Полиархия: правление многих, но не всех
Демократия — это худшая форма правления, если не считать все остальные. У. Черчилль, 1947 г. |
В наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только нормативные определения как системы политического правления и ее характеристики (от всенародности до форм участия граждан в самоуправлении), но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этические, философские и иные основания человеческого существования в условиях современности. Вместе с тем идеалы демократии остались фактически такими же, как в IV в. до н.э., за исключением одного — сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, ее мнение и интересы, политическая активность. Вот как об этом высказался Нобелевский лауреат Милтон Фридман (род. 1912).
Наше общество таково, каким мы делаем его сами. Мы сами способны определять форму и структуру наших социальных институтов. Разумеется, многообразие доступных нам возможностей ограничено как чисто техническими факторами, так и особенностями человеческой природы — однако никто не может воспрепятствовать нам (если мы этого взаправду хотим) в построении общества, опирающегося в организации экономической и иных видов деятельности прежде всего на принцип добровольного сотрудничества. Только от нас самих зависит создание такого общества, которое охраняет и приумножает свободу личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина. М. и Р. Фридман, «Хозяева своей судьбы» |
Подобный подход, во многом опирающийся на ценностное отношение к человеку, побудил современных политологов отличать демократию в широком, даже идеальном смысле от ее собственно политического, преимущественно институционального базиса. В последнем случае сторонники эмпирической (т.е. основанной на опыте) демократической теории рассматривают обширнейший набор факторов, способствующих установлению более стабильных форм демократического правления на всей планете. Правда, в последнее время ученые опять все чаще признают, что демократия — это понятие, которое и в современности, несмотря на массу исследований, решительно не поддается четкому научному определению. Вместе с тем одна из самых популярных в мировой политологии дефиниций современной демократии — полиархия. Это не система власти, которая воплощает в себе демократические идеалы во всей их полноте, но правление, в достаточной степени приближающееся к таким идеалам.
Наиболее последовательно различение идеалов и институционального оформления демократии проводит Роберт Даль, которого с общего согласия политологи именуют патриархом исследований плюралистических моделей. Он предложил использовать для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие полиархии*(англ. polyarchy).
Эллины слово «полиархия» воспринимали преимущественно в негативном смысле — как разброд в стане властвующих, рассогласованность правления. В контексте же современности это понятие, напротив, подчеркивает политический плюрализм и способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию (согласование) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства.
Пять критериев являются стандартами — идеальными стандартами, если угодно, — на основе которых следует оценивать предлагаемые процедуры. ...Любой процесс, который полностью удовлетворит им, станет совершенным демократическим процессом, а управление ассоциацией — совершенным демократическим правлением. Я признаю, что совершенный демократический процесс и совершенное демократическое правление никогда не существовали в реальности. Они дают представления о человеческих возможностях, с которыми могут сравниваться действительные явления. ...Какие же критерии тогда будут безусловно соответствовать нашим представлениям, а потому служить нам отличительными признаками демократического процесса? Эффективное участие. В ходе всего процесса принятия связывающих решений граждане должны иметь адекватные и равные возможности для выражения своих предпочтений относительно конечного результата. ...Равенство в голосовании при принятии решения. На этапе принятия коллективных решений каждому гражданину должна быть гарантирована равная возможность высказать предпочтение, которое будет считаться равным по весу предпочтению, выраженному любым другим гражданином. ...Просвещенное понимание. ...Каждый гражданин должен обладать адекватными и равными возможностями для определения и проверки ...в контексте принятия решения того предпочтения, которое наилучшим образом служило бы интересам данного гражданина. ...Контроль над повесткой дня. ...Демос должен иметь исключительную возможность решать, какие вопросы пополняют перечень проблем, подлежащих решению в ходе демократического процесса. Р. Даль, «Демократия и ее критики» |
ДАЛЬ(Dahl), Роберт (род. 1915, Инвуд, шт. Айова) — американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии, широко известный своими трудами в области политической теории, в первую очередь современной демократии, распределения власти и плюрализма, оказывающими значительное влияние на современные политические исследования. Автор таких работ, как: «Экономика, политика и благосостояние» (1953, соавт. Ч. Линдблом); «Введение в теорию демократии» (1956); «Кто управляет? Демократия и власть в американском городе» (1961); «Плюралистическая демократия в США» (1967); «После революции? Власть в хорошем обществе» (1970): «Полиархия: участие и оппозиция» (1971); «Дилеммы плюралистической демократии: автономия vs. контроль» (1982); «Современный политический анализ» (5-е изд., 1990); «Введение в экономическую демократию» (1985); «Демократия и ее критики» (1989); «О демократии» (1998) и др. Вклад в развитие политической мысли. Научные взгляды Даля сложились под влиянием либерально-позитивистской и бихевиористской парадигм. Совместно с Ч. Линдбломом и Дж. К. Гэлбрейтом Даль образует неоплюралистическое направление в американской политологии, определившее диапазон изучаемых им проблем, среди которых: предпосылки современной демократии, эмпирические условия для частичной или полной реализации демократических проектов; соотношение демократии, свободы и равенства, а также элитарных и плюралистических элементов в современных демократических политиях; распределение власти в обществе и последствия растущего влияния большого бизнеса; модели современной демократии, нормативные теории, их оценивающие или обосновывающие, использование данных моделей при анализе реальных политических режимов и институтов. |
Политические режимы по Р. Далю
Главное в демократии заключается в ориентации на создание определенных условий для достижения поставленных ею возвышенных целей на уровнях политии, группы интересов и каждого гражданина. Будут ли достигнуты такие цели или нет, зависит от того, как именно и в каких обстоятельствах (в т.ч. привходящих) развивается политический процесс, какие силы на него влияют и участвуют в нем, а какие противостоят, какие способности проявляют данные силы и т.д. Придавая большое, порой принципиальное значение политическим процедурам и способностям гражданина, предъявляя к ним весьма жесткие требования, демократия не гарантирует определенности результатов. Вот в чем главный смысл широко признанной сегодня дефиниции демократии как определенности процедур при неопределенности результатов* (Адам Пшеворский, род. 1940).
В неопределенности результатов состоит основная функциональная слабость демократии — в данной системе нет и не может быть органически присущих ей механизмов, полностью предохраняющих от прихода к власти авторитарных и тоталитарных группировок. Главные препятствия этому — в демократической делиберации*(постоянной самокритике и самоочищении демоса, т.е. совокупности граждан), в вовлечении потенциальных противников демократии в политическую дискуссию, а тем самым в демократический процесс ради их «обращения» в демократов. Такой проект по сути дела построен на стародавней идее о развивающейся природе человека.
При всем многообразии возникавших в разное время и в специфических условиях конкретных демократических режимов, институтов и процедур политология позволяет обобщить их и сгруппировать в ряд институциональных схем или организационных принципов. Подобную институциональную инфраструктуру (составные части устройства) современной демократии вслед за Далем Сартори называет селективной (т.е. основанной на избирательности, отборе) полиархией.
Полиархия — политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. ...Если конкретнее, ...то полиархия есть политический порядок, опирающийся на семь основных институтов, и все они должны действовать, чтобы система могла быть признана именно полиархией. 1. Выборные должностные лица (elected officials). Контроль за решениями правительства по поводу политического курса конституционно закреплен за избираемыми должностными лицами. 2. Свободные и честные выборы (free and fair elections). Выборные должностные лица избираются на частых и честно проводимых выборах, в ходе которых принуждение случается сравнительно редко. 3. Всеобщее голосование (inclusive suffrage). Практически все взрослые имеют право голосовать на выборах должностных лиц. 4. Право претендовать на выборную должность (right to run for office). Почти все взрослые имеют право претендовать на выборные должности в правительстве, хотя возрастные ограничения могут быть выше, чем для голосования. 5. Свобода слова (freedom of expression). Граждане имеют право выражать свое мнение без угрозы сурового наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, правительства, режима, социально-экономического порядка и господствующей идеологии. 6. Альтернативная информация (alternative information). Граждане вправе обращаться к альтернативным источникам информации. Более того, альтернативные источники информации существуют и защищены законом. 7. Независимость самоорганизации (associational autonomy). Для обеспечения своих многообразных прав, включая перечисленные выше, граждане также обладают правом создавать относительно независимые ассоциации или организации, в т.ч. независимые партии и группы интересов. Важно понимать, что эти положения характеризуют действительные, а не номинальные права, институты и процессы. Р. Даль, «Демократия и ее критики» |