Организационно-правовые формы управления иностранными делами

Российская Федерация строит свои отношения с другими страна­ми на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, неру­шимости границ и территориальной целостности государств, взаим­ного отказа от применения силы и решения возникающих споров мирным путем, взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и т.п.

Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации нап­равлена на создание и обеспечение таких международных условий, которые способствовали бы ее выходу из экономического кризиса, становлению и упрочению рыночных отношений в экономике, пост­роению демократического государства, предотвращению войн в мире и мирному сосуществованию всех стран, защите своих государствен­ных интересов.

Важнейшим направлением внешней политики Российской Феде­рации является также налаживание тесного сотрудничества (полити­ческого, экономического и др.) со всеми странами СНГ, а также с другими республиками бывшего СССР.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российской Федерации.

Осуществляя данную деятельность, Президент Российской Феде­рации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность министра иностранных дел Российской Федерации; назначает и отзывает дип­ломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномоч­ного Посланника Российской Федерации; решает вопросы предостав­ления политического убежища и т.д.

В целях создания условий для определения Президентом Россий­ской Федерации основных направлений внешней политики, принятия им мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 года образован Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации.*

___________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 48.

Основными задачами Совета являются: подготовка для Президе­нта Российской Федерации предложений и рекомендаций по опреде­лению основ внешней политики Российской Федерации и осуществ­лению руководства ею в соответствии с его полномочиями; разработ­ка для Президента Российской Федерации предложений по обеспе­чению согласованного взаимодействия федеральных органов госу­дарственной власти в области внешней политики; информирование Президента Российской Федерации о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти; анализ и прогнозирование международной обстановки и др.

В процессе своей деятельности Совет имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, общественных объединений, научных учреж­дений и организаций; заслушивать на своих заседаниях информацию руководителей федеральных органов исполнительной власти по воп­росам реализации ими государственной внешней политики и т.д.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации (ст. 114) осуществляет меры по реали­зации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает пред­ставительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению меж­дународных договоров; заключает межправительственные соглаше­ния; координирует деятельность федеральных органов исполнитель­ной власти, компетенция которых позволяет устанавливать отноше­ния с органами, организациями иностранных государств.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел, является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), деятельность которого непосредственно связана с реализа­цией внешней политики Российской Федерации и подчинена Прези­денту Российской Федерации.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Россий­ской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства Российской Федерации, нормами международного права, между­народных договоров и соглашений, подписанных Российской Федера­цией, а также Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.*

________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1033.

Основными задачами МИД России являются: реализация внеш­ней политики Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами; защита ее политических, экономических и других ин­тересов, а также интересов физических и юридических лиц во взаи­моотношениях с другими государствами; наблюдение за исполнением международных договоров и соглашений Российской Федерации.

В процессе своей деятельности МИД России разрабатывает для Президента и Правительства Российской Федерации предложения по основным вопросам внешней политики Российской Федерации; про­екты международных договоров и соглашений Российской Федерации и предложения по их заключению; обеспечивает Президента и Пра­вительство Российской Федерации необходимой информацией по вопросам международной политики; содействует развитию междуна­родных связей федеральных органов исполнительной власти, общест­венных объединений, государственных организаций; координирует международные связи субъектов Российской Федерации; осуществля­ет руководство и координацию деятельности дипломатических и кон­сульских представительств; организует консульскую работу на тер­ритории Российской Федерации и осуществляет постоянные контак­ты с посольствами и консульствами иностранных государств, нахо­дящихся на территории Российской Федерации; осуществляет ор­ганизацию приема иностранных государственных и правительствен­ных организаций; оформляет паспортно-визовую документацию.

На МИД России возложена регистрация международных догово­ров Российской Федерации в Секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций.

Одной из основных задач МИД России является координация де­ятельности и контроль за работой других федеральных органов ис­полнительной власти, целью которой является обеспечение проведе­ния единой внешнеполитической линии Российской федерации в от­ношениях с иностранными государствами и международными органи­зациями.

Для реализации этой задачи Президентом Российской Федера­ции издан Указ от 12 марта 1996 года «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».* В соот­ветствии с данным Указом МИД России призван способствовать сог­ласованному взаимодействию органов исполнительной власти с орга­нами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие ука­занных органов, а также их должностных лиц в международной дея­тельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики и выполнение международных обязательств Российской Федерации.

_______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№ 12. Ст. 1061.

МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам отношений с иностран­ными государствами и международными организациями, а это обязы­вает федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации информировать МИД России об осуществляемых ими международной деятельности и международных связях. В Указе закреплены и другие полномочия МИД России.

В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществ­лении ими международных связей и контактов.

Важные функции в области управления иностранными делами возложены на министра иностранных дел Российской Федерации, ко­торый осуществляет международное представительство Российской Федерации, непосредственно ведет переговоры от имени Президента и Правительства Российской Федерации с официальными предста­вителями зарубежных стран либо участвует в них; выступает с офи­циальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней по­литики Российской Федерации; принимает дипломатических пред­ставителей иностранных государств; назначает на должность Пове­ренных в Делах Российской Федерации, консулов и т.д.

Многие функции МИД России осуществляет через свои зарубежные органы.

Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом

Зарубежными органами МИДа России являются дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения. Организационны­ми формами дипломатических представительств являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Фе­дерацией установлены дипломатические отношения.*

____________________

* Следует иметь в виду, что современные дипломатические отношения Российской Федерации, как и бывшего СССР, с другими государствами осуществляются, как правило, на уровне посольств.

Являясь государственным органом внешних сношений Россий­ской Федерации и осуществляя представительство Российской Феде­рации в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями Россий­ской Федерации с правительствами государств пребывания, Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации: утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года:* Положением о Министерстве иностранных дел Российской федерации и другими нормативными актами.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090.

На посольство возложена функция представительства Россий­ской Федерации в государстве пребывания. Осуществление данной функции предполагает обеспечение проведения единой внешнеполи­тической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания: защиту ее политических: экономических: национальных интересов, граждан, организаций и учреждений Российской федера­ции, находящихся в государстве пребывания.

Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информа­ции политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента Российской федерации, Правительство Российской Феде­рации, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пре­бывания и вносит свои предложения Президенту Российской Феде­рации, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений Российской Федерации с государством пребы­вания и обеспечению в нем интересов Российской Федерации.

На посольство возложено обеспечение дипломатическими средст­вами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-тех­нической, культурной и других областях между Российской федера­цией и государством пребывания.

В процессе реализации своих функций и полномочий диплома­тические представительства осуществляют координацию деятель­ности и контроль за работой находящихся в стране пребывания иных представительств федеральных органов исполнительной власти, рос­сийских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъ­ектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориаль­ных образований. В свою очередь названные представительства, де­легации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информируют его о своей деятельности.

В современных условиях резко увеличился поток иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в различном каче­стве. В связи с этим важное значение приобретает деятельность дипломатических представительств по оформлению и выдаче виз на въезд в Российскую Федерацию.

Руководит деятельностью представительства глава дипломатиче­ского представительства (дипломатический представитель). Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а во главе миссии — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Россий­ской Федерации.*

_________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 7. Ст. 156.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полно­мочный Посланник Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации, Поверенный в Делах Российской Федерации — министром иностранных дел Российской федерации.

Глава дипломатического представительства несет персональную ответственность за организацию и деятельность представительства, его персонала, который включает в себя: а) дипломатический; б) вспомо­гательный; в) обслуживающий персонал. В состав дипломатического персонала входят: посол, посланник; советники по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам; первый, второй и третий секретари; атташе и другие сотрудники.

Дипломатический персонал, члены их семей пользуются дипло­матическим иммунитетом, суть которого состоит в личной неприкос­новенности, неприкосновенности их жилища, исключение из юрис­дикции государства пребывания. Дипломатический персонал и члены их семей освобождаются от налогов, сборов в государстве пребыва­ния, от досмотра на таможне личного багажа. Они имеют право бес­препятственно связываться со своей страной.

Являясь правопреемницей СССР, Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.

Консульские учреждения образуются на основе взаимного согла­шения Российской Федерации с другими государствами. Они функ­ционируют в крупных городах, морских, речных портах государства пребывания.

Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генераль­ные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агент­ства. Их правовой статус закреплен Консульским уставом СССР,* международными нормами, а также соответствующими соглашения­ми между государствами, решившими установить друг с другом кон­сульские отношения. Если в государстве пребывания отсутствует посольство, то с его согласия на консульское учреждение могут быть возложены функции дипломатического представительства.

__________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 27. Ст. 404

Основным содержанием деятельности консульских учреждений является защита интересов Российской Федерации, ее граждан, уч­реждений и организаций, находящихся в государстве пребывания.

Они содействуют развитию дружественных, экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристических связей Российской Федерации с соответствующим государством пребывания; оказывают помощь и содействие представителям государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, морским и воздушным су­дам, а также гражданам Российской Федерации, находящимся в госу­дарстве пребывания.

На них возложен учет российских граждан, в том числе военно­обязанных, постоянно или временно проживающих в государстве пребывания; совершение нотариальных действий; регистрация актов гражданского состояния; выдача, продление паспортов гражданам Российской федерации; оформление виз на въезд, выезд и транзит­ный проезд через территорию Российской Федерации и т.п.

Генеральные консульства, консульства, вице-консульства, кон­сульские агентства возглавляют соответственно генеральные консу­лы, вице-консулы, консульские агенты, которые назначаются и осво­бождаются от должности министром иностранных дел Российской Федерации.

В своей деятельности консульские учреждения подчиняются Ми­нистерству иностранных дел Российской Федерации, а общее руко­водство ими осуществляют главы дипломатических представительств в государстве пребывания.

В состав сотрудников консульского учреждения входят должност­ные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Персонал консульских учреждений имеет ряд определенных при­вилегий в государстве пребывания (например, освобождение от нало­гов и сборов). Сотрудники консульства обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, ко­торые совершены ими в процессе осуществления своих служебных обязанностей; пользуются личной неприкосновенностью, служебной переписки и т.д.

Наши рекомендации