ПОЛИТОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — ЧАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Предмет политологии — закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Как часть политической науки политология международных отношений имеет свою специфику. В качестве субъектов в сфере международных отношений выступают государства, взаимоотношения между которыми строятся на основе либо суверенитета, либо зависимости, подчинения и т.д. Важной составляющей предмета политологии международных отношений выступает международная политика, ее социальная природа, закономерности функционирования и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу — обеспечения и упрочения существующей в данной стране системы общественных отношений, но в ее решении каждое из направлений политики получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Политология международных отношений исследует не только сущность международных политических отношений, но и исторические этапы их развития, а также их социальные типы и динамику в различных условиях, в том числе и перспективы развития международных политических отношений на рубеже II — III тысячелетий.
В политологию международных отношений входит и исследование влияния наднациональных институтов на элементы политической системы отдельных стран, а также роль государственных институтов в организации международной жизни.
Политология международных отношений изучает исторические типы международных объединений и их различные политические роли, а также место политических и неполитических (экономических, религиозных и др.) государственных и негосударственных (неправительственных) организаций (например, ООН как международный политический механизм особого типа, Европейский парламент и т.д.). В задачу политологии международных отношений входит исследование роли основных государственных группировок: военно-политических блоков, Движения неприсоединения и т.д., а также политических функций возникающих специфических объединений, таких как «Общий рынок», АСЕАН, транснациональные корпорации и т.д.
Важное место в политологии международных отношений занимает исследование негосударственных международных организаций, например, организационно-координирующей роли трех Интернационалов, а также идейно-политического статуса Социнтерна. Сюда же включаются различные виды международных профсоюзных, молодежных, экологических, женских и других организаций, а также взаимосвязь и соотношение политических статусов и функций «внутренних» и международных «наднациональных.» институтов.
Политология международных отношений исследует политическую идеологию как совокупность теоретических идей, взглядов и представлений, отражающих механизмы властных отношений и социально- классовые интересы их агентов.
Особое место в политике международных отношений занимает специфика внешнеполитической деятельности национально-государственных и других институтов, а также отношение внешней политики и международного права, внешнеполитической стратегии партии, особенности политики международных организаций. Большое место в политологии международных отношений должно быть отведено исследованию характерных черт исторической эпохи, сущности и современного состояния мирового политического процесса, а также глобальных проблем и их роли в развитии международных отношений. В структуру политологии международных отношений входят анализ нового политического мышления и борьба за новый международный политический порядок, а также диалектика общечеловеческих и классовых интересов и целей в мировой политике.
Политология международных отношений исследует различные виды международных политических взаимодействий, и в частности, войну как средство осуществления внешней политики, типы международных конфликтов: глобальные, региональные, локальные, формы и «модели развертывания» международных кризисов, современные процессы принятия внешнеполитических решений, использование методов моделирования, компьютерной техники (ЭВМ) и т.д., а также учет психологических факторов и принятий политическими лидерами «внешних» решений (личностных, когнитивных и перцептивных).
В политике международных отношений, как и в политике вообще, за последний период накопилось немало замшелых догм, без преодоления которых невозможно дальнейшее движение вперед в развитии этой науки.
Сведение общественной жизни к одним материально-производственным компонентам закономерно приводит к тому, что в рамках общественной структуры учитывается лишь ее социальная сторона. А между тем подобно тому как социальные закономерности в рамках общества — форма проявления естественных процессов, материально- производственная, вся вообще социальная сфера — конкретная форма проявления природно-демографической основы общественной жизни. В сущности, любая общественная формация — это своеобразная форма проявления определенного способа производства общественной жизни. А из этого следует, что характер тех или иных человеческих обществ, равно как и темпы их развития, необходимо искать не только в рамках социальной сферы (формы), но и в рамках их природно-демографических основ (т.е. содержания). Именно с этих позиций надо рассматривать как сами общественные формации, так и последовательность их смены в различных природно-демографических условиях.
Поскольку природно-демографические компоненты не одинаковы в различных странах и регионах, то на одном и том же уровне материального производства, но в разных природно-демографических условиях, могут возникнуть различные социальные и политические структуры. Отсюда несостоятельность так называемой «пятичленки», такого подхода, согласно которому все общества во всех регионах и странах обязательно должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую — и перейти к коммунистической. Жизнь, однако, показывает, что такая периодизация исторического процесса не является универсальной. Поэтому формационный подход к историческому развитию следует дополнить общецивилизационным.
В отличие от общественных формаций, выражающих способ производства материальных благ, в основу понимания цивилизационного подхода кладется способ производства общественной жизни в целом, т.е. человеческий потенциал (способ производства собственной жизни), способ производства материальных благ и географическая среда, с которой взаимодействует данное общество.
В соответствии с господствующими представлениями о способе производства материальных благ как основе общественного развития история общества, по сути дела, сводилась лишь к своей материально-про- изводственной стороне и ограничивалась историей смены различных общественно-экономических формаций. Из истории и анализа структуры общества, таким образом, фактически исключались природно-де- мографические компоненты, т.е. естественное содержание, которое в конечном счете определяет всю социальную сторону исторического процесса как его конкретную форму проявления.
Очевидно, что необходимо исследовать не только способ производства материальных благ, но и социальные, демографические и экологические компоненты, которые включаются в способ производства общественной жизни. Все это имеет большое общетеоретическое значение при анализе проблем политической науки.