Правовой воспитательный процесс: понятие и особенности. Правовая социализация личности: сущность и механизм.
Правовое воспитание– представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов. К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду. Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.
Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Сущность правовой социализации личности. Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим, по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе).
Билет №11
1. Возникновение и развитие науки теории государства и права. Функции теории государства и права. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юристов.
Причины возникновения государства: 1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера; 2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов; 3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества; 4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.
На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.
В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).
2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.
4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;
2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);
4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.
Основной задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях, а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств. При этом юрист в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать, какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе профессиональной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.
Значение ТГП в процессе профессиональной подготовки юристов заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение ТГП помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения ТГП, способствуют формированию, у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.