Безопасность туризма – главное условие путешествий
Безопасность – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествия (ст.24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. N 326–З «О туризме»).
Международная классификация туристических факторов риска рассматривается с позиций обеспечения безопасности туристов в четырех основных сферах:
1. Социальная среда за пределами сектора туризма.
2. Сектор туризма и его инфраструктура.
3. Личные факторы риска туриста.
4. Природные и экологические риски.
Наиболее типичные риски, связанные с социальной средой:
· обычные правонарушения (воровство, карманные кражи, разбойные нападения, мошенничество и т. д.);
· беспорядочное и целенаправленное насилие (например, изнасилование) и домогательства;
· организованная преступность (вымогательство, принуждение к занятию проституцией и т. д.);
· терроризм;
· войны, социальные конфликты.
Факторы риска в туристическом секторе:
· Нарушения стандартов безопасности на туристических предприятиях (противопожарная безопасность, конструктивные недостатки, отсутствие сейсмозащиты и т. д.).
· Обман в торговой сети.
· Невыполнение взятых на себя контрактных обязательств.
· Забастовки персонала.
Личные факторы риска туриста:
· Неконтролируемое и опасное поведение туристов.
· Хронические заболевания туристов.
· Неправильное отношение туристов к местному населению и местным законам.
· Незаконный оборот наркотиков.
· Посещение опасных мест.
· Потеря личных вещей, документов, денег и т.д. по причине собственной невнимательности и беспечности.
Природные и экологические риски:
· Специфика климата.
· Специфика флоры и фауны.
· Неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения (прививки, другие профилактические мероприятия).
· Не принимаются необходимые меры предосторожности в том, что касается питания и личной гигиены.
Международные организации, занимающиеся вопросами, связанными с безопасностью и защитой туристов:
· ICAO, IATA, АСI (Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов) занимаются безопасностью гражданской авиации и аэропортов от актов незаконного вмешательства.
· Международная организация уголовной полиции (ICPO – Интерпол).
· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (обязательные, рекомендуемые и желательные прививки) и как разработчик стандартов здравоохранения в туристических центрах.
· Всемирная таможенная организация (WCO);
· Европейская комиссия (ЕК). Европейская директива по комплексным турам (1990 г.) обязует организатора поездок предоставлять информацию о медицинских формальностях, а также другие сведения о месте назначения;
· Международная гостинично-ресторанная ассоциация (IH&RA) работает над усовершенствованием стандартов безопасности в гостиницах и ресторанах.
Как отмечается в Гаагской декларации по туризму, «для того чтобы нормально функционировать и развиваться, туризм нуждается в безопасности для путешественников и отпускников, как национальных, так и международных, и для их личной собственности...». Это может быть достигнуто путем:
· разработки и проведения в жизнь норм безопасности для путешествий и туристских пребываний;
· информирования и просвещения общественности;
· создания конституциональных рамок для решения проблем, связанных с безопасностью туристов, и, в частности, в экстремальных ситуациях;
· международного сотрудничества на двустороннем, региональном, субрегиональном, межрегиональном и мировом уровнях.
Объективная информация по вопросам безопасности должна быть предоставлена туристам в самом начале их программы пребывания с тем, чтобы они были должным образом настроены и уделяли этим вопросам особое внимание. Такая информация может носить самый разнообразный характер – от предупреждений в отношении опасных районов города и мест, где чаще всего совершаются незначительные правонарушения (например, карманные кражи). И все же, прежде всего такая информация должна включать:
· полезные номера телефонов;
· адреса и телефоны туристических справочных бюро;
· координаты посольств и консульств;
· адреса и телефоны врачей, говорящих на иностранных языках и рекомендованных для обслуживания иностранцев;
· телефоны полиции;
· телефоны и адреса неотложной помощи, пожарной команды и т.д.[1]
Все эти данные должны постоянно обновляться и быть максимально надежными. Они призваны создать атмосферу комфорта и заботы, которую турист сразу же чувствует. Особое внимание следует уделять туристам с ограниченными физическими возможностями.
Белорусские туристические предприятия обязаны проводить инструктаж туристов перед поездкой о правилах личной безопасности в стране назначения, а также предоставлять необходимую и полезную информацию.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь информирует субъектов и участников туристической деятельности о странах (местах), посещение которых в данное время представляет угрозу безопасности туристов, экскурсантов посредством размещения соответствующих сведений в республиканских средствах массовой информации.
В Республике Беларусь субъект туристической деятельности по желанию участника туристической деятельности для обеспечения безопасности обязан обеспечить предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам для въезда в страну (место) временного пребывания, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования. Основной формой предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам является страхование их жизни и здоровья.