Империя Хань рухнула, отчистив дорогу феодальным отно­шениям.

Проблема социально-экономического строя империи Хань не может считаться решенной. С одной стороны в ней консервирова­лось изжившее себя рабовладение. В источниках находятся данные, говорящие о тысячах рабов. Рабский труд находит примене­ние всюду. Так, усыпальницу Цинь Ши-хуанди в течение 37 лет строили 720 тысяч рабов. Часты упоминания о восстаниях рабов. С другой стороны, императоры Ханьской империи раздавали своим родственникам и чиновникам огромные земельные наделы с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. В китайском обществе активно идет процесс феодализации.

§ 2. Государство различных эпох и династий.С падением Ханьской династии единое китайское государст­во распалось на три самостоятельные царства: Вэй, У и Шу, На­ступила эпоха «троецарствия». Длительные войны между царст­вами привели к победе северного царства Вэй.

Император Сыма Янь в 265 г. основал новую династию Цзинь. Опираясь на идеи конфуцианства, новый император пытался реформировать разрушенное хозяйство. Земельная реформа Сыма Яня заключалась в ведении императорской (государственной) собственности на землю и надельной системы землепользования. Все крестьяне объявлялись податными держателями государст­венных земельных наделов первого и второго разрядов. Первый разряд состоял из крестьян в возрасте от 16 до 60 лет и получал «наделы в пользование» и «наделы для подати». «Надел в пользо­вание» составлял 70 му (1 му равен 1/16 га) земли для мужчин и 30 му для женщин, а «надел для подати» - 50 му и 30 му соответст­венно. Второй разряд, состоявший из крестьян в возрасте от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получал 50 % земли от земельного надела кре­стьян первого разряда.

С первого надела крестьяне кормились сами, а урожай полу­ченный со второго надела шел в казну. Кроме того, крестьяне не­сли разнообразные повинности и вносили в казну шелк.

Государственные чиновники получали наделы в соответствии с рангом. Их наделы не облагались налогом и повинностями. Концентрация земель в руках чиновников приводила к их эконо­мическому и политическому усилению.

В конце III века в Северный Китай вторглись кочевые племе­на. В результате вторжения гуннов на территории Китая появля­ются новые династии: Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу, Южная Сун, Поздняя Лян.

Кочевые племена растворились среди коренного населения, восприняли государственно-правовую культуру Китая. Вторже­ние способствовало миграции части китайского населения на юг. В целом традиционные устои Китая не претерпели кардинальных изменений.

Во время правления династии Суй и Тан (581-907 гг.) начина­ется разложение государственной надельной системы. Это было вызвано серьезными изменениями в экономической жизни. Быст­ро развивается сельское хозяйство, совершенствуются способы обработки земли, расширяется поливное земледелие. Большие успехи достигнуты в ремесленном производстве, в городах начи­нает складываться цеховая организация. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. Рост товарного производства приводит к расслоению общества по имущественному признаку. В 755 г. чис­ло надельных крестьян, облагавшихся податями и повинностями составляло 60 %, а к 780 г. 4-5 % от общего числа хозяйств в стра­не. Реальная власть в государстве переходит к владельцам фео­дальных поместий. Вводится единый налог с имущества, который взимался два раза в год. Обложению подлежали все лица, имею­щие земли, в том числе и владельцы поместий. Следовательно, в законодательном порядке была официально признана земельная собственность, находившаяся в руках отдельных феодалов, госу­дарство больше не ограничивало размеров землевладения.

Высшее и центральное управление. Главой государства являлся император. Он обладал неограниченными полномочиями в зако­нодательной, исполнительной, судебной, военной сферах. «Сын неба» обожествлялся, власть его передавалась по наследству.

Исполнительную власть китайский император осуществлял через двух цзайсянов. Левый цзайсян (старший) руководил дея­тельностью трех ведомств: чинов (назначение и подбор кадров), обрядов (пропаганда идей конфуцианства, организация праздни­ков, охрана общественного порядка), налогов (ведение земельных кадастров, взимание налогов и податей). Правый цзайсян коор­динировал деятельность других трех ведомств: военного (содержание оборонительных сооружений, комплектование ар­мии), наказаний (контроль за судебной системой и судопроизвод­ством, тюрьмами и приведением приговоров в исполнение), об­щественных работ (надзор за осуществлением строительных ра­бот, поддержанием ирригационных сооружений, дорог, мостов).

При императоре существовал законосовещательный орган - Государственный совет из числа высокопоставленных чиновни­ков. Важную роль в государственном аппарате Китая занимали палата по подготовке императорских указов и протоколов и управление по делам императора.

Местное управление. Территория Китая делилась на провин­ции, области, уезды, селения. Во главе территориальных единиц стояли назначаемые двором чиновники, за исключением старост, которых избирало сельское население.

Ликвидация надельной системы и разложения государствен­ной собственности на землю в период Танской империи привели к ослаблению центральной власти. В это время расширяются пол­номочия областных правителей, создаются обширные погранич­ные наместничества. По мере усиления своего могущества наме­стники начинают противиться мероприятиям центрального пра­вительства и даже восставать против него. В 755 г. Анъ Лу-шань выступил против императора и даже изгнал его из столицы. Вос­стание было подавленно, но восстановить былую силу Танской династии не удалось. В конце правления династии Тан местные феодалы полностью вышли из-под контроля центральной власти. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях. Сами назначали военных и гражданских чиновников, взимали налоги и подати, вступали в междоусобицы, заключали союзы. Их власть в большинстве случаев передавалась по наследству.

Основными податными единицами выступали объединения пяти и десяти дворов. Старосты объединений выполняли админи­стративные функции, рассматривали мелкие гражданские и уго­ловные споры, направляли крестьян на отбывание трудовой по­винности, ловили преступников.

Во времена династии Тан воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты тру­дились на своих полях и одновременно проходили военную под­готовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвра­щался в столицу, а солдаты в свои деревни. В структурном плане армия состояла из пехоты, кавалерии, императорской гвардии, наемных тюркских отрядов. Имелся речной и морской флот.

Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами единого сюзерена — императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титул соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения — крестьянство — так же не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доб­рого народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий толь­ко ей, строго соблюдая правила поведения, используя определен­ный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передви­жения по иерархической лестнице не исключалась.

Наши рекомендации