Конфликт интересов на государственной службе
Проблема конфликта интересов сопровождает человечество, может быть, с самого начала его возникновения. Однако даже сейчас невозможно отразить все многообразие случаев возникновения такого рода конфликтов и определить, какие точно интересы защищены правом. Действия в условиях конфликта интересов часто связаны с обманом, воровством, потерей репутации и даже человеческого достоинства. В подобных случаях обычно говорят об этическом поведении, доверии или о потере доверия, искушении и др.
Чтобы понять влияние конфликта интересов на результативность выполнения государственной службой своего предназначения, следует вначале разобраться с вопросом о сущности службы для общества. Государственная служба как профессии представляют собой весьма сложные социальные феномены. Профессия служащего аппарата органа государственной власти и органа местного самоуправления относится и к сфере управления, и к сфере, реализующей обслуживающие функции. Иначе говоря, будучи важнейшей частью сферы управления, государственная служба представляет собой управленческий аппарат, который по отношению к обществу реализует обслуживающие функции.
Сам аппарат государственной службы - это иерархическая структура, в которой трудятся сотни тысяч людей разного функционально-должностного положения, выполняя разные социальные роли, поэтому служба как профессия и профессиональная деятельность в широком смысле слова - это сфера отношений социально-правового института и общества. Предметное содержание деятельности службы определяется содержанием полномочий, представляющих собой сплав прав и обязанностей, управления и обслуживания, а целью этой профессиональной деятельности является развитие общества, реализация его сущностных сил. Это придает службе как профессии высокую нравственную и общественно значимую ответственность.
Смысл профессии государственной службы - исполнение профессиональной деятельности по реализации полномочий государства и органов публичной власти. Гармония объективного и субъективного начала в сфере управления - важный критерий его эффективности. Важным средством, обеспечивающим гармонизацию субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, является соответствие в процессе управления содержания целей и задач моральной оценке тех методов, которые применяются для их достижения. Действительно, деятельность служащего в сфере управления носит нормативно-инструктивный характер. Но эффективность нормативной деятельности персонала службы, результаты и способы ее осуществления зависят от этического характера предваряющих это действие моральных установок конкретных личностей.
Государственная служба как социально-правовой институт является носителями государственнической идеологии. Служба в силу своей многофункциональности - это фундамент государственного здания. У чиновничества высоко развито чувство особой социальной значимости в сложившейся системе общественных отношений. Предназначение профессии государственной службы уже на протяжении многих столетий отражает гуманистическое содержание служения интересам государства и общества. Гуманизм как нормативная характеристика профессиональной культуры госслужбы не привносится извне, а является сущностным элементом культуры общества и проявляется как общественный культурный идеал. Гуманистический характер государственной службы признает уважение к личности, авторитет власти, защищающей права и свободы граждан.
Государство для большинства граждан является сложным и малопонятным соединением представлений о власти, законах и неком порядке. Именно чиновничество исполняет роль «лица» государства, через опыт взаимодействия с которым становятся реальными польза и вред для гражданина от государства.
Государственные служащие в силу своего правового статуса не только обеспечивают деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и становятся представителями интересов государства в правоотношениях с гражданами и социальными группами.
Двойственность статуса служащего как личности и как представителя государства нередко ведет к разделению интересов, поскольку чиновник обязан действовать, руководствуясь исключительно интересами представляемого (государства). При этом у служащего сохраняются свои собственные интересы, поэтому потенциальный конфликт между собственными интересами госслужащего и интересами государства всегда возможен.
Следует отметить, что преследование представителем личных интересов в ущерб интересам представляемого является широко распространенным видом конфликта интересов во многих областях экономической и хозяйственной деятельности.
Было установлено, что человек имеет интерес к какому-либо предмету (благу), если обстоятельства, связанные с данной вещью, предоставляют преимущества этому человеку. Итак, желание не просто удовлетворить свой интерес, а именно получить преимущества, получить больше, чем первоначально причиталось служащему как представителю государства, и толкает его на нарушения при возникновении конфликта интересов. В случае конфликта интересов почти всегда побеждает личный интерес.
Отметим одно существенное положение. Конфликт интересов на службе возникает в тех случаях, когда нанесение ущерба интересам государства объективно возможно в силу особого статусного положения чиновника (как представителя государства), в соответствии с которым он одновременно может преследовать противоположные, а иногда и взаимоисключающие интересы (личные и общественные).
В Федеральном законе от 3 июля 1995 г. № 9ФЗ2 «Об основах государственной службы Российской Федерации» понятие конфликта интересов не использовалось, а регулирование служебного поведения государственных служащих осуществлялось лишь частично. Решение проблемы конфликта интересов состояло в системе ограничений для государственных служащих, которые во многих случаях носили общий характер, были одновременно и избыточными, и недостаточными, выполнение их с трудом поддавалось контролю.
Таким образом, законодательное регулирование в этой сфере не носило комплексного, полноценного характера. Не были разработаны и механизмы контроля за соблюдением правил служебного поведения, ответственности за нарушение этих правил. Понятие конфликта интересов в государственной службепредставленное в табл.1.
Таблица 1
Понятие конфликта интересов в государственной службе
Понятие конфликта интересов в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 19) | Понятие конфликта интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (ст. 10) |
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации | Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственногоили муниципальногослужащего влияет илиможет повлиять нанадлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственногоили муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства |