Безопасность туризма – главное условие путешествий

Безопасность – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествия (ст.24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. N 326–З «О туризме»).

Международная классификация туристических факторов риска рассматривается с позиций обеспечения безопасности туристов в четырех основных сферах:

1. Социальная среда за пределами сектора туризма.

2. Сектор туризма и его инфраструктура.

3. Личные факторы риска туриста.

4. Природные и экологические риски.

Наиболее типичные риски, связанные с социальной средой:

· обычные правонарушения (воровство, карманные кражи, разбойные нападения, мошенничество и т. д.);

· беспорядочное и целенаправленное насилие (например, изнасилование) и домогательства;

· организованная преступность (вымогательство, принуждение к занятию проституцией и т. д.);

· терроризм;

· войны, социальные конфликты.

Факторы риска в туристическом секторе:

· Нарушения стандартов безопасности на туристических предприятиях (противопожарная безопасность, конструктивные недостатки, отсутствие сейсмозащиты и т. д.).

· Обман в торговой сети.

· Невыполнение взятых на себя контрактных обязательств.

· Забастовки персонала.

Личные факторы риска туриста:

· Неконтролируемое и опасное поведение туристов.

· Хронические заболевания туристов.

· Неправильное отношение туристов к местному населению и местным законам.

· Незаконный оборот наркотиков.

· Посещение опасных мест.

· Потеря личных вещей, документов, денег и т.д. по причине собственной невнимательности и беспечности.

Природные и экологические риски:

· Специфика климата.

· Специфика флоры и фауны.

· Неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения (прививки, другие профилактические мероприятия).

· Не принимаются необходимые меры предосторожности в том, что касается питания и личной гигиены.

Международные организации, занимающиеся вопросами, связанными с безопасностью и защитой туристов:

· ICAO, IATA, АСI (Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов) занимаются безопасностью гражданской авиации и аэропортов от актов незаконного вмешательства.

· Международная организация уголовной полиции (ICPO – Интерпол).

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (обязательные, рекомендуемые и желательные прививки) и как разработчик стандартов здравоохранения в туристических центрах.

· Всемирная таможенная организация (WCO);

· Европейская комиссия (ЕК). Европейская директива по комплексным турам (1990 г.) обязует организатора поездок предоставлять информацию о медицинских формальностях, а также другие сведения о месте назначения;

· Международная гостинично-ресторанная ассоциация (IH&RA) работает над усовершенствованием стандартов безопасности в гостиницах и ресторанах.

Как отмечается в Гаагской декларации по туризму, «для того чтобы нормально функционировать и развиваться, туризм нуждается в безопасности для путешественников и отпускников, как национальных, так и международных, и для их личной собственности...». Это может быть достигнуто путем:

· разработки и проведения в жизнь норм безопасности для путешествий и туристских пребываний;

· информирования и просвещения общественности;

· создания конституциональных рамок для решения проблем, связанных с безопасностью туристов, и, в частности, в экстремальных ситуациях;

· международного сотрудничества на двустороннем, регио­нальном, субрегиональном, межрегиональном и мировом уровнях.

Объективная информация по вопросам безопасности должна быть предоставлена туристам в самом начале их программы пребывания с тем, чтобы они были должным образом настроены и уделяли этим вопросам особое внимание. Такая информация может носить самый разнообразный характер – от предупреждений в отношении опасных районов города и мест, где чаще всего совершаются незначительные правонарушения (например, карманные кражи). И все же, прежде всего такая информация должна включать:

· полезные номера телефонов;

· адреса и телефоны туристических справочных бюро;

· координаты посольств и консульств;

· адреса и телефоны врачей, говорящих на иностранных языках и рекомендованных для обслуживания иностранцев;

· телефоны полиции;

· телефоны и адреса неотложной помощи, пожарной команды и т.д.[1]

Все эти данные должны постоянно обновляться и быть максимально надежными. Они призваны создать атмосферу комфорта и заботы, которую турист сразу же чувствует. Особое внимание следует уделять туристам с ограниченными физическими возможностями.

Белорусские туристические предприятия обязаны проводить инструктаж туристов перед поездкой о правилах личной безопасности в стране назначения, а также предоставлять необходимую и полезную информацию.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь информирует субъектов и участников туристической деятельности о странах (местах), посещение которых в данное время представляет угрозу безопасности туристов, экскурсантов посредством размещения соответствующих сведений в республиканских средствах массовой информации.

В Республике Беларусь субъект туристической деятельности по желанию участника туристической деятельности для обеспечения безопасности обязан обеспечить предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам для въезда в страну (место) временного пребывания, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования. Основной формой предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам является страхование их жизни и здоровья.

Наши рекомендации