Предприятия и объединения в промышленности

Поскольку в целом организационно-правовой статус предприятий и объединений охарактеризован ранее, целесообразно обратить вни­мание на некоторые новые моменты, имеющие достаточно прин­ципиальное значение.

1. Казенные заводы (фабрики, хозяйства) создаются в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий»* на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Правительство Российской Федерации 12 августа 1994 года ут­вердило Типовой устав казенного завода.** Казенный завод находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятель­ности в данной сфере управления. Такой орган утверждает индивиду­альный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заво­дом самостоятельной хозяйственной деятельности. По этому поводу издается приказ (распоряжение), определяющий конкретные виды то­варов (работ, услуг), на производство и реализацию которых распро­страняется разрешение.

______________________

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 5. Ст. 393.

** Там же. 1994. № 17. Ст. 1982.

Типовой устав казенного завода определяет цели и предмет дея­тельности завода; имущество завода, являющееся федеральной собст­венностью; основы организации его деятельности; систему управ­ления заводом (директор, действующий на принципах единоначалия, назначаемый уполномоченным Правительством Российской Феде­рации органом, утвердившим устав завода; заместители директора, им назначаемые по согласованию с органом, утвердившим устав);

основы учета, отчетности и контроля за деятельностью казенного за­вода; процедуру ликвидации и реорганизации завода (по решению Правительства Российской Федерации).

2. Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) типа, например, Российской государственной корпорации по производству лесобумажной продукции, действует широкая сеть акционерных об­ществ. В 1993 году Правительство Российской Федерации учредило Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвердило его устав, в котором раскрывались особенности такого рода объединений. В настоящее время действует федеральный Закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».*

_______________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.

Акционерное общество — коммерческая организация открытого или закрытого типа. Учредительным документом общества является его устав.

Общество подлежит государственной регистрации. К сожалению, в законе практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ; создается впечатление об их пол­ной автономии, что неверно. Государственный надзор за их деятель­ностью осуществляется фактически соответствующими органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т.п., т.е. во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для всех хозяйствующих субъектов любой формы собст­венности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. В этом отношении более значимы пози­ции, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации (например, ст. 51, 49, 56, 57).

О конкретных целях, задачах и предметах деятельности акцио­нерных обществ можно судить на примере РАО «Газпром». Оно обеспечивает на договорной основе снабжение потребителей Российской федерации газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти; обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосудар­ственным и межправительственным соглашениям; строит и финанси­рует газопроводы-отводы высокого давления; получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции; контролирует функционирование единой системы газоснабжения и т.п.

Правительство Российской Федерации оказывает определенное воздействие на АО. Так,им было принято постановление «О государ­ственной поддержке акционерного общества «Горьковский авто­мобильный завод»; для представления интересов государства по принадлежащим Российской Федерации пакетам акций в РАО «ЕЭС России» оно назначило своих представителей; им было принято специальное постановление «О мерах по обеспечению государственно­го управления закрепленной в федеральной собственности акциями РАО «ЕЭС России», в соответствии с которым была образована кол­легия представителей государства, которой предлагался круг вопросов для включения в повестку для ближайшего собрания акционеров;импринимаются решения об утверждении уставов АО (например, откры­того АО «Нефтяная компания «Роснефть» и т.п.*

_________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 176; № 15. Ст. 1804; №17. Ст. 2021.

3. Актуальной в последнее время стала проблема несостоятель­ности промышленных предприятий. Для решения такого рода вопро­сов образованаФедеральная служба России по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению.*

_________________________

*См.: Тамже. 1997. №12.Ст. 1419.

Основная цель данного органа — создание организационных, эко­номических и иных условий для реализации актов о несостоятель­ности в отношении государственных предприятий. Управление про­водит государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности промышленных (как и иных) предприятий; пред­ставляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; оказывает помощь предприятиям, имеющим признаки несостоятельности.

Федеральная служба выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в случаях, когда проце­дурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривает­ся участие собственника такого предприятия; принимает в установ­ленных случаях решение о направлении предприятием-должником заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности; участвуетв приватизации неплатежеспособных государственных предприятий; осуществляет руководство своими территориальными органами и т.п.

Федеральная служба вправе принимать решения о необходимости санации (то есть недопущения банкротства) предприятий; участво­вать в осуществлении контроля за использованием средств на поддер­жку предприятий; издавать обязательные для исполнения акты по вопросам, отнесенным к ее ведению и т.п.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 го­да «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятель­ности (банкротстве) предприятий»* установлено, что Федеральная служба представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных го­сударственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее также возложено рассмотрение финансового состояния предпри­ятий и принятие решения о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являю­щихся неплатежеспособными; принятие обязательного для предпри­ятия-должника решения о внесении им в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности. В случае неподачи такого заявления предприятием, Федеральная служба сама обращается в арбитражный суд с ходатайством о признании пред­приятия-должника банкротом. Кроме того, она определяет условия участия уполномоченных государственных органов и организаций в проведении санации предприятия-должника, вносит в арбитражный суд заявление об открытии конкурсного производства.

_____________________________

*Там же. 1993. № 52. Ст. 5070.

Территориальные органы Федеральной службы — отделения.

Наши рекомендации