Политическое сознание и политическая идеология
Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Политические теории, идеологические ценности, настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.
Политическое сознание – это сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политикой. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень – это сфера политической идеологии.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному и выполняют при этом различную социальную роль.
В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве. Политическая наука – это исторически достигнутое понимание политической реальности. Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии механизмов ее функционирования. Политическая наука есть постигающее мышление, которое стремится проанализировать, систематизировать факты и на этой основе спрогнозировать возможные пути политического развития.
Однако общество, возникая и развиваясь естественным путем, во многом является результатом целенаправленной деятельности, продуктом практического разума. Целеполагание, сознательный выбор, принятие активных решений и их воплощение – все это отличает общественное бытие от мира природы. И факты социальной жизни обретают значение только в процессе оценки. Выводы, положения политической науки глубоко затрагивают интересы людей. Часто научно обоснованные положения политической теории вызывают резкую критику со стороны тех, чьи интересы затронуты. Кроме того, политическая теория не ограничивается установлением законосообразной связи в мире политики. Она обосновывает и цели развития, и пути достижения этих целей, разрабатывает нормативные основы политической деятельности. Именно в определении целей, моделей развития теоретики и особенно практические политики, которые берут эти теории на вооружение, отходят от принципа объективности. Достоверные знания о политике оцениваются, интерпретируются с точки зрения определенного социального интереса. Социальная оценка начинает доминировать над объективным содержанием политического знания, политические теории становятся идеологиями. Именно эта специфика социального бытия и социального познания заставила Э. Бернштейна сделать вывод, что несвобода, тенденциозность почти всегда присутствуют в социально-политических теориях и всегда в социально-политических доктринах.
Тем не менее научные политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к свои выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.
Политологи-исследователи, говоря словами Н. Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.
В познавательном и практическом измерении у политической науки и политической идеологии разные функции. Наука служит истине, а идеология, в конечном счете, социальному интересу, обоснованию и оправданию действий определенных политических сил. Но при анализе конкретных политических теорий от Платона и Аристотеля до мыслителей XX века часто бывает сложно провести границу между познанием политики и нормативными основами политических идеологий, между научным беспристрастием и политическими предпочтениями. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Добросовестный исследователь стремится быть объективным, но он не может быть равнодушным, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.