НАТО и угрозы национальной безопасности России
Ключевое место в достижении политического и военного превосходства США и НАТО отводится решению задач дальнейшего ослабления России. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.Киссинджер: «Распад Советского Союза - это, безусловно, важнейшее событие современности... Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство».
Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО, их влияние на содержание и направленность трансформации международных отношений обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности России проявляются в сферах экономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. При этом руководство США рассматривает НАТО как один из основных инструментов защиты американских интересов в глобальном масштабе.
С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций, локальных конфликтов или противодействия распространению оружие массового уничтожения (ОМУ).
Отношения НАТО с Россией
На фоне грядущих геополитических потрясений и необходимости противопоставить им надежные механизмы международного сотрудничества весьма неубедительно, к сожалению, выглядят результаты партнерских отношений между НАТО и Россиейв Совете Россия - НАТО (СРН),созданном в 2002 году.
Страны НАТО резко осуждают российский мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и вопросы, связанные с признанием в качестве независимых государств Абхазии и Южной Осетии.
К числу положительных фактов сотрудничества Россия - НАТО можно отнести взаимодействие миротворцев на Балканах, соглашение по спасанию на море, диалог и несколько совместных учений в области противоракетной обороны (ПРО), контакты по нескольким проектам военно-технического сотрудничества и чрезвычайному гражданскому планированию, совместный документ о борьбе с международным терроризмом, транзит через нашу территорию грузов для военной операции в Афганистане и некоторые другие. Это не мало, если учесть, что начинали даже не с нуля, а с накопленного десятилетиями негативного потенциала взаимного недоверия.
Однако переход к более масштабным совместным проектам пока относится к области благих пожеланий. Несмотря на то, что Россия и НАТО признают безальтернативность и жизненную важность сотрудничества, развитие событий, к сожалению, не даёт оснований для оптимизма...
Для России политическая важность НАТО возрастает. Нам надо сотрудничать с НАТО в том объеме и по тем вопросам, которые потребны и выгодны с точки зрения наших национальных интересов, и одновременно противодействовать всем попыткам навязывать России решения, которые не соответствуют ее целям. Ни эйфории, ни слепого отторжения в отношении сотрудничества России с НАТО быть не должно. При всех обстоятельствах нам нежелательно обособляться от Запада. России нужна многовекторная политика, определяемая исключительно собственными национальными интересами.
Вопросы для самопроверки:
1.Каковы история и истинные цели создания НАТО?
2.Уточните реакцию и ответные действия СССР на создание военно-политического блока НАТО.
3.Каковы причины расширения состава НАТО и количество государств, входящих в блок?
4.Изменились ли цели Северо-Атлантического договора после падения СССР и роспуска Варшавского Договора?
5.Какова позиция России в отношении к НАТО в настоящее время?