Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля, экологического мониторинга и экологической экспертизы.
Государственный экологический контроль заключается в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это — административный контроль (надзор), так как его задачи и соответствующие им полномочия практически реализуются исполнительными органами и представляющими их должностными лицами.
Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По своей сути он является элементом системы государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.
Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля. Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т.д. Экспертное заключение содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и представление их на повторную экспертизу. Положение о государственной экологической экспертизе утверждено Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года.*
______________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст.3621.
Экологические контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.
В связи с реорганизацией системы исполнительных органов, действующих в сфере природопользования и охраны природных ресурсов, в настоящее время названная государственная служба представлена преимущественно Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведет наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивает контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий и предотвращает самовольное пользование недрами и водными объектами; осуществляет государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивает контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведет государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвует в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу; организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинг животного и растительного мира (кроме лесов); осуществляет общее руководство единой государственной системой экологического мониторинга; контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы и т.д.
При этом Минприрода как субъект государственного экологического контроля действует в области рационального использования и охраны тех видов природных ресурсов, которые применяются в экономике страны. Это, как отмечалось, недра и воды. В систему Министерства природных ресурсов вошли территориальные и специализированные органы бывшего Комитета Российской федерации по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству (бассейновые водохозяйственные управления и т.п.).
Госкомэкология восприняла функции и полномочия бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также (частично) — Государственного комитета по рыболовству. В его системе — специализированные природоохранные инспекции (например, рыбоохраны).
Должностные лица Министерства природных ресурсов и Госкомэкологии наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования и водопользования, а так же в области охраны окружающей среды и природопользования.
Полномочия, которые используются в порядке осуществления государственного экологического контроля, весьма широки (см. § 2 настоящей главы).
В сфере природопользования и охраны природных ресурсов действуют и некоторые иные контрольно-надзорные службы. Так, можно выделитьГосударственный контроль за использованием и охраной земель (Госземконтроль). Он осуществляется в целях обеспечения соблюдения всеми юридическими, физическими и должностными лицами требований земельного законодательства, а также эффективного использования и охраны земель. Положение о порядке осуществления этого контроля утверждено Правительством Российской Федерации 23 декабря 1993 года.*
_________________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 78.
Госземконтроль возложен на Роскомзем.
В порядке его осуществления организуется проверка и экспертиза изменений качественного состояния земель; принимаются меры по устранению нарушений земельного законодательства; разрабатываются предложения о консервации загрязненных земель; контролируется использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением; не допускается самовольное их занятие; контролируется своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению их загрязнения.
Должностные лица, осуществляющие Госземконтроль, вправе: приостанавливать промышленное и гражданское строительство, эксплуатацию объектов, если они осуществляются с нарушениями земельного законодательства; рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; давать обязательные предписания по вопросам охраны земель.
Определенные функции и полномочия в области экологического контроля (надзора) осуществляются также органами и должностными лицами Госгортехнадзора по предупреждению и устранению вредного влияния деятельности по использованию недр на окружающую среду; Министерства здравоохранения (по линии государственного санитарно-эпидемиологического надзора); Госатомэнерго-надзора и т.д.