заметное воздействие на всю совокупность политических отношений. Можно наметить несколько каналов такого влияния. Сдвиги в экономике, как правило, ведут к изменению социальной структуры, появлению новых групп со своими специфическими интересами. А это ведет к созданию новых общественно-политических объединений, корректировке программно-целевых установок старых партий и движений. В итоге обновляется политическая повестка данного общества. Новые социально-политические проблемы, порожденные трансформацией экономики, ставят перед государственными институтами целый комплекс подчас совершенно неожиданных вопросов. Естественно, в их функционировании, а иногда и в структуре происходят определенные подвижки, ибо они вынуждены реагировать на давление социума. Наконец, изменения в экономической сфере, особенно в век бурного научно-технического прогресса, влияют и на политические технологии, а это не может не сказаться самым серьезным образом на работе политического механизма. Вот лишь некоторые каналы, по которым осуществляется «давление» экономики на политическую систему.
Весь вопрос в степени детерминированности этого давления. В трудах ученых, анализировавших эту проблематику в начале нашего века, масштабы этого взаимодействия, как сегодня очевидно, явно преувеличивались, а характер упрощался.
Пожалуй, одной из первых стран, где в полной мере проявились многообразие, многомерность, многофакторность и зигзагообразность процесса адаптации политической системы, стали Соединенные Штаты Америки. Именно там, в годы «прогрессивной эры» была предпринята крупномасштабная попытка осуществить перестройку всей политической системы, с тем, чтобы позволить ей более уверенно отвечать на непростые вызовы новой эпохи. Эти бурные события были вызваны к жизни теми огромными качественными изменениями, которые произошли в Америке в последней трети XIX века. Правда, в политической сфере они сказались далеко не сразу. Если в экономике становилось все очевиднее, что США превращаются в страну классического монополистического капитализма (и с этим мало кто спорил), то о перестройке политической системы в это время говорили лишь наиболее радикальные круги. Американский истеблишмент отнюдь не жаждал перемен. Его вполне устраивал существующий порядок вещей, а господствовавшая в то время социал-дарвинистская идеология освящала своим авторитетом сложившееся статус-кво.
Однако огромные подвижки в экономике неуклонно разрушали привычный уклад жизни, ее ценности, которыми руководствовались многие поколения американцев. Почему на глазах исчезает «американская мечта»? что надо сделать, чтобы предотвратить гибель традиционного общества? — эти вопросы будоражили умы американцев, вносили мощный заряд социальной напряженности в жизнь общества. Именно в этом бурлящем социальном котле зарождались те импульсы, которые через какое-то время вынесли на повестку дня вопрос о модернизации политической системы, ее приспособления к меняющемуся социуму. Иными словами, проблема перестройки, усовершенствования составных компонентов надстройки общества переходила уже в политическую плоскость, становясь предметом острейшей межпартийной борьбы.
Поскольку основные элементы партийно-политической системы прочно контролировались противниками модернизации, для радикальных кругов американского общества оставалась единственная возможность — создать инструмент для оказания внесистемного давления на государственные структуры. По всей видимости, такой сценарий начала перестройки партийно-политической системы, иногда перераставший в революционный взрыв, разрушавший всю прежнюю модель государственного устройства, был характерен для ранних попыток модернизации политических систем. Это и неудивительно. У правящих кругов еще не было в распоряжении эффективного идеологического и политико-правового инструментария, с помощью которого можно было без особого риска осуществить интеграцию как целей, так и самих участников движения протеста в лоно политической системы и на этой основе добиваться ее адаптации к меняющемуся социуму. Без этого любое требование перемен вызывало резкое отторжение у правящей элиты, которая видела в этом покушение на свои госп