Конституционно-правовые нормы и институты
Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, рассчитанное на многократное применение, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Нормы конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой – имеют свои особенности. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) источниками основополагающих конституционных норм (Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, Федеральные конституционные законы);
2) предметом правового регулирования (отношения между человеком и государством, властеотношения различных уровней), охватывающим более широкую сферу общественных отношений, чем другие отрасли права, регулирующие отдельные сегменты отношений (трудовые, жилищные, семейные и др. отношения);илищные, семейные и др. раслях права (трудовые. еотношения)й, а не только отдельный сегментавовым нормам, с другой - имеют на
3) особым механизмом реализации некоторых конституционных норм, который связан не с возникновением правоотношений, а с особого вида отношением общего характера или состояния (состояние субъекта в составе федерации, состояние гражданства);
4) в конституционном праве больше чем в других отраслях общерегулятивных норм: норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей и др. (например, провозглашение России правовым, социальным, демократическим государством);
5) учредительным характером предписаний, содержащихся в ряде конституционных норм. Эти нормы первичны, они закрепляют исходные положения и основы государственного устройства, определяют саму систему органов государственной власти, их компетенцию в сфере правотворчества и др.;
6) особенностями структуры. Для некоторых конституционных норм не характерна классическая трехчленная структура нормы (к примеру, норма части 1 статьи 1 Конституции «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» состоит только из диспозиции, в ней отсутствует гипотеза и санкция).
Конституционно-правовые нормы разнообразны, в связи с чем для рассмотрения их видов целесообразно классифицировать эти нормы по различным основаниям.
1) По содержанию: одни конституционные нормы могут быть связаны с основами конституционного строя, другие – с правовым статусом человека, третьи – с федеративным устройством государства, четвертые – с организацией и деятельностью органов государственной власти.
2) По юридической силе: юридическая сила нормы зависит от того, в каком нормативном акте она закреплена, а от этого в свою очередь зависит порядок взаимодействия норм между собой, их соотношение и возможность изменения. Нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу, и никакие другие не могут им противоречить, нормы Федеральных конституционных законов обладают большей юридической силой, чем нормы Федеральных законов и т. д. Причем в самой Конституции Российской Федерации ее нормы также имеют свою иерархию. Согласно части 2 статьи 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Так вносимые в Конституцию поправки создают новые конституционные нормы, обладающие высшей юридической силой (увеличение срока полномочий депутатов Государственной Думы и главы государства, изменение порядка формирования Совета Федерации и др.), но они не могут вступать в противоречие с нормами первой главы Конституции (к примеру, не могут упразднять республику или устанавливать государственную идеологию).
3) По действию в пространстве: конституционные нормы различаются на нормы, действующие на всей территории России (нормы Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, федеральных подзаконных актов), на территории субъектов Российской Федерации (нормы конституций (уставов) субъектов федерации, законов субъектов федерации), в границах территории муниципалитетов (к примеру, нормы уставов муниципальных образований).
4) По действию во времени: нормы делятся на постоянные (содержатся в нормативных актах, не ограниченных по времени действия) и временные (например Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения на определенной территории).
5) По характеру предписаний: конституционные нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право совершать определенные действия по своему усмотрению (например, статья 46 Конституции предусматривает возможность обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти в суд). Обязывающие – предписывают совершать определенные действия (платить налоги, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях и др.). Запрещающие – предписывают воздерживаться от определенных действий (к примеру, статья 118 Конституции запрещает создавать чрезвычайные суды).
6) По степени определенности предписаний: различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные – однозначно определяют вариант поведения, не оставляя субъекту никакой свободы выбора. Они могут быть как обязывающие, так и запрещающие (например, статья 116 Конституции обязывает Правительство РФ сложить свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, или статья 61 Конституции запрещает высылку за пределы Российской Федерации или выдачу другому государству гражданина России). Диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия из предложенных самой нормой вариантов. Субъект не может уклониться от совершения действий, но он выбирает в рамках правовой нормы наиболее для него приемлемое (например, согласно части 3 статьи 117 Конституции в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу).
7) По назначению в механизме правового регулирования: конституционные нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют общественные отношения материального мира (закрепляют права и обязанности различных субъектов конституционно-правовых отношений, их ответственность). Эти нормы являются первичными и их больше, чем процессуальных. Процессуальные нормы материальных отношений не регулируют. Они регулируют процедуру (процесс) реализации материальных норм. Как уже отмечалось, в конституционном праве нет специализированной процессуальной отрасли (в отличие от уголовного или гражданского права), нормы которой устанавливали бы общий, единообразный порядок реализации материальных норм. При реализации своей компетенции разные органы государственной власти соблюдают собственную систему процедурных правил. Так процедура принятие закона (регулируется Регламентами палат Федерального Собрания), совершенно иная, чем процедура конституционного судопроизводства.
Определенный правовой результат достигается действием, как правило, не одной правовой нормы, а группой конституционно-правовых норм. Совокупность родственных норм, регулирующих схожие отношения, образует конституционно-правовые институты (институт парламента, институт гражданства, институт выборов и др.). Институт может объединять нормы, имеющие разную юридическую силу, императивные и диспозитивные, материальные и процессуальные, обязывающие и запрещающие и т. д. Здесь необходимо подчеркнуть, что главным критерием объединения норм в институты является однородность регулируемых отношений, а не похожесть правовых норм.