Понятие и общая характеристика функций государства
Функция государства — это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Можно эту мысль выразить и иначе: функция государства — это деятельность государства в ее главных направлениях-
Функции вытекают из природы и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функ--ции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведет к изменению функций государства.
Функции государства отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает? В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства.
Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе можно назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно-надзорная, юрисдикционная (по разрешению конкретных юридических дел), следствен-но-дознавательная (тюрьмы, колонии, следственные изоляторы), налоговая, пограничные службы и т. д. Функции государства — это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если невсе, то многие органы государства, используются разныеформы государственнойдеятельности. Например, функцияохраны правопорядка как главное направление в деятельности государства проявляется в законодательной,исполнительной, контрольно-надзорной, следственной,юрисдикционной и иных формах деятельности.
Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.
Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие,как правило, на всемпротяжении временисуществования государства. Одни из них появляются сразу жес возникновением конкретного государства.Другие, появившись на более поздних этапах развития государства, споявлением новых глобальных задач(например, экологическая функция) становятся такжепостоянными, устойчивыми.
Формы и методы осуществленияфункций могут меняться,главное же направление деятельностигосударства остается постоянным.Например, экономическаяфункция российского государства остается главнымнаправлением его деятельности, однако формы и методыее осуществления существенно изменились: насмену командно-административным методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методыкосвенного, мягкого, воздействия на экономику.Если содержаниеосновной функции меняется, то незначительно.
В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу или какой-либо господствующей элите. В главе о государстве речь шла о том, что в деятельности государства проявляется диалектическое сочетание общесоциальных и классовых элементов. Заметим, что по мере развития общества и государства узкоклассовые задачи хотя и остаются, но
псе более сужаются. На первый план выдвигаются общесоци-ильные задачи. Это проявляется в самом перечне функций и и их содержании.
Функция государства — главное, основное направление его деятельности. Термины «главное», «основное» носят оце-1 ючный характер. Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного, неглавного или нс очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в юм числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства. Какое-то направление деятельности одни рассматривают как главное, а другие — как неглавное и, следо-нательно, не возводят в ранг основных функций государства. Вместе с тем общепризнанным является деление функций государства на внутренние и внешние.
8.2. Внутренниефункции государства
Внутренние функции — это главные направления внутренней политики государства, деятельность, направленная на кыполнение внутренних задач государства. В их числе можно назвать нижеследующие.
Функция охраны правопорядка, или правоохранительная функция, — одна из основополагающих, возникающих сразу же с возникновением государства, ибо порядок в обществе является непременным условием нормального существования и развития как общества в целом, так и самого государства. В задачу этой функции входит охрана господствующего способа производства и господствующей и иных форм собст-иснности. В русле этой функции находится и охрана прав и свобод граждан. В ряде источников охрана прав и свобод и разных форм собственности выделяется в самостоятельную функцию. Осуществляя эту функцию, государство путем издания законов устанавливает в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка (правонарушений), определяет меры ответственности за правонарушения, с помощью процессуального законодательства определяет процедуру (порядок) расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с
правонарушениями (органы дознания, следствия, суда, надзора за законностью и т. д.), определяет их компетенцию и т.д.
Экономическая функция. Экономическая деятельность государства также возникает вместе с самим государством. Она необходима была на первых этапах хотя бы для материального обеспечения функционирования самого государства: для содержания армии, закупки вооружения, содержания чиновничества, поддержания средств коммуникации и т. п. Как минимум в этой сфере государство занималось сбором натуральных и денежных налогов, таможенных пошлин и т. д., в восточных государствах — и сооружением ирригационных систем (функция общественных работ) и т. д.
Буржуазное государство на первых порах своего существования придерживалось либеральной концепции государства — ночного сторожа, минимального государства. Согласно этой либеральной модели, классически выраженной в трудах А. Смита и И. Бентама, государство охраняет собственность, но не вмешивается в экономические отношения, осуществляет лишь вспомогательную, служебную функцию сторожа, охранителя сложившегося способа производства, свободной конкуренции, свободы личности, свободы договоров, свободы международной торговли и т. д. Государство не должно содействовать развитию промышленности, сельского хозяйства. В лучшем случае оно могло заниматься поддержанием общественной инфраструктуры (мосты, дороги, каналы, линии связи и т. п.
Однако уже в начале ХЕК в. появляются работы буржуазных экономистов (Сисмонди, Т. Карлейла, Ст. Милля), которые выступают хотя бы еще за ограниченное вмешательство государства в сферу экономики и социальных отношений с целью смягчения социальной напряженности.
Первая мировая война как война тотальная требовала для победы мобилизации всех человеческих, материальных, финансовых ресурсов. Вмешательство государства в экономику усилилось. Экономический кризис 1929—1933 гг. закрепил тенденцию государственного интервенционализма (вмешательства) в экономические и социальные отношения. Государство начинает стимулировать развитие производства и потребления, дабы избежать регулярно повторяющихся кризисов. Великая депрессия в США (крах нью-йоркской биржи
и 1929г., банкротство предприятий, 11 млн безработных юлько в США) породила «новый курс» Ф. Рузвельта, в оено-("• которого лежало активное вмешательство государства в 1киномику и социальные отношения. В числе этих мер были:
укрепление финансовой системы; субсидии и займы для стимулирования промышленности, роста капиталовложений в промышленность; решение проблемы перепроизводства в сельском хозяйстве, в том числе путем ограничения посевных площадей, уничтожения излишков урожая; проведение крупных общественных работ в целях сокращения безрабо-гицы и увеличения покупательной способности населения;
гочдание условий для деятельности профсоюзов, коллективные договоры между предпринимателями и профсоюзами;
|;|ирещение детского труда, введение минимального рабоче-ю времени и минимума зарплаты. Рузвельт был объявлен монополистами изменником своему классу и сторонником ' оциализма. Однако интервенция государства в экономиче-' кие, социальные и другие отношения постепенно становит-' я постоянным фактором.
Концепция минимального государства заменяется концепцией социального государства, или государства благоден-гтния. На смену идеям А. Смита эпохи свободной конкуренции приходят идеи Дж. Кейнса, экономиста Нового времени, обосновывающего указанную выше интервенцию государст-|ч|. Теория Дж. Кейнса была фактически продуктом общего кризиса капитализма, из которого государства вышли не в последнюю очередь в результате повышения своей активнос-1)1 в экономической и социальной сферах. Кейнс смотрел на буржуазное государство как на «комитет, управляющий интересами буржуазии», повторяя по сути дела высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса, к буржуазному государству подходил не с позиций индивидуального предпринимателя, а с по-тций всего класса предпринимателей.
Ныне необходимость экономической функции государст-и;1 является фактически общепризнанной. Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику:
п.игоговуго и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, в частнос-и путем ограничений в сфере сельского хозяйства (выплаты сокращение посевных площадей, производства продукции
животноводства), контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и др.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин, и более жестких мер — установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной, табачной монополий, использование государственных заказов производителям промышленной и сельскохозяйственной продукции.
В осуществлении этой функции государство использует весьма широкий арсенал средств и способов воздействия на экономику — от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налогов, пошлин, субсидий и т. п.) до более жестких способов путем прямых предписаний. Жесткие командно-административные методы управления экономикой используются в тоталитарных государствах, в период кризисных ситуаций, ситуаций военного времени. В последнем случае тоталитарные тенденции наблюдаются по сути дела повсеместно, ибо эти методы способны сосредоточить в руках государства все людские, материальные, финансовые ресурсы для решения основной задачи — победы в войне, восстановления разрушенного войной хозяйства. Использование же командно-административных методов в условиях мирного, нормального развития неэффективно.
В наше время мы наблюдаем определенные колебания в экономической политике от либерализма до интервенции государства в той или иной степени.
Либеральную, точнее, неолиберальную политику проводили М. Тэтчер в Англии (приватизация государственного имущества, снижение налогов, сокращение социальных программ и т. д.), Дж. Буш в США, что обычно вело к оживлению экономики. Пришедшие им на смену политики вынуждены были обратить взгляды на социальную сферу, что, конечно, влечет за собой повышение налогов на производителя и, несомненно, тормозит развитие экономики.
К сожалению, либеральная политика Е. Гайдара, В. Черномырдина не привела к положительным результатам. Ослабление роли государства в сфере экономики противоречит современным тенденциям. Но очевидно и то, что эта роль государства должна быть оптимальной, не должна слишком свя-
зывать инициативу производителя, но и не допускать хаоса, полной неуправляемости экономики.
Итак, при осуществленииэкономической функции государство может придерживаться политики,метода дири-жизма — жесткого государственного вмешательствав экономику, что, конечно, противоречит принципам рыночной экономики. Свободный рынок невозможен без жесточайшей рыночной конкуренции.Задача государства — установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их соблюдение.
Социальная функция современных государств сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства. Эта функция нс присуща либеральному государству — «ночному сторожу», появляется у так называемых социальных, либерально-социальных государств или у государства благоденствия, социалистических государств.
Зачаткиэтой функциивидятся в реформах О. Бисмарка. Против усилившегосявлияния объединившейся в 1875 г. социал-демократической партиибыл принят репрессивный закон(закон против социалистов).Бисмарк исходил из того, что одними репрессиямиразрушительных тенденций социалистическогорабочего движенияне приостановить, что следуетвыполнить кое-что из социалистических требованийв рамках существующего строя. В 90-х гг. прошлогостолетия вГермании принимаются законыо страховании на случайболезни, устанавливаютсяпособия на случай болезни, пособияв связи с несчастным случаем на производстве, принимаются законы о страховании по инвалидности и старости в принудительном порядке.Полмиллиона пенсионеров и другиерядовые граждане, помнению Бисмарка, будутвидеть в империи«благотворительное учреждение».
В ходе общественных реформ в Англии 1900— 1914 гг. получает дальнейшее развитие социальная функция государства. Принимаются законы о пенсиях, минимуме заработной платы, страховании по безработице, по болезни, об улучшении безопасности и гигиене труда, улучшении здравоохранения. Еще раньше были легализованы профсоюзы. Как уже отмечено выше, определенные социальные нововведения бы-
ли сделаны в ходе осуществления «нового курса» Д. Рузвельта в США.
Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными государствами, что закрепляется в их конституциях. Это обязывает государства реализовывать различные социальные программы в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости населения и т. д. В некоторых государствах социально-экономические права граждан находят закрепление в их конституциях(ФРГ,Испания, Италия и др.).
Экологическая функция появляется в середине XX в., связана с глобальным воздействием человека на природу, когда возникла угроза существования среде обитания человека и жизни самого человека. В недавнем прошлом мы стали свидетелями превращения Великих американских озер в клоаку, Рейна — в сточную канаву Европы, выпадения кислотных дождей в Скандинавии как следствие выбросов из труб электростанций Англии, Чернобыльской катастрофы, накопление опасных для жизни ядерных отходов, запасов химического оружия, загрязнения воздушной среды, отравления почвы и т. д.
В этих условиях государства вынуждены уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.
В этом плане государство разрабатывает программы по оздоровлению окружающей среды, ликвидации вредных последствий воздействия на природу и финансирует эти программы. Важное место отводится правовому регулированию природопользования. С этой целью в РФ приняты законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», Основы лесного законодательства и др. Государство устанавливает нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных выбросов в атмосферу, в воды, устанавливает меры юридической ответственности за их нарушение, учреждает органы, осуществляющие контроль за соблюдением экологических законов, и т. д.