Внешняя политика в первой половине XIX в.
На этапе становления молодого государства внешней политике отводилась особая роль. Это было связано с обеспечением национальной безопасности, задачами предотвращения потенциальной внешней угрозы (характер Парижского мира не устранял полностью предпосылки интервенции со стороны как бывшей метрополии, так и недовольных его статьями европейских союзников США), необходимостью отстоять государственные границы и, по возможности, их расширить (к 13 штатам, отвоевавшим свою независимость в 1792 г. присоединились Кентукки, в 1796 г. – Теннеси, в 1803 г. – Огайо; все они были отвоеваны у индейцев). Кроме того, внешняя торговля, таможенная и тарифная политика имели жизненно важное значение для судовладельцев и собственников крупных шахт, для ориентированного на рынки Старого Света плантационного хозяйства, для целого ряда других отраслей производства. От иностранных инвестиций и притока европейской рабочей силы также напрямую зависело благополучие американской экономики.
В европоцентричной мировой политике избежать необходимости выстраивать систему двусторонних отношений США с отдельными великими державами Старого Света было невозможно. Первые дипломатические опыты молодого североамериканского государства в период Войны за независимость были вполне успешны. Удалось создать союзную коалицию европейских держав, которая оказала существенную поддержку США в борьбе с метрополией. Торгово-экономическое сотрудничество доказало свою эффективность и было взаимовыгодно. Военные кредиты и поставки из Европы предполагали развитие контактов, как минимум, для погашения долгов.
В Европе последнее десятилетие XVIII в. прошло под знаком Великой французской революции. Франция была первой великой державой, признавшей некогда восставшие колонии. Госсекретарь Т. Джефферсон, в свое время обеспечивший повстанцам поддержку этой страны, приветствовал революционные события, считал, что пришло время оказать ответную услугу, и даже, в знак солидарности с анти-монархической борьбой дал своей партии название Республиканской. Отнюдь не столь позитивно восприняли события во Франции президент Вашингтон, его соратники-федералисты. Их отказ от помощи революционной власти привел к отставке госсекретаря.
Прагматичность и соображения экономической целесообразности при первом же испытании возобладали в молодой американской дипломатии. Федералисты безоговорочно заняли пробританскую позицию. Английские инвестиции, тесные торговые и транспортные связи двух стран стали гораздо более весомым аргументом, чем абстрактные соображения идейной близости США с Францией. Опубликованная весной 1793 г. Декларация о нейтралитете фактически отменила франко-американский договор 1778 г. (этот документ появился после установления во Франции якобинской диктатуры в начале лета 1793 г.). Логичным следствием этого шага стало подписание американо-английского договора о дружбе, торговле и мореплавании – Договора Джея (назван по имени особого американского уполномоченного Дж. Джея, подписавшего договор с британским министром иностранных дел лордом Гренвилем). Это соглашение закрепляло неравноправные условия для американцев и стало предметом острых дебатов при утверждении в Конгрессе.
Внешнеполитический вопрос оказался в центре внутриполитической борьбы, поскольку дал возможность соперничавшим политическим силам публично выступить в поддержку тех социальных слоев, на которые каждая из них опиралась. Предпринимательские слои Севера были заинтересованы в нормализации экономических связей с бывшей метрополией, получении равных прав в двусторонней торговле и работе транспорта, в безопасной навигации по реке Миссисипи, в возобновлении приграничной торговли с Канадой. Важным было и прекращение англичанами многолетнего саботажа по выполнению решений Версальского мира 1783 г., выводу войск из фортов на отошедших к США территориях. Англия пошла на ряд уступок, ввиду осложнения позиций в европейской политике, федералисты же объявили это результатом своей успешной дипломатии. Антифедералисты-республиканцы, обращали внимание общественности на то, что уступки, полученные от английского правительства, носили половинчатый характер. Не были учтены американские интересы в вопросах торговли с Вест-Индией, им запрещалось вывозить наиболее прибыльные товары (сахар, кофе, какао, хлопок и др.), подтверждалось право на досмотр американских торговых судов и арест нарушивших это предписание экипажей. Такого рода ограничения и притеснения не отвечали интересам торговцев, судовладельцев и плантаторов южных и восточных штатов, стычки которых с британскими военными моряками нарушали режим бесперебойной внешней торговли. Претензии на компенсации британским подданным и их сторонникам, собственность которых была конфискована в ходе Войны за независимость, а также старые споры о военных долгах также не прибавляли оптимизма.
Неудачные попытки англичан при создании анти-французских коалиций в Европе сделали ставку на нового союзника весьма опасной и заставили президента Джона Адамса в 1798 г. всерьез рассматривать возможную перспективу войны с Францией. Федералистское правительство опрометчиво форсировало проведение через Конгресс непосильной для государственных финансов программы в рамках «Закона об увеличении армии и флота». Для ее обеспечения потребовалось введение специального налога на владельцев рабов, земли и недвижимости, что в очередной раз ударило по интересам плантаторов, а также широких фермерских слоев. Стремясь оградить себя от наступательной критики республиканцев, и издав в том же 1798 г. анти-демократические законы «О мятежах» и «Об иностранных врагах», федералисты поплатились за это победой на выборах. К власти пришла партия республиканцев Т. Джефферсона.
Смягчив недовольство Франции, новый президент в 1803 г. приобрел у нее Луизиану, чуть меньшую по площади, чем вся первоначальная территория США. Наполеон не смог восстановить контроль в этой бывшей французской колонии, которой в 1763–1800 гг. владели испанцы, не препятствовавшие проникновению в эти земли американских поселенцев, и предпочел пополнить казну для ведения войн и возобновления борьбы с Великобританией. Плата в 15 млн долларов с лихвой окупалась для американцев получением доступа к Мексиканскому заливу и обеспечением стратегического контроля над бассейном реки Миссисипи. В 1810 г. американские поселенцы объявили Западную Флориду свободной от испанского владычества и, введя войска, спустя три года, при президенте Дж. Мэдисоне, присоединили ее земли к Луизиане.
Были предприняты и первые силовые акции по защите американских торговцев, вывозивших опиум из Османской империи в Китай, от поборов североафриканских пиратов. Карательная акция в Триполи (1802–1805) прошла на редкость успешно. Получив от турецкого султана те же торговые преференции, каких добились уже великие державы, США успешно включились в передел средиземноморского опиумного рынка (в 1815 г. были заключены неравноправные договоры с североафриканскими государствами). Попав в водоворот торговых войн и блокад, затеянных европейцами, США предприняли ограничение, ставшее впоследствии характерной чертой американской внешней политики. Президент Джефферсон в декабре 1807 г. принял изоляционистское решение, наложив эмбарго на ввоз в страну всех иностранных товаров и даже временно закрыв американские порты. В этих условиях республиканскому руководству без труда удалось ввести в действие принятый ранее закон о запрете ввоза рабов.
К 1809 г. сложились предпосылки для установления дипломатических отношений и развития дружественного сближения с Российской империей – единственной великой державой, не чинившей преград американским торговцам.
Внешнеполитические шаги американцев обострили их отношения с Великобританией. Она не признавала покупку Луизианы, не примирившись с потерей своих колоний, затягивала вывод войск, а главное, не прекращала затяжную торговую войну, препятствуя свободе американской торговли, нанося ощутимый экономический ущерб конфискацией американских судов и грузов. Это подтолкнуло конгресс США 18 июня 1812 г. к объявлению войны Великобритании (1812–1814). Поскольку речь вновь шла о неоправданных экономических притеснениях, демонстративном ущемлении американского суверенитета, широкие круги общественности восприняли новый конфликт как очередной этап Войны за независимость, имевший целью добиться от Англии выполнения прежних соглашений.
Особенно активными сторонниками войны были радикальные экспансионисты (прозванные «военными ястребами»), считавшие войну шагом к обеспечению национальной безопасности путем окончательного вытеснения англичан из Северной Америки и получения свободного доступа к западным землям. В прессе шли дебаты по поводу возможного присоединения Канады и окончательного устранения британской угрозы. Высказывались предположения, что канадцы, в порыве анти-колониального протеста, сами захотят воссоединиться с соседней республикой, стоит только осуществить интервенцию на их территорию и помочь им справиться с колониальной администрацией. Особенно активны были представители приграничных штатов Запада. Впервые стали формулироваться концепции экспансии, копилка аргументов в поддержку которых, постоянно пополнялась в последующие годы.
Начавшие войну республиканцы рассчитывали в основном на массовую поддержку населения и недооценили мощи противника. Постоянно совершенствовавшие боевой опыт, особенно в морских сражениях и десантных экспедициях, англичане легко разбивали противника, не воевавшего в последние десятилетия (за исключением стычек с индейцами и пиратами). Военная экспедиция в Канаду окончилась для американцев плачевно. Местное население восприняло их как агрессоров и поддержало английские войска, которые в 1814 г. не только разбили высланную против них армию, но и провели успешное наступление на территорию северных штатов, без труда овладели столицей США.
Американцам нечем было похвастаться в этой войне за исключением победы в сражении под Новым Орлеаном 8 января 1815 г., которое генерал Эндрю Джексон (будущий президент США) выиграл, не зная, что двумя неделями ранее заключен мир.
Война разделила американское общество на сторонников и противников американо-английского союза. За сотрудничество с Англией выступали федералисты, выражавшие интересы окрепших промышленных кругов северо-восточных штатов, которые даже выиграли на эмбарго, обогатившись за счет высоких цен и отсутствия конкурентных товаров. После разгрома армии Наполеона в России и усиления позиций Великобритании в Европе, они считали целесообразным пойти на любые уступки, чтобы закончить войну и возобновить сотрудничество. Не получив поддержки в обществе, федералисты, на конвенте в Хартфорде в 1814 г. обратились к штатам Новой Англии с призывом к выходу из состава Союза (сецессии). Эта была та роковая идея, которая через четыре с половиной десятилетия взорвала ситуацию в стране. Прямой саботаж федералистов в армии и диверсии в тылу вызывали негодование патриотически настроенных граждан. Популярность партии падала, и после войны федералисты исчезли с политической сцены.
В ходе военных действий был нанесен существенный ущерб торговому и военному флоту США, но война научила американцев противостоять противнику на дальних подступах. Нападения вооруженных отрядов американцев, сопровождавших торговые корабли, на все суда, перевозившие грузы для противника (каперство), парализовали британское судоходство. Это дало больший эффект, чем армейские операции. Английские торговые круги потребовали от своего правительства прекратить войну. Свою роль сыграло изменение ситуации в Европе, отвлекавшее силы англичан на завершение разгрома армий Наполеона. Россия предложила свое посредничество в восстановлении мира, поскольку была заинтересована в скорейшем разгроме Наполеона, но оно не было принято Англией.
Мирный договор был заключен 24 декабря 1814 г. в бельгийском городе Генте. Его условия подтверждали пункты Версальского мира 1783 г. и восстанавливали довоенный статус-кво. Победа американцев позволила им закрепить свою независимость и возобновить торговое сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Война обогатила внешнеполитическую традицию США, подтвердив уверенность американцев в том, что не следует делать ставку на союз с какой-либо одной великой европейской державой, сохраняя свободу действий и решительно пресекая малейшие попытки нарушения своих интересов.
Оформить этот опыт во внешнеполитическую доктрину сумел пятый американский президент Джеймс Монро (18171825). Продолжив традицию мирного присоединения новых земель, заложенную Джефферсоном, президент в 1819 г. способствовал выделению конгрессом 5 млн долларов для выкупа всей Флориды у Испании. Утвердив свои позиции в Мексиканском заливе, США расширили морскую границу и укрепили безопасность на южных рубежах. Череда национально-освободительных революций в Южной Америке, между тем, крайне обеспокоила членов Священного союза, которые на Веронском конгрессе 1822 г. обсуждали возможность интервенции для подавления восстаний и возобновления контроля Испании над колониями. Английский министр иностранных дел Джордж Каннинг пытался опереться на США в организации совместного выступления, что неминуемо усилило бы британское влияние в регионе.
Однако с подачи госсекретаря Джона Куинси Адамса президент Монро отклонил такую возможность и в декабре 1823 г. в президентском послании конгрессу выступил с идеей «Америка для американцев», оказавшей влияние на всю последующую историю внешней политики. Суть «доктрины Монро» сводилась к следующему. США признают легитимными все фактически существующие в Европе правительства и поэтому воздерживаются от вмешательства в их суверенные внутренние дела, требуя того же от европейцев. Осуждались все попытки новой колонизации стран обоих американских континентов. США признавали их право на анти-колониальную борьбу, через которую прошли сами, но оставляли за собой возможность препятствовать переходу сохранившихся европейских владений к другой неамериканской стране, поскольку это могло породить угрозу их собственной безопасности. Из всего этого следовало, что США расценивают любое возможное вмешательство европейцев в дела стран американского континента, как посягательство на свою независимость и будут готовы дать надлежащий отпор.
Практическое воплощение «доктрины Монро» подразумевало внесение ясности в ряд пограничных споров. Признав молодые республики Латинской Америки, США заключили первый русско-американский пограничный договор 1824 г. (пойдя на взаимные уступки, стороны признали линию по 54 градусам 4 минутам северной широты). Спорными продолжали оставаться северо-восточные границы с Англией и область Орегона. Территориальные споры с Англией по поводу Орегона были урегулированы к 1846 г. Большая часть территории была закреплена за США.
На протяжении последующего десятилетия больше не приходилось конфликтовать с европейскими державами по поводу территорий. Главными в европейской политике США были вопросы торговых тарифов. Они имели прямой выход на внутриполитическую борьбу, поскольку затрагивали интересы значительных слоев избирателей. При президенте Джексоне был ликвидирован государственный долг, что открыло возможности для привлечения новых европейских инвестиций.
«Доктрина Монро» вдохновляла сторонников экспансии. Экстенсивное плантационное земледелие требовало расширения посевных площадей. Рабовладельческие штаты Юга были заинтересованы в землях Техаса, принадлежавших соседней Мексике. Самовольно разбив там незаконные плантации, южане провели через Конгресс предложение о выкупе за бесценок захваченных земель. Получив отказ Мексики, они оказали в 1836 г. вооруженное сопротивление мексиканским войскам и объявили Техас независимой рабовладельческой республикой, потребовав его приема в состав США, что увеличило бы количество плантаторских штатов, закрепило преобладание южан в Сенате. Решение об аннексии Техаса Конгресс вынес в 1845 г. когда в Белый дом пришел президент от Демократической партии Джеймс Нокс Полк (1845–1849) – сторонник рабовладения и приверженец экспансионистских идей.
Война с Мексикой (1846–1848) принесла Соединенным Штатам не только весь Техас, но и все земли к северу от реки Рио-Гранде, Новую Мексику и Северную Калифорнию, переданные согласно мирному договору 1848 г. в счет компенсации в 15 млн долларов. В декабре 1853 г. по новому американо-мексиканскому договору с диктатором Санта-Анной США, заплатив 10 млн долларов, дополнительно приобрели территории к югу от Новой Мексики (в 1854 г. США пытались вынудить Испанию продать остров Куба). В общей сложности, война стоила Мексике более половины ее территории.
Покровительственное и порой бесцеремонное обращение с латиноамериканскими республиками получало в устах американских политиков множество оправданий, главные из которых сводились к предоставлению Соединенными Штатами защиты от куда более жестоких европейских колонизаторов, к избавлению от диктаторов, попиравших интересы народа, к предоставлению возможностей быстрого экономического развития и др.
Получив выход к Тихому океану, США активизировали экспансию в Восточной Азии. В 1844 г. был заключен неравноправный торговый договор с Китаем, получены привилегии в торговле и предпринимательской деятельности на его территории. В 1854 г. возглавлявший американскую эскадру Мэтью Пери, навязал такой же несправедливый договор Японии, прервав вековой режим ее самоизоляции.
Соединенные Штаты рано оценили стратегические возможности строительства судоходного канала между Тихим и Атлантическим океанами. Они вынуждены были согласовывать свои планы с Англией и в 1850 г. заключили специальный договор Клейтона-Бульвера. Уже через пять лет был реализован проект строительства железной дороги через Панамский перешеек, что значительно ускорило переброску грузов при освоении Дальнего Запада.
Первая половина столетия после завоевания независимости стала определяющей при формировании внешнеполитической традиции молодого государства. Вынеся ценный опыт из ряда внешнеполитических неудач, США стали выстраивать свою внешнюю политику как долгосрочную, сохраняющую преемственность и в главном не подверженную политической конъюнктуре. Любая политическая сила, оказавшись у власти, направляла главные усилия на обеспечение безопасности страны, решая пограничные и тарифные вопросы и стремясь оттеснить европейских конкурентов как можно дальше от своих границ, значительная часть которых стала проходить по морю. Безграничный прагматизм, ставший главной чертой американской внешней политики, подразумевал сохранение свободы действий, дистанцирование от соперничества европейских коалиций, ровные отношения со всеми участниками международных отношений, включение в многосторонние экономические проекты, которые могли быть выгодны крупным американским собственникам или содействовали росту влияния США. «Доктрина Монро», ставшая «визитной карточкой» американцев на мировой арене, вопреки их стремлению, так и не получила поддержки в международном праве, но в американском обществе «легитимизировала», венчала аргументацией целый ряд экспансионистских концепций, пользовавшихся широкой популярностью.
Экономическое развитие
Основой экономики США на протяжении первой половины XIX в. оставалось сельское хозяйство. В начале столетия в сельской местности проживало более 80 % населения страны, большей частью – свободные независимые фермеры и наемные работники. От роста их количества зависел успех освоения новых земель, расширения территории страны и темпы развития экономики. В свою очередь, наличие незанятых земель и богатых природных ресурсов (в том числе залежи золота, руд и угля), гарантии свободного предпринимательства, отсутствие сословных ограничений продолжали привлекать в Америку выходцев из перенаселенных стран Старого Света. За счет переселенцев из Западной и Северной Европы численность населения США выросла за годы независимости почти в шесть раз и достигла к середине XIX столетия 23 млн человек. Рост населения и скопление свободной рабочей силы в портах восточного побережья способствовали укрупнению таких городов, как Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия и др. Это не изменило того факта, что аграрная экономика в первой половине XIX в. оказывала определяющее влияние на социально-политические процессы в обществе, а стремительный рост числа новых мелких собственников, энергично выражавших свои интересы, влиял на политику правительства.
Рост промышленности, базировавшийся на европейских инвестициях и притоке квалифицированной рабочей силы из развитых стран Европы, способствовал постепенному вытеснению мануфактурного капитализма промышленным и дополнительно стимулировал урбанизацию, темпы которой на протяжении четырех десятилетий перед гражданской войной были самыми высокими в американской истории. К началу гражданской войны около 35 % населения проживало в городах, более десятка из которых превратились в крупные центры с населением свыше 100 тыс. человек.
На 1820-1860-е годы пришлась вторая, после обретения независимости, либерально-демократическая трансформация американского общества. В экономике она совпала с промышленным переворотом. Города северных и северо-восточных штатов, где был сосредоточен крупный капитал, базировался торговый флот, находились судоверфи и рыболовецкие предприятия постепенно становились центрами фабрично-заводского производства. Ведущая роль принадлежала там текстильной промышленности, которая использовала выращенный на Юге хлопок и развивалась столь стремительно, что выпуск тканей за два десятилетия вырос в несколько десятков раз. Это произошло благодаря изобретению механических станков по переработке хлопка, выделке из него пряжи и производству ткани. К середине столетия недорогой американский текстиль успешно конкурировал с английским на рынках стран Латинской Америки и Тихоокеанского бассейна.
Открытие новых залежей железных руд и угля в Новой Англии и штатах Средней Атлантики привело к подъему в металлургии и других отраслях тяжелой промышленности. Спрос на их продукцию был столь велик, что до середины XIX в. покрывался импортом из Великобритании. Машиностроение развивалось сравнительно медленно, поскольку не выдерживало конкуренции по качеству и цене с британскими станками и машинами.
Обширные территории располагали к усовершенствованию путей сообщения и буму на транспорте. Увеличивался тоннаж морских судов, совершенствовалась их конструкция и оснащение, сокращалось время в пути через Атлантику. В США в 1807 г. был построен первый колесный пароход. Речной транспорт получил развитие с постройкой сети каналов, связавших восток и запад страны. Пароходные перевозки по Великим озерам и крупным рекам (Гудзон, Делавер) удешевили доставку товаров, которая облегчилась со строительством сети судоходных каналов (их длина составила около 6000 км). Крупнейшим был построенный в 1825 г. канал Эри, соединивший Атлантику с Великими озерами через Гудзон.
С начала XIX в. за счет средств американского правительства по всей стране велось строительство сухопутных дорог (программа «внутренних усовершенствований»). В 1830 г. была построена первая железная дорога. В эту отрасль раньше других на транспорте стали привлекаться частные иностранные и отечественные инвестиции, что вывело США на первое место в мире по темпам железнодорожного строительства. В 1840–1850 гг. протяженность железнодорожного полотна увеличилась в три раза. Железные дороги сыграли важную роль в быстром наращивании американской экономической мощи, освоении обширных территорий и объединении их в единый хозяйственный комплекс. Изобретение телеграфа и специального кода (азбуки Морзе) в 1837–1838 гг. вылилось в сооружение целой сети телеграфных станций, позволившей координировать отправку товаров, перевозку пассажиров. Наряду с увеличением тиражей периодических изданий, газет, рассылавшихся из крупных городов по всей стране, телеграф позволял установить связь между отдельными районами страны, наладить обмен информацией.
Капиталоемкость строительства коммуникаций потребовала на начальном этапе вложения государственных средств из казны, пополняемой всеми налогоплательщиками, а впоследствии обусловила кооперирование предпринимателей и объединение их ресурсов для приобщения к этому бизнесу. Развитие инфраструктуры имело стратегическое значение, повышало обороноспособность страны и облегчало как внешнюю экспансию, так и интеграцию новых штатов. Появились влиятельные корпорации, накопившие опыт сотрудничества с государством и легко выигрывавшие в конкурентной борьбе с индивидуальными предпринимателями, количество которых постоянно росло.
Двойственный характер американской экономики отражал территориальные различия и был неотделим от особенностей исторического развития бывших британских колоний. На Юге плантационное хозяйство с применением труда рабов не только не изживало себя, но и расширялось под влиянием растущего спроса на аграрную продукцию (особенно хлопок, рис, табак). На Севере и Западе использовался свободный труд наемных работников, преобладали рыночные, капиталистические отношения на базе промышленности и фермерских хозяйств. В экономике этой части страны также была велика доля аграрного сектора, хотя преобладало мелкое и среднее землевладение.
Развитие рыночных отношений «вширь и вглубь» затронуло все регионы страны. Транспортная революция помогла сельскохозяйственному производству выйти на общенациональный и мировой рынок. Небольшие семейные фермы арендаторов из южных и западных штатов получили возможность вывозить свою продукцию в города на побережье Атлантического океана. На 1830-1850-е годы пришелся так называемый «хлопковый бум», когда быстрый рост потребления хлопка в Англии и других европейских странах привел к повышению его доли в экспорте США до 60 % и значительно обогатил плантаторов южных штатов, сделав их сторонниками территориальной экспансии и заставив скупать подходящие земли на Западе, конкурируя с мелкими фермерами. Интересы рабовладельцев расходились с интересами торгово-промышленных кругов Севера. Возделывание монокультуры (хлопка) ориентировало на его сбыт по выгодным ценам в Европу, в обмен на дешевые и качественные промышленные товары. Такой подход негативно отражался на состоянии внутреннего рынка, не позволяя использовать ресурсный потенциал своей собственной страны. Консервация неэффективных рабовладельческих отношений препятствовала распространению свободного частного предпринимательства и сужала внутренний рынок в южной части страны, где покупательная способность населения была низка и промышленные товары Севера не находили сбыта. Сколотив огромные состояния, плантаторы усилили влияние в политической жизни страны и начали активно лоббировать свои интересы в Конгрессе, требуя свободы торговли, отказа от снижавших их прибыли протекционистских тарифов, столь необходимых для поддержки национальной промышленности.
На Западе преобладали фермерские хозяйства переселенцев, специализировавшиеся на продаже продовольствия в города. Как только население новых земель достигало определенной численности, они получали статус штатов и принимались в состав США. На Западе особенно быстро росла производительность труда, что было едва ли не главным способом конкурентной борьбы между фермерскими хозяйствами. Районы между реками Огайо и Миссисипи производили почти половину продукции животноводства и зерновых культур американского рынка. Фермеры жили автономно, на отдалении друг от друга. Миллионы новых сельских хозяев осваивали западные территории. Не все они располагали деньгами для покупки земельных участков, долгое время продолжался самовольный захват свободных земель – «скваттерство». Индивидуализм, самостоятельность и закалка, приобретавшаяся в борьбе с природой, делали эту категорию населения особенно социально активной, приверженной демократическим ценностям, способной добиваться своих целей.
В результате экономического подъема появились новые слои общества, усилилось социальное расслоение и материальное неравенство. Американское население в этот период отличалось особой подвижностью, что проявлялось как на горизонтальном уровне (в постоянной массовой внешней и внутренней миграции, вынужденной смене рода деятельности и квалификации), так и в продвижении людей вниз и вверх по социальной лестнице (обретение или потеря работы, собственности, состояния, карьеры, порой вне связи с талантом и трудом, а авантюрным путем или в результате предприимчивости). Новые предпринимательские слои испытывали на себе негативные последствия индустриализации, особенно ярко проявившиеся в 1819 г. вследствие первого кризиса перепроизводства. Они начали консолидироваться и выдвигать собственные требования финансово-торговому и плантаторскому истеблишменту, дополнительно осложнив внутриполитическую ситуацию.
«Джексоновская демократия»
1820–1840-е годы стали периодом политической стабилизации в США. Властям удалось удержать страну от потрясений, произведя перегруппировку политических сил, трансформировав партийную систему и осуществив ряд компромиссных реформ. Накопленный в обществе протестный потенциал находил реализацию в политической активности. Образованная «демократическими республиканцами» партия во главе с генералом Э. Джексоном смогла прийти к власти в 1828 г. и прервать тенденцию однопартийности, благодаря проведенным под давлением фермеров и мелких собственников изменений в избирательной системе. В большинстве штатов был отменен имущественный ценз, право голосования за президентских выборщиков получили рядовые избиратели. Имущественный ценз в этот период сохранялся в Род-Айленде, где скапливалась основная масса вновь прибывших европейских иммигрантов, а также в плантаторских штатах Виргиния и Луизиана.
Демократическая партия победила на выборах, сделав ставку, в отличие от республиканцев, не на защиту интересов деловой элиты, а на запросы менее состоятельных, но многочисленных новых социальных слоев избирателей. Э. Джексон приобрел репутацию «народного президента», поскольку смог увидеть начало эры массовой политики и выдвинуть новые популярные лозунги, поддержанные фермерами западных штатов. Судьба президента, сумевшего, будучи выходцем из бедной семьи переселенцев с пограничной территории, стать армейским генералом, разбогатеть и приобрести обширные плантации, достигнуть политических высот и стать главой государства, была разрекламирована в предвыборной кампании как пример реализации «американской мечты». Возглавляемая им Демократическая партия смогла ввести в рамки конституционного политического процесса ширившееся социальное недовольство трудящегося населения, принявшего на себя бремя издержек модернизации и бурного прогресса в экономике, а также неуемную активность новых предпринимательских слоев, запросы которых входили в противоречие с интересами господствовавшей элиты. Рост политической активности подтверждается показателями роста числа участников президентских выборов. В 1840 г. в президентских выборах приняло участие 78 % избирателей, в то время как ее начало ознаменовалось привлечением на выборы чуть более половины всех имевших право голоса.
В годы президентства Джексона правящие круги США попытались мобилизовать инструменты демократии на предотвращение назревавшего социального конфликта. Путем уступок и компромиссов удалось временно нейтрализовать широкое общественное движение за реформы и демократизацию политического строя США.
Инструментом, аккумулировавшим в себе все протестные лозунги, стала партийная система. Вышедшие из лона единой Республиканской партии демократы и виги (национальные республиканцы) выстроили вторую партийную систему, унаследовавшую от первой главный принцип – единство в отношении соблюдения американских конституционных основ: республиканского строя на основе разделения властей, федерализма, демократических свобод и неприкосновенности частной собственности. Различия в тактике двух партий, предлагавших альтернативные общественно-политические курсы, были направлены на рекрутирование под свои знамена отдельных электоральных групп с весьма разнородными и даже противоположными интересами. При Джексоне избирательные кампании стали публичными, общественное недовольство могло быть выплеснуто в массовых митингах избирателей, а также на введенных в практику общенациональных партийных конвентах.
Удержать политическую ситуацию под контролем и снять угрозу гражданской войны президенту Джексону удалось с помощью уступок двум ведущим общественным группам. Рабовладельцы получили от него болезненный урок, когда их идеолог вице-президент Дж. Кэлхун, видя в президенте-плантаторе единомышленника, выступил в 1828 г. с критикой его тарифной политики и предложил новую расширительную трактовку прав штатов. Предложенный меморандум был одобрен законодательным собранием Южной Каролины. Главный тезис заключался в требовании равных «благ и бремени» для всех штатов и обосновании их права воспротивиться федеральному правительству, «нуллифицировав» свое членство в Союзе в случае, если федеральная власть ущемляет их интересы. По существу это было возвращением к старому вопросу о праве штатов на сецессию, т. е. о возможности односторонней приостановке союзного договора. Э. Джексон отреагировал очень жестко, отправив вице-президента в отставку и заявив, что любая попытка разрушить Союз сравнима с государственной изменой и будет пресечена силой оружия. В то же время, в 1829 г. президент добился снижения таможенных тарифов, что позволило плантаторам отступить, «сохранив лицо».
Не менее жестко президент ограничил претензии торгово-промышленных кругов Севера на получение привилегий от власти. В острый политический кризис вылилось обсуждение Конгрессом продления полномочий Национального банка, который превратился в монополиста, по своему усмотрению используя размещенные государственные финансы, парализуя кредитную деятельность региональных банков и ограничивая свободу доступа к кредитам фермеров, рабочих, мелких собственников. В 1833 г. государственные вклады были переведены из Национального банка в банки штатов, а в 1840 г. при приемнике Джексона президенте Ван Бурене – в независимое федеральное казначейство. Близкие к власти финансисты Северо-Востока в результате лишились огромных прибылей, но президент укрепил свои позиции среди фермеров, облегчив доступ к земельному фонду массам новых поселенцев, а также к январю 1835 г. впервые ликвидировав государственный долг США. Вместе с тем, на конфронтацию с элитой северных штатов президент не пошел и, снижая ввозные пошлины, все же оставил их протекционистскими, существенно ограничив перечень льготных товаров. В результате Джексон не только добился выгодного для федеральной власти разрешения спорных вопросов, но и не вызвал раскола общества.
Демократизация политической жизни общества создала благоприятные условия для консолидации множества общественных движений. В 1830-е годы началось рабочее движение. Вызванный к жизни процессом индустриальной модернизации молодой рабочий класс столкнулся с экономическими тяготами незрелого капитализма: ненормированным рабочим днем, низкой зарплатой, безработицей, использованием труда женщин и детей на тяжелых работах и т. п. Экономический кризис конца 30-х годов XIX в. заставил рабочих пренебречь законом 1807 г. о запрете рабочих союзов.
В годы президентства Джексона, вдохновленные перспективами демократизации политической жизни, свои профессиональные союзы создали сапожники Филадельфии, печатники Нью-Йорка, плотники Бостона. С 1827 г. в городах северо-восточных штатов возникли первые тред-юнионы, которые объединялись на местном уровне, а в 1834 г. создали Национальный союз. Их членами к концу 1830-х годов состояли более 300 тыс.
человек. В 1829 г. в Филадельфии и других крупных городах для участия в политическом движении на местном или региональном уровне появились первые рабочие партии, выдвигавшие требования ограничить рабочий день и увеличить оплату труда. На 1833–1835 гг. пришлось начало забастовочного движения, но его накал был сбит экономическим кризисом 1837 г. и введением в 1840 г. 10-часового рабочего дня на государственных предприятиях. Более радикальные идеи развивали социалистические общины последователей Роберта Оуэна, наиболее известная из которых «Новая гармония» была организована в 1825–1828 гг. Приверженцы утопического социализма из европейских стран надеялись найти в Америке наилучшие условия для практического воплощения своих идей, но их эксперименты, продолжавшиеся вплоть до 80-х годов XIX в., не находили широкой поддержки и быстро заканчивались неудачей.
Рабочая политика президента Джексона была направлена на поддержку экономических требований рабочих, поскольку сохранение лучших, чем в Европе, условий труда было залогом нарастания потока квалифицированных рабочих-иммигрантов. В то же время президент осуждал стачечную и профсоюзную деятельность, как форму давления на власть, предпочитая видеть рабочих на избирательных участках, голосующими за одну из крупных партий.
Э. Джексону со своим правительством пришлось впервые специально вырабатывать негритянскую политику. Постоянные волнения рабов в южных штатах приняли особый размах в августе 1831 г., когда в Виргинии развернулось крупное восстание негров под руководством Ната Тернера. Казни и расправы над непокорными рабами были столь жестоки, что, получив известность через демократическую печать, вызвали протесты общественности. С начала 30-х годов XIX в. общенациональный характер приняло общественное движение за отмену рабства – аболиционизм (анг. abolition – «отмена»). Объединивший литераторов и творческую интеллигенцию вокруг своей газеты «Liberator» («Освободитель») идеолог просветительского аболиционизма Уильям Ллойд Гаррисон, основал в 1832 г. аболиционистское общество Новой Англии, а годом позже – «Американское анти-рабовладельческое общество». Региональные отделения этой организации распространяли идею отмены рабства, как анти-гуманного института. Созданная аболиционистами организация «Тайная железная дорога», переправила нескольких десятков тысяч рабов с Юга в Канаду. Аболиционисты находили поддержку среди фермеров западных штатов, недовольных скупкой свободных земель плантаторами. Популярен был лозунг ограничения территории рабства.
Прямой опасности для власти аболиционисты не представляли, поскольку отказывались от организованного участия в политической борьбе. Вместе с тем, возбуждая общественный интерес к проблеме рабства, пропагандисты аболиционизма посылали петиции в Конгресс и другие государственные органы. В этой сложной ситуации, когда любое обсуждение проблемы грозило взорвать хрупкий политический консенсус, с трудом поддерживаемый правящей партией, ей удалось добиться одобрения конгрессменами «правила кляпа» – негласного замалчивания любых обращений по поводу рабства в США.
Сторонники «Джексоновской демократии» постепенно исчерпывали все возможности поддержания стабильной ситуации в обществе. Президенту М. Ван-Бурену было все труднее проводить политику, которая удовлетворяла бы все три основных региона США. Запросы плантаторской элиты Юга все более ясно противоречили интересам развития экономики на Севере и Западе.