Монархия: понятие, особенности, разновидности.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную
- ограниченную (парламентарную)
- дуалистическую
- теократическую
- Сословно-представительная
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: монарх царствует, но не правит; правительство формируется парламентом; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится премьер министром и формирует прав-во; парламент может отправить в отставку прав-во; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом (Великобританию, Бельгию, Данию и др.)
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Монарх облад П роспуска парламента и абсолютного вето. Монарх обладает значит полномочиями в сфере ИВ, кот ответ-но перед ним.ЗВ делится между парламентом и предст народа. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
Экзаменационный билет № 15
1)Теория политических изменений.
Понятия «политические изменения» и «политическое развитие» тесно связаны друг с другом, и часто в политологии они выступают в качестве тождественных. В тоже время следует уточнить, что изменения сами по себе - это различные перемены, которые происходят в течение некоторого времени. А развитие – термин, который применяется главным образом при анализе политической жизни и политической системы всего общества.
Политическое развитие – многомерный процесс, при котором в результате взаимодействия различных политических сил происходит изменения в политическом поведении, политической культуре, в политической системе общества. Политическое развитие – это рост способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям при сохранении возможностей для успешного функционирования системы. Политическое развитие следует рассматривать как возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям.
Политическое развитие также как и изменения могут осуществляться в эволюционной и революционной форме.Революция ведет к смене политической системы, в период эволюции происходит накопление количественных изменений, принципиально не меняющих политическую систему общества. Политическое развитие должно находиться в определенном соотношении с социальным развитием, необходима равномерность и сбалансированность протекания политического и социального развития. Примером несоответствия этих процессов является свержение шахского режима исламской революцией в Иране в 1979 году, крах Веймарской республики и установление власти Гитлера.
В современной политической науке политическое развитие отдельно взятой системы принято рассматривать как совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. В основе выделения традиционного и современного общества лежит типология политической системы, предложенная американскими учеными Алмондом и Пауэллом, критерием которой является степень структурной дифференциации и культурной секуляризации общества. В рамках указанной типологии выделяют следующие системы:
· примитивная – характеризуется минимальной структурной дифференциацией, члены системы сориентированы на локальные интересы, национальное целое и его интересы их не волнуют;
· традиционная – представлена дифференцированными правительственными и политическими структурами, которые функционируют в условиях подданнической политической культуры. В отличие от примитивной системы люди имеют представление о центре власти, о системе в целом, но сориентированы на ожидание услуг от системы, боятся ее злоупотреблений и не представляют возможным влиять на систему, принимать участие в реальном процессе осуществления власти;
· современная – характеризуется наличием хорошо дифференцированной политической структуры, которая дополненаразвитой политической инфраструктурой: партии, СМИ и др. В этой системе доминирует политическая культура участия (активистская). Люди понимают, что они могут влиять на политическую систему и корректировать ее действия.
Теория политического развития использует в качестве базовых два последние типа систем, так как примитивные системы отошли в прошлое и чрезвычайно редкие исключения не влияют на состоятельность теории. В рамках теории политического развития традиционная и современная системы рассматривается как две основные стадии эволюции общества:
· Традиционная основывается на традициях, обычаях и привычках.
· Современная базируется на рационализме, сознательной постановке задач, целей политического развития и их последовательном достижении.
Таким образом, политическое развитие является процессом перехода от традиционной системы (традиционного общества) к современному в сфере политики. Общая направленность этих изменений связана с рационализацией системы управления и политической сферы жизнедеятельности общества в целом. Главная цель политического развития – создание открытой современной политической системы, свободной от религиозных, идеологических догм, способной воспринимать любые альтернативы, варианты политических решений и осознанно, рационально выбирать наиболее приемлемые.
2)Государство как объект политологического исследования.
В европейской политической науке традиционно выделяют два основных подхода к интерпретации государства. Первая традиция определяет государство как особый род коллективности, возникшей ради общего блага. Она исходит от древнегреческого философа Аристотеля, который видел в государстве союз, ассоциацию свободных и равных граждан. Государство представляет собой форму политического общения, стержнем которого является «власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными». Фома Аквинский также определял государство как политическое сообщество: «город-государство является совершенной общностью». Подобным образом рассматривал государство немецкий философ И.Кант, который отмечал, что «государство - это общество людей, которое само распространяется и управляет собой».
Вторая интерпретация государства формируется с 16 века, развитие которой связано с именем французского ученого Ж.Бодена. Он определял государство через понятия «суверенитет» и «постоянная и абсолютная власть государства. Оно руководит общностью людей, осуществляя это руководство посредством суверенной власти. Английский философ Т.Гоббс отстаивал подобное понимание государства: «государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей считается законом для них всех, так что оно может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Монарх является воплощением сущности государства, его суверенитета, только он способен дать мир подвластным и обеспечить их безопасность. Впоследствии государство ассоциировалось не столько с правителем, бюрократией, аппаратом государства, сколько с нормами, отношениями, ролями, процедурами, институтами и т.д.
В политической науке неоднозначно интерпретируются происхождение и социальное назначение государства. Можно выделить несколько научно-теоретических подходов к исследованию государства.
Одной из первых теорий, представителем которой является Ф.Аквинский, появилась теологическая, которая объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Представитель данной концепции является Фома Аквинский. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.
Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Основоположник данной теории Аристотель исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Философ определял государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения, он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций, который рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Возникновение органической теории связано с развитием естествознания в XIX веке, ее представителем является французский социолог О.Конт. В соответствии данной теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Теория насилия также возникла в XIX веке. Ее представитель Л.Гумплович объяснял возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. «История не предъявляет нам ни одного примера, -- рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», -- где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л.Гумплович делал окончательный вывод. Согласно его теории «вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из потребности победителей обладать «живыми орудиями» возникли экономическая основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою.
Представитель психологической теории Г.Тард объяснял появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность, поэтому свойства человеческой психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим. Человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий, именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
Сторонники договорной теории происхождения государства Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Руссо исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Представитель материалистической теории Маркс объясняет возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами. Суть теории заключается в том, что государство появилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом, появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.
Расовая теория, представителями которой являются Ж.Гобино, Ф.Ницше, Х.С. Чемберлен, появилась в эпоху рабовладения для оправдания существующего строя и его основы: деления населения в силу прирожденных качеств на рабовладельцев и рабов. По мнению основоположника расовой теории француза Ж. Гобино движущим фактором в развитии народов является расовая принадлежность, которая обуславливает неравенство в обществе. Автор выделяет белую, чистую арийскую расу, и «недочеловеков» - славян, евреев, цыган. Первые в силу врожденных лидерских способностей и благородства господствуют в обществе и государстве, вторые - повинуются первым. Государство необходимо для того, чтобы поддерживать господство первых над вторыми, оно служит для легитимации власти правителей, которые изначально оправдывают свое господство лишь теорией о превосходстве белой расы. Однако, в стремлении расширить свое влияние белая раса смешивается с другими и утрачивает свою чистоту, снижаются ее способности и деградирует культура. Это может привести к утрате власти и установлениию демократии, которая, по мнению идеологов расовой концепции, худшая из существующих форм правления. Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем «объявлялись войны». Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».
Автор ирригационной теории возникновения государства - немецкий ученый К.Виттфогель. Главная идея его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления - государство. Теория Виттфогеля была разработана на основе конкретных исторических фактов. Действительно, в указанных выше регионах ирригационный фактор оказал главное влияние на процесс возникновения государства. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении столетий выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории - это Божественная сила, в договорной - сила разума, сознания, в психологической - факторы психики человека, в органической - биологические факторы, в материалистической - социально-экономические факторы, в теории насилия - военно-политические факторы. Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток - ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор.
В свою очередь в рамках методологии институционализма, в данной курсовой работе, под государством будет пониматься - основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства как современного политического института наиболее полно проявляется в его функциях и институциональной структуре, которые будут более подробно рассмотрены нами в следующей главе.
Экзаменационный билет № 17
1)Политическая культура и политическое сознание как элемент политической системы.
Политическая культура — это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности.
Политическая культура — это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.
Эти свойства политической культуры фиксируются в разнообразных ее определениях, принятых в современной политической теории. Известные политологи Г. Алмонд и С. Верба так определяют сущность политической культуры: «Политическая культура нации есть особая модель образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации».
Политическая культура есть совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающаяся взаимных отношений между властью и гражданами.
Следовательно, к политической культуре можно отнести:
а) знание политики, фактов, заинтересованность ими;
б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;
в) эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам;
г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать.
Структурно политическая культура представляет собой единство политических знаний, политическою сознания, политических убеждений и ценностей, а также политических действий.Полученные людьми политические знания формируют политическое сознание, знания, проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенную систему политических ценностей, руководствуясь которыми человек реализует свои знания в практической политической деятельности.
2)Политическая идеология: понятие, функции, типы.