Соотношение типов и форм государства. Причины многообразия форм государств одного исторического типа. Революционные и эволюционные изменения форм государства.
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения
Рабовладельческий тип государства:1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.
Феодальный тип государства:1) монархия в феодальном государстве имела три формы:– раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;– сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;– абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;
2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.
Буржуазный тип государства:1) монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.
Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.
Причины многообразия форм государства различны. Форма конкретного государства складывается исторически под влиянием целого ряда факторов:
1. Влияние типа государства на его форму. Прямой зависимости между типом государства и его формой не существует. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут существовать различные формы государства. С другой – государства различных типов могут облекаться в одинаковую форму. Однако феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления; буржуазному – республиканская; социалистическое государство существовало только в форме республики. 2. Соотношение социальных (классовых) сил. Преобладание демократических сил ведет, как правило, к установлению республиканской формы правления и демократического режима. Преобладание реакционных сил нередко ведет к реставрации монархии и формированию недемократических режимов. 3. Географическое положение страны. Большие по территории государства тяготеют, как правило, к установлению недемократических режимов. 4. Национальный состав населения. Многонациональные общества с компактным проживанием наций тяготеют к федеративной форме гос. устройства или созданию децентрализованных унитарных государств. 5. Исторические традиции. Напр., Великобритания, Швеция, Япония в силу исторических традиций более тяготеют к монархической форме правления. 6. Конкретные исторические условия. Напр., поражения в войнах, как правило, ведут к изменению в форме государства (всех ее элементов). 7. Идеологический фактор. Напр., исламская идеология обусловливает такую форму гос.правления, как теократическая монархия, при которой главой государства является глава религиозного культа.
Формы государства под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность - тиранию. Это самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс. Глава государства – тиран - захватывает власть от имени народа и как «ставленник народа".
О многообразии форм государства говорил и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях. Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н.э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов -аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.