Сущность характеристики политической культуры

Концепция политической культуры и политико-культурный под­ход впервые были введены в политическую науку американскими по­литологами в середине 50-х годов. С тех пор они получили широкое распространение в мировой политической науке. Их создатели Г.Алмонд, С.Верба, С.Пай и другие исходили из того, что традиционный подход к политике в терминах исследования государственно-правовых институтов и т.д. не в состоянии определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разно­му в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми для дру­гих стран. Они ставили своей целью разработать комплексный подход, базирующийся на органическом соединении эмпирического и теорети­ческого, микроуровневого и макроуровневого аспектов исследования. С этой точки зрения, политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, культурантропологию, социаль­ную психологию в единую политологическую дисциплину. Он призван соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психоло­гии, политической идеологии и т.д.

Политическая культура — это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся историей в своем содержа­нии и формах, явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная революция, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные революции.

Особенность политической культуры состоит в том, что она нераз­рывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода «субъективный объект». В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально- политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политиче­ских образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т.д. Формы их реализации, их приня­тие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие го­сударственных и политических институтов, придают значимость и на­правление политическому процессу в целом и политическому поведе­нию широких масс населения в частности. Политическая культура со­ставляет в некотором роде этос или дух, который одушевляет формаль­ные политические институты. Вслед за Г.Алмандом и С.Вербой вполне обоснованно можно сказать: «Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре».

Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизнен­ных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политиче­ская культура дает отдельному человеку руководящие принципы поли­тического поведения, а коллективу — «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов». Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организа­ций, придавая целостность и интегрированность политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом. Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно- политической системы, поскольку их задача состоит в формировании приверженностей данной системе, нормы служат цели интегрирования социальных систем. Они включают в себя не только ценностные компо­ненты, но и особые формы ориентации людей в определенных функци­ональных и ситуационных условиях.

Политическую культуру можно правильно понять лишь в том слу­чае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой об­щенациональной культуры. Соглашаясь с К.Гиртцем в том, что куль­тура представляет собой некую структуру определенной совокупности значений, с помощью которых люди формируют свой опыт, и исходя из того, что политика представляет собой одну из главных публичных сфер, в которых раскрываются эти значения, можно вычленить значе­ния, имеющие отношения к миру политики. Эти «значения», составля­ющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенацио­нальной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычая­ми, стереотипами, мифами, установками и т.д. и т.п. Фундаментальные компоненты национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической куль­туры в целом.

В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д. Она включает опреде­ленные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Это компоненты, обусловленные социально-экономиче­скими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами, характеризуются относитель­ной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.

Политическую культуру можно характеризовать как ценностно- нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на полити­ческую систему. Политическая культура, как отмечает американский политолог Д.Дивайн, это «историческая система широко распростра­ненных, фундаментальных поведенческих политических ценностей», которых придерживаются члены данной общественно-политической системы[131]. Она охватывает как политические идеи, ценности, установ­ки, так и действующие нормы политической практики. Она предпола­гает изучение таких категорий, как политическая идеология, легитим­ность, суверенитет, правление закона и т.д. Политическая культура в определенном смысле предоставляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с дей­ствующими «правилами игры». Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политиче­ском поведении, сами по себе составляют важнейший компонент поли­тической культуры.

Цементирующим элементом политической культуры следует счи­тать политическое мировоззрение, составляющее часть общего миро­воззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей оказывают господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных уста­новок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом.

Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политическая система? При поисках пра­вильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что поли­тические институты, будучи творениями культуры того или иного на­рода, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Тесная связь существует между политическим поведением и политической культурой. Более того, политическая куль­тура реализуется через политическое поведение.

Хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее прове­сти между ними четко очерченную линию разграничения весьма труд­но. Они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются и не могут существовать друг без друга. Например, либерально-демократическая система характеризуется существованием в обществе множества соци­альных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересованных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциа­ций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение пол­учило название «социальный плюрализм». В политической сфере плю­рализм проявляется в наличии множества партий и институтов, в суще­ствовании разных идейно-политических ориентаций, установок, идео­логических течений и направлений и т.д. В этом случае мы имеем «политический плюрализм». Причем социальный плюрализм и стиму­лирует политический плюрализм и наоборот.

Правильно понять эти проблемы можно лишь в том случае, если рассматривать политическую культуру не как основной детерминиру­ющий фактор партийно-политических отношений и процессов, а как определенное опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами и т.д. отдельного человека, социальных групп, классов, вовлеченных в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой. Воздействие на практические дела не означает их детерминацию. Иначе говоря, политическая куль­тура способствует формированию определенных типов политического поведения, она придает ему определенную направленность, но не явля­ется детерминирующим фактором в последней инстанции. Дело в том, что решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конк­ретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и политическая система, состояние эко­номики, просто конъюнктурные факторы, сиюминутные внутри- и внешнеэкономические и внешнеполитические условия и т.д. Зачастую общность быта и уклада жизни, непосредственность впечатлений сами по себе могут служить фактором стандартизации сознания, формирова­ния разного рода иллюзий, типологически родственных представлений.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность су­ществующей системы и действующего в каждый данный период полити­ческого режима. Более того, в системе ценностей, ориентаций, устано­вок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохране­нию политической системы. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспо­собность.

Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценно­стей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь «позитивными» установками в отношении существующей политической системы, как это делает ряд политологов. Концентрирование внимания исключи­тельно на разделяемых всеми убеждениях и установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений установок и ценно­стей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей. Зачастую сам факт, что они не разделяются большинством членов общества, может служить важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому важное значение имеет также выделение расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, которые и в наши дни продолжают вы­ступать за изменение существующего там положения вещей.

Человеческая деятельность, требующая совместных коллективных усилий, предполагает соответствующую организацию и координацию таких усилий людей, как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всего общества. Как показали Г.Алмонд и С.Верба, межличностное доверие является необходимым условием формирования вторичных ас­социаций, которые, в свою очередь, имеют важное значение для эффек­тивного политического участия в любой демократической системе. Чув­ство доверия необходимо и для функционирования демократических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную оппозицию, которая в случае прихода к власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона.

Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависит от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых всеми членами об­щества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизне­способности политической культуры и принятия ею основных элемен­тов большинством населения является принятие им идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый данный период по­литического режима. Лорд Брайс как-то говорил, что даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных. В правовом государстве жизнеспособность юридическо-правовой системы и подчинение ей подавляющего большинства населения зависит в большей степени от уважения к закону, нежели от страха применения санкций. Раз такое уважение потеряно, презумп­ции справедливости закона брошен вызов. Обеспечение легитимности, или легитимизация—это форма обоснования, которая призвана интег­рировать разрозненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему социальному порядку.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводст­ва идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные сим­волы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элемента­ми политической культуры. Символ представляет собой концентриро­ванное зримое выражение основной идеи явления или понятия, осно­ванное на его структурном сходстве с этими последними. Одной из форм символа является эмблема. Выдающийся российский философ А.Ф. Ло­сев относил к эмблемам и государственную символику. Частным видом эмблемы является герб, флаги другие атрибуты, воплощающие прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Для того, чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно являет­ся специфическим средством общения между людьми, может помогать им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, ус­воить пронизывающую эту общность центральную идею и т.д.

Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.д.). Такие симво­лы, как например, флаг страны или сигнальный свет имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средств выражения того, что имеет связь с обществом или действиями людей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков — это тоже символы, поскольку и звуки и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их «читать», расшифровывать их смысл.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Са­ми по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не мо­гут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социаль­но-политических группировок. Зачастую разного рода символы созда­ются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве поли­тической культуры данного общества.

Как отмечал О.Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собствен­ные национально-государственные символы. Они строятся на длитель­ной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политиче­ской самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов националь­ного сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряет­ся элитами. Со времени возникновения национального государства по­литические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр ино­странных дел Франции Ламартин говорил в 1848 году: «Если вы отни­мете у меня трехцветный флаг... то отнимите у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают националь­ные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы, или, как пишет К.Серулоу, «музыкальный эквивалент деви­за, герба или флага страны». Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они — современные тотемы, знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в миро­вом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, мо­нархи) , выступая на должность, произносят клятву верности при обя­зательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атри­бутами государственности во многих странах превратился в эмоцио­нальное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого госу­дарства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государ­ства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государ­ственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государствен­ные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед символизируют страны, входящие эту международ­ную организацию.

 

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в каче­стве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана — кедр, Канады — кленовый лист и т.д.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у России, США, Гер­мании и т.д.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствует лев, а среди птиц — орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.

Двуглавый орел — один из древнейших символов власти, верховен­ства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII веке до н.э. двуглавый орел символизировал объединение

Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV веке черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи. Центральное мес­то занимает изображение орла и в государственном гербе России.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т.д.

Наши рекомендации