Административное право и управление социально-культурной сферой

9.1. Управление образованием

9.1.1. Понятие и основы организации системы образования

Образование — целенаправленный процесс обучения и воспита­ния в интересах личности, общества и государства. Он сопровождает­ся констатацией достижения обучающимся определенных государст­вом образовательных уровней (образовательных цензов).

Концепция и основные начала образования в Российской Феде­рации определены Конституцией Российской федерации. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответст­вии с Конституцией Российской Федерации общедоступным и бес­платным являются дошкольное, основное общее и среднее профессио­нальное образование. При этом основное общее является обязатель­ным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализо­вано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция Российской Федерации провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следо­вательно, не исключает получения образования в иного рода негосу­дарственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является пока Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции федерального Закона от 12 июля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерация «Об образовании».* Данная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами: приняты федеральный Закон от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»**, акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных орга­нов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской федерации по различным вопросам. Среди них утвержденные Прави­тельством Российской Федерации Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 апреля 1997 года;*** Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования,**** Типовые положения об учреждении начального профессионального образования,*****

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

** Российская газета. 1996. 29 августа.

***Российская газета. 1997. 24 апреля.

****Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 18. Ст. 2085.

***** Там же. № 8. Ст. 864.

об общеобразователь­ном учреждении,* об образовательном учреждении среднего профес­сионального образования (среднем специальном учебном заведе­нии)**, об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации *** и др. Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего до­полнительного образования в Российской Федерации ****и др.

Образовательная деятельность осуществляется образовательны­ми учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

* Там же. № 19. Ст. 2221.

** Там же. № 27. Ст. 2894.

*** САПП. 1993. № 28. Ст. 2594; см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1053; № 18, Ст. 1681; № 39. Ст. 3777 и др.

****Российские вести. 1994. № 15; см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1922.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нес­кольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального об­щего, общего основного, среднего (полного) общего образования; на­чального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; и послевузовского профессиональ­ного образования; дополнительного образования взрослых; дополни­тельного образования; дополнительного образования детей; специ­альных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с откло­нениями в развитии; для детей сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей и др.

Типам образовательных учреждений соответствуют их опреде­ленные виды, среди которых можно выделить:

общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

начального профессионального образования — профессиональ­ные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пунк­ты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

среднего специального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

высшего профессионального образования — университеты, ака­демии, институты.

Различия между видами учебных заведений данного типа опре­делены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях, а видами высших учебных заведений в федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии». Однако часто учебное заведение необоснованно относится к то­му или иному виду, хотя это отношение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, однако преобразования в них свелись лишь к смене наименования.

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и государственные органы уп­равления образованием: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; государственные органы управ­ления субъектов Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской федерации; граждане Российской Федерации и иностран­ные граждане.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих воен­ные профессиональные программы, может быть только Правительст­во Российской Федерации, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации.

Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемст­венности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение едино­образия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условия­ми, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Основой государственной политики Российской федерации в об­ласти образования является, согласно Закону об образовании, феде­ральная программа развития образования, утверждаемая федераль­ным законом.

В реализации единой государственной политики важная роль от­водится государственным образовательным стандартам, образова­тельным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты включают феде­ральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определя­ют обязательный минимум, содержания основных обязательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требо­вания к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты основного общего образования устанавливаются федеральным законом. Образователь­ные стандарты устанавливаются применительно к типам образова­тельных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 «Государственный об­разовательный стандарт высшего профессионального образования» определяются общие требования к структуре высшего профессио­нального образования и образовательным программам такого образо­вания, условия их реализации, нормативы учебной нагрузки обуча­ющихся и ее максимальный объем. В стандарте подчеркнут его обяза­тельный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образователь­ными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными федеральным государственным орга­ном управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанав­ливаемыми субъектами Российской Федерации в лице их компетент­ных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускни­ков независимо от форм получения образования.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов утверждается Правительством Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных законом.*

____________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 33 Ст.3097.

Образовательные программы определяют содержание образова­ния определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на решение за­дач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для сознательного выбора и осво­ения профессиональных программ. Они формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду прог­рамм относятся программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответст­вующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобра­зовательной или профессиональной образовательной программы ус­танавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных уч­реждениях в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в фор­ме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеоб­разовательной или профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Лицензирование. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образо­ванием или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании за­ключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного про­цесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающая ус­тановленным государственным и местным требованиям. Эти требова­ния относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Например, Временным положением о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, ут­вержденным Председателем Госкомвуза России 7 июля 1994 года № 108, определены цель, принципы, предмет, содержание, организация и порядок лицензирования поименованных в нем образовательных учреждений. В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

Аккредитация означает юридическое признание прав и способ­ности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, не ниже официально признанной нормы. С момента госу­дарственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о госу­дарственной аккредитации, образовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам до­кумента об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами государственного управления на основании заявления обра­зовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательных учреждений имеет целью уста­новление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стан­дартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем поло­вины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу, аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению дру­гими органами. Аттестация определенных учреждений (дошкольных, для детей сирот и др.) проводится в особом порядке.

По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

9.1.2. Организационные формы управления образованием

Функции управления образованием выполняют различные орга­ны: а) государственные органы, б) местные (муниципальные) органы.

К государственным органам исполнительной власти, осуществля­ющим непосредственно управление образованием относятся:

1. Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации;

2. Федеральные ведомственные органы управления образовани­ем. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подве­домственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управ­ление образованием не является их основным назначением;

3. Органы государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов исполнительной власти по сог­ласованию с законодательными (представительными) органами.

Муниципальные органы управления образованием создаются ре­шениями соответствующих органов местного самоуправления.

Именно так решается вопрос в федеральном Законе об образо­вании, но юридически не совсем точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти принимается решение о соз­дании федеральных органов управления образованием. Ведь оно мо­жет быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вто­рых, на местном уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают определенными полномочиями в управлении образованием.

Федеральным государственным органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Минис­терство общего и профессионального образования Российской Феде­рации (Минобразование России).

На все органы государственного управления образованием возло­жено обязательное осуществление в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; госу­дарственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специ­альностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и про­фессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государст­венных фондов стабилизации и развития системы образования; раз­работка государственных нормативов финансирования образователь­ных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; прогнозирование разви­тия сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; контроль исполнения законода­тельства Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) его устава государственные органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

В качестве федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных органов исполнительной власти.

Главными наиболее специализированными его задачами и функ­циями непосредственно нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы управления на­учной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образо­вания; реализация кадровой политики в сфере образования и науч­ной деятельности; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в СНГ.

В ключе основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные, межгосударствен­ные и межведомственные программы и проекты в сфере образования, а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведут­ся профессиональное образование и профессиональная подготовка;

координирует деятельность государственных образовательных учреж­дений по вопросам определения объемов и структуры подготовки спе­циалистов, а также определяет порядок их подготовки по профес­сиональным образовательным программам (направлениям, специаль­ностям) .

Минобразование России наделено и многими другими полномо­чиями в решении вопросов, имеющих общее принципиальное значе­ние для образования в стране. Так, оно устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего про­фессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспе­чивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка государствен­ных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Минобразование России утверждает положения о государствен­ной аттестации выпускников образовательных учреждений; разраба­тывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает порядок их выдачи.

Данным Министерством устанавливается порядок лицензирова­ния, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется лицензирование и государст­венная аккредитация образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации выполняет разнообразные задачи и функции в области подготовки научно-педа­гогических кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, профессионального обучения и перео­бучения высвобождающегося и незанятого населения.

Вышеназванные задачи и функции имеют общее значение, сле­довательно, они распространяются также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения. Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специаль­ных полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реоргани­зовывать и ликвидировать подведомственные учреждения, устанав­ливать для них ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.

Минобразованию России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции инспектирование образова­тельных органов управления образованием на территории Российской Федерации.

Минобразование России вправе издавать в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых находятся обра­зовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения и организации.

Свои задачи и функции Минобразование России должно осуще­ствлять во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах Российской Федерации в качестве специализирован­ных органов, ведающих сферой образования, выступают: в респуб­ликах — министерства или комитеты, в других субъектах — департа­менты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уров­не, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов Российской Федера­ции, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в отдельных субъектах Российской Феде­рации могут быть свои решения вопросов непосредственного подчи­нения тех или иных конкретных образовательных учреждений.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управ­ления образованием компетенция осуществляется с учетом масшта­бов их деятельности и региональных особенностей.

К компетенции органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации относится: осуществление федеральной политики в области образования; разработка и реализация региональных прог­рамм развития образования с учетом национальных, региональных особенностей; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, ре­организация и ликвидация образовательных органов соответствую­щего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; ус­тановление национально-региональных компонентов государствен­ных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; ор­ганизация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подго­товки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образо­вания и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и др.

Закон об образовании относит к органам управления образова­нием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных ор­ганов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характе­ра, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления обра­зованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные фор­мы сотрудничества по соответствующим вопросам определены дейст­вующими нормативными актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Минобразования России разрабатывает с участием федеральных ор­ганов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов Рос­сийской Федерации программы в сфере образования, но отвечает за это дело в конечном счете данное Министерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомствен­ными специализированным органам, осуществляется их структур­ными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятель­ные главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

Закон об образовании не разграничивает компетенцию предста­вительных органов и местной администрации в области образования. В общем виде к исключительной компетенции в данной области он относит планирование, организацию, регулирование и контроль дея­тельности местных (муниципальных) органов управления образова­нием, образовательных учреждений в целях осуществления государ­ственной политики в области образования; обеспечение граждан, проживающих на данной территории, возможностью выбора общеоб­разовательного учреждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; создание и ликвида­ция местных органов управления образования и (или) самоуправляе­мых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления образо­ванием; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения или решением мес­тного органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции органов местного самоуправ­ления относятся полномочия, связанные с вопросами финансирования образования, отношений собственности, строительства и др.

Компетенция в области образования разграничивается между муниципальными образованиями разных уровней в порядке, уста­новленном законодательством субъекта Российской Федерации, а между органами самоуправления данного уровня — в порядке, уста­новленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

9.1.4.Управление образовательным учреждением

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько обра­зовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспи­тание обучающихся, воспитанников.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Деятельность государственных, муниципальных образователь­ных учреждений регулируется типовыми положениями о соответст­вующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатывае­мыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанав­ливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Законом Российской Федерации об образо­вании. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

Основы организации управления образовательным учреждением в принципе определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, федеральным Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно уп­равление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреж­дений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и дру­гих вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

В соответствии с Законом об образовании управление государст­венными и муниципальными учреждениями осуществляется на прин­ципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагоги­ческий совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным уч­реждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учрежде­ния; избран коллективом образовательного учреждения с предвари­тельным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлени­ем совету образовательного учреждения права вето; назначен учре­дителем; нанят учредителем. В гражданском образовательном учреж­дении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учрежде­ния разграничиваются в его уставе.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным образовательным учреждением осуществляет прошедший установленную аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреж­дения федерального подчинения определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Эти позиции отражены в типовых положениях об образователь­ных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. На­пример, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обуча­ющихся и др.). Типовым положением о государственном среднем спе­циальном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность созда­ния других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Типовым положением о таком учебном заве­дении.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входят ректор (он же председатель учебного совета) и про­ректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Порядок выбора первого состава ученого совета определяется об­щим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотруд­ников и представителей других категорий работников и обучающих­ся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.

Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направ­лениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы дея­тельности советов определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.

При мотивированном отказе органа управления образования утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, проводятся новые выборы. Если в этом случае кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе до формирования ученого совета устав соответствующего вуза утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого вуза заключается трудовой договор (контракт) на этот же срок.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоря­жения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предус­мотренном его уставом.

Управление муниципальным высшим учебным заведением стро­ится по той же модели, что и государственным вузом.

Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и кол­легиальности.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Мос­ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он явля­ется учебно-научным и учебно-методическим центром высшего обра­зования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, органи­зация у<

Наши рекомендации