Обработка и интерпретация данных
Б. Методика эмоциональной направленности личности.Сопоставьте, насколько данные компонентного анализа эмоционального содержания Ваших любимых занятий совпадают с типом вашей общей эмоциональной направленности с наиболее часто переживаемыми эмоциями по данным компонентного анализа.
Тип ОЭН по тест-анкете | Цифровое соответствие | Индекс соответствующей категории эмоций | Расшифровка индекса |
Альтруистический | А | Альтруистические | |
Коммуникативньй | КМ | Коммуникативные | |
Глорический | Гл | Глорические | |
Практический | П | Пракснческие | |
Пугническнй | Пг | Пугнические | |
Гностический | Гн | Гностические | |
Романтический | Р | Романтические | |
Эстетический | Э+Л | Эстетические | |
Гедонистический | Гд | Гедонистические | |
Акизитивный | Ак | Акизитивные |
13 добавочных карточек: Эти добавочные модели имеют иное значение по сравнению с основными. Карточки Пр (приятные) содержат указание на две неспецифические эмоции с высоким положительным знаком. Фактически эти эмоции переживаются всегда вместе со специфическими и приобретают окраску последних. Восхищение, например, может быть восхищением-уважением, восхищением — эстетическим наслаждением, восхищением — гедонической радостью. Восторг может выражать упоение любовью, славой или опасностью. Поэтому если опрашиваемый отмечает в составе своего интереса или мечты названные эмоции, то он этим, по существу, информирует нас только о высокой интенсивности переживания им тех эмоций, на которые он указал с помощью основного инструментария.
Карточки М (условно: моральные) обозначают особые переживания, которые имеют отношение, прежде всего, к морально-мировоззренческому аспекту направленности человека и связаны с целевой стороной его процессуально-целевых интересов (П-ц).
Символом НМ (условно: неприятные межличностные) мы пометили эмоции, которые могут в определенной ситуации сопровождать интерес, не входя, однако, в его основное содержание.
То же самое, что было сказано об эмоциях НМ, может быть отнесено и к группе
переживаний НН (неприятные невротические).
Наконец, эмоция «скука», помеченная буквами ЭГ (эмоциональное голодание), есть свидетельство того, что условия удовлетворения данного интереса часто оказываются неблагоприятными (например, человек интересуется театром, регулярно его посещает, но спектакли сплошь и рядом малоинтересны).
В обозначение всех 13 дополнительных эмоциональных моделей входит также символ «X». Он помогает отличить данные модели от основных, а также подчеркивает пробный характер их включения в наш инструментарий. Для нас они имели пока прикладное значение. С их помощью мы узнавали, например, кто из студентов, желая стать педагогом, испытывает в то же время большую неуверенность в своих способностях управлять классом, тревожится за свое педагогическое будущее. Данные по дополнительным моделям не суммируются, и в таблицах, характеризующих главным образом личность (табл. 1, 4—7), даются отдельно от основных эмоций, в таблицы же, характеризующие интерес (табл. 2, 3), не включаются вообще.
В дальнейшем эти данные упорядочивались и сводились в таблицу (табл. 1). Табличное представление результатов анализа интереса дает возможность быстро оценить его эмоциональный состав как в общих чертах (по итоговым строкам таблицы), так и детально. Обозначение доли каждого эмоционального компонента в процентах должно помочь сравнению интересов разных лиц между собой, так как при этом нивелируются их индивидуальные установки на большую или меньшую подробность анализа.
Таблица 1
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИНТЕРЕСА К РАБОТЕ В ШКОЛЕ СТУДЕНТКИ
5 МФ-Б СГУ ЛАРИСЫ И.
Тип интереса | Основные категории эмоций | о. С | М | X | нн | ЭГ | |||||||||||
Предмет интереса | А | КМ | с | п | Б | Р | ГН | э | л | г | н | ||||||
Работа с детьми в школе ∑ % Ранги | П-ц | А—1 А-2 А-3 А—4 А—6 | КМ—1 КМ—2 КМ—3 КМ—4 КМ-6 5 25 | С—4 С—5 4,5 | П—1 П—2 П—3 П—5 П—6 | 0 9 | Р—2 | ГН—1 ГН—2 4,5 | М—Х2 | — | НН—Х8 |
Таблица 2
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРЕСА к ФИЗИКЕ
(обобщение индивидуальных данных)
№ | Студенты | Тип инте- реса | Категории эмоций | |||||||
А | км | с | П | Б | Р | ГН | э | л | Г | н |
А. Д. | П-ц | С—6 | П-1 Р-1 П—3 П—5 | ГН—1 Э—4 ГН—3 ГН—4 | ||||||
Б. Ю. | П—ц | С—6 | П—1 Р—5 П—3 П—4 П—5 | ГН—1 Э—4 ГН—2 ГН—4 ГН—5 | ||||||
Б. Г. | П—ц | А—1 | С—6 | П—1 Р—1 П—3 П—6 | ГН—1 | |||||
Б. А. | П-ц | С-6 | П—3 П—5 П—6 | ГН—1 ГН—2 ГН—3 ГН—5 ГН—6 | ||||||
Д. А. | П—ц | П—3 | ГН—1 ГН—5 | |||||||
3. И. | П-ц | П—1 Б—1 Р—1 П—3 Р—5 П—4 П—6 | ГН—1 Э—4 ГН—2 ГН—4 ГН—5 | |||||||
К. В. | П-ц | КМ—1 | С—6 | П—1 П—3 П—5 | ГН—1 ГН—2 ГН—3 ГН—4 ГН—5 | |||||
К. Е. | П-ц | С—6 | П—3 Р—5 | ГН—5 | ||||||
Л. Г. | П—ц | КМ—1 | С—6 | П—1 Р—1 П—3 Р—5 П—4 П—5 | ГН—1 Э—4 ГН—6 | |||||
О. Д. | П-ц | С-6 | П—3 Б—1 П—5 | ГН-1 ГН-5 ГН—6 | ||||||
11. | Ф. О. | П-ц | С-6 | П-1 П-3 П-5 | ГН-1 ГН—5 | |||||
человек | 1 2 | 11 2 6 | 11 4 - - - | |||||||
баллов | 1 2 | 31 2 8 | 32 4 - - - |
В наших исследованиях данные, полученные таким путем, подвергались двум видам обобщений. При первом мы стремились выявить особенности одного какого-либо интереса путем сопоставления его эмоционального состава у всех тех наших исследуемых, которые этот интерес у себя отметили. При вторам—получить некоторую общую характеристику «эмоционального насыщения» конкретного индивида через все его основные интересы, мечты и воспоминания, — отдельно по каждой из названных форм эмоциональной активности и совокупно.
Наглядный пример процедуры первого обобщения дают табл. 2 и 3.
Таблица 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ (ОБРАБОТАННЫЕ ДАННЫЕ)
Студенты | Тип интереса | Константный эмоциональный состав | Вариативно- групповой состав | Индивиду- ально-специ- фичный состав | |||||||||||||
гн | п | с | Р | э | |||||||||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | А—1 | ||||||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
П-ц | + | + | + | ||||||||||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Б—1 | |||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | КМ—1 | |||||||
П-ц | + | + | + | + | |||||||||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | КМ—1 | ||||||
П-ц | + | + | + | + | + | + | Б—1 | ||||||||||
П-ц | + | + | + "Г | + | + | + | |||||||||||
Количество человек | 10 10 | ||||||||||||||||
Сумма по категориям | |||||||||||||||||
В табл. 2 как бы показана сама процедура обобщения данных, полученных нами от 11 студентов, обучавшихся на физическом факультете СГУ и проявлявших глубокий интерес к физике. В табл. 3 результаты этого обобщения представлены более компактно и наглядно. На первый план вынесены те разряды эмоций, которые упоминались всеми или почти всеми (константный состав). Это разряды ГН, Пр и Гл (гностические, праксические переживания и переживания самоутверждения). Внутри этих разрядов номера отдельных эмоциональных моделей представлены в порядке убывания частоты их выбора.
Далее идут вариативно-групповые эмоции, отмеченные в составе интереса к физике не менее чем одной третью всех опрошенных. В конце перечислены индивидуально-специфичные, необычайные для этого случая переживания, указанные отдельными студентами.
Таким образом, уже в верхней части табл. 3 раскрыты основные особенности эмоционального состава проанализированного интереса, а средняя (с крестиками) показывает, как они были выражены у каждого исследуемого в отдельности. Нижняя, итоговая часть дополняет все эти сведения некоторыми общими цифровыми характеристиками.
Процедура другого вида обобщения с целью получить представление не об отдельном абстрактном интересе, а об обычном эмоциональном насыщении конкретного индивидуума представлена в табл. 4, 5 и 6.
Рассмотрим в качестве примера табл. 4. В левой ее части перечислены главные интересы студентки Зинаиды Д., в правой указано число основных эмоций определенного типа, входящих в состав каждого из них 2. Дополняющие и сопутствующие переживания обозначены конкретно с помощью символов.
Таблица 4
ОБШИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТКИ 5 МП-А С ГУ ЗИНАИДЫ Д. (эстетический тип ОЭН1)
№ | Предмет интереса | Тип | Основные категории эмоций | ПР | М | НМ | НН | ЭГ | ||||||||||||
А | КМ | с | п | Б | Р | ГН | э | л | г | н | ||||||||||
Математика | П-ц | - | - | - | - | - | - | М-Х2 | - | - | - | |||||||||
Работа с детьми | П-ц | - | - | - | - | - | М-Х2 | |||||||||||||
Туризм | П-ц | - | - | - | ПР- ХП | - | - | - | - | |||||||||||
Музыка | П-ц | - | - | - | - | - | ПР- ХП | - | - | - | - | |||||||||
Художественная литература | П | - | - | ПР- ХП | - | - | - | - | ||||||||||||
Кино, театр | П | - | - | ПР- ХП | - | - | - | - | ||||||||||||
Общение с друзьями | П | - | - | - | - | - | ПР- Х12 | - | НМ-Х4 | - | - | |||||||||
Сумма баллов | 1*2 | |||||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||||
Ранги | 8,5 | |||||||||||||||||||
В нижней части таблицы баллы по основным эмоциям суммированы и, таким образом, представлено совокупное эмоциональное насыщение данной студентки в процессе функционирования всех ее главных интересов. Табл. 5 и 6, относящиеся к мечтам и воспоминаниям той же девушки, построены совершенно аналогично. Для оценки совокупного эмоционального насыщения личности, независимо от форм его осуществления, можно попытаться произвести дальнейшее суммирование данных, как это показано на табл. 7. В этой последней таблице (7) шесть ее верхних строк с цифровыми показателями взяты из итоговой части предыдущих трех таблиц, характеризующих общий эмоциональный состав интересов, мечтаний и воспоминаний Зинаиды Д. (см. табл. 4, 5, 6). При этом строки с процентами опущены как не имеющие большого значения.
Таблица 5
ОБЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ МЕЧТАНИЙ СТУДЕНТКИ 5 МП-А СГУ ЗИНАИДЫ Д. (эстетический тип ОЭН)
№ | Предмет мечтаний | Основные категории эмоций | Пр | м | НМ | НН | ЭГ | |||||||||||||
А | КМ | С | п | пг | р | гн | э | Л | г | н | ||||||||||
Любовь | - | - | - | Пр—Х12 | — | - | - | - | ||||||||||||
Будущая работа | - | - | - | - | — | - | - | - | ||||||||||||
Путешествия | - | - | - | - | Пр—ХП | — | - | - | - | |||||||||||
Успехи в музыке | - | - | Пр—Х12 | — | - | - | - | |||||||||||||
Будущая семейная жизнь | - | - | - | - | Пр—Х12 | — | - | - | - | |||||||||||
Сумма баллов | - | |||||||||||||||||||
% | - | |||||||||||||||||||
Ранги | 5,5 | 5,5 | ||||||||||||||||||
В последующих двух строках представлены конечные результаты суммирования
верхних индексов — баллов и рангов. А затем (в четвертой и третьей строках снизу) определены ранги уже этих суммарных данных. Такое ранжирование и дает нам приблизительное представление о частоте переживания студенткой разных эмоций в процессе всех закрепившихся у нее специальных форм эмоционально насыщающей деятельности.) В настоящем случае мы видим, например, что Зинаида Д. эстетические, лирические, коммуникативные и альтруистические чувства испытывает гораздо чаще, чем эмоции самоутверждения, борьбы и др.
ОБЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОСПОМИНАНИЙ СТУДЕНТКИ 5 МП-А СГУ ЗИНАИДЫ Д. (эстетический тип ОЭН)
№ | Предмет воспоминаний | Основные категории эмоций | ПР | м | нм | НН | ЭГ и, | ||||||||||
А | КМ | С | П | Б | Р | ГН | Э | Л | Г | Н | |||||||
Детство | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Школа | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Встречи | - | - | - | - | - | - | НМ-Х4 | - | - | ||||||||
Выступления в художественной самодеятельности | - | - | - | - | ПР-ХП | - | - | - | - | ||||||||
Турпоездки, походы | - | - | ПР—Х12 | - | — | - | - | ||||||||||
Прочитанные книги, кино | - | - | ПР-ХП | - | - | - | - | ||||||||||
Сумма баллов | - | ||||||||||||||||
% | - | ||||||||||||||||
Ранг | 8,5 | 8,5 | 3,5 |
Таблица 7
СОВОКУПНЫЙ СОСТАВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ СТУДЕНТКИ
МП-А СГУ ЗИНАИДЫ Д. (эстетический тип ОЭН)
Форма эм ционально насыщен и | Баллы и ранги | Основные категории эмоций | ПР | м | нм | нн | эг | ||||||
А | КМ | С | п | Б | р | гн | э | л | г | н | |||
Интересы | Баллы | 2М – НМ- Х2 Х4 | |||||||||||
Ранги | 8,5 | 8,5 | |||||||||||
Мечты | Баллы | 5,5 | 5,5 | ||||||||||
Ранги | 5,5 | 5,5 | |||||||||||
Воспоминания | Баллы | - | |||||||||||
Ранги | 3,5 | 8,5 | 8,5 | 3,5 | |||||||||
Сумма балов | |||||||||||||
Сумма рангов | 14,5 | 25,5 | 17,5 | 7,5 | ρ = 1- (∑d2 / n (n2 - 1)) | ||||||||
Ранг по сумме баллов | 9,5 | 9,5 | |||||||||||
Ранг по сумме рангов | 7 | ||||||||||||
d | -0,5 | 0,5 | -1 | ||||||||||
d2 | 0,25 | 0,25 |
Правда, соразмерность различных эмоций в активном эмоциональном насыщении человека может предстать перед нами чуть-чуть по-разному, в зависимости от того, станем ли мы судить о ней по первому (четвертая строка снизу) или второму (третья строка снизу) ряду конечных рангов. Но различие это обычно бывает незначительным, что устанавливается путем вычисления коэффициента корреляции между ними. Определение величины 2d2 для соответствующей формулы Спирмена представлено в последних двух строках, а полный расчет коэффициента дан в правом нижнем углу таблицы.
В тех редких случаях, когда коэффициент корреляции двух рядов рангов окажется заметно отличающимся от единицы, следует проверить, достаточно ли полно были учтены в предыдущих таблицах (5, 6) мечты и воспоминания субъекта.
Данные об эмоциональном составе интересов, мечтаний и воспоминаний можно не только суммировать, но и сопоставлять друг с другом. Такое сопоставление проще всего достигается путем вычисления все того же коэффициента корреляции Спирмена между рангами эмоций, характерным для двух сравниваемых форм эмоционального насыщения. Всего можно вычислить три коэффициента корреляции по данным: 1) об интересах и мечтах, 2) об интересах и воспоминаниях, 3) о воспоминаниях и мечтах. Для студентки Зинаиды Д. их следует взять из нижних строк табл. 4, 5 и 6 (или из табл. 7). Вычисленные коэффициенты при этом окажутся равны: рш м~0,54; ри, в—0,65; Рм, в«0,97.
В качестве примера расчет последнего коэффициента корреляции показан в табл. 8.
Та блица 8
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ МЕЧТАМИ И ВОСПОМИНАНИЯМИ СТУДЕНТКИ ЗИНАИДЫ Д.
Категории эмо- ций | Ранги эмоции | d | d2 | ||
мечты | воспоминания | ||||
А | 3,5 | 0,5 | 0,25 | ||
КМ | |||||
С | 8,5 | — 1,5 | 2,25 | ||
П | |||||
Б | 8,5 | — 0,5 | 0,25 | ||
Р | 5,5 | 0,5 | 0,25 | ||
ГН | |||||
Э | 3,5 | — 0,5 | 0,25 | ||
Л | — 1 | ||||
Г | 5,5 | —0,5 | 6,25 | ||
Н | |||||
∑d= 0 ∑d2 = 7,5 | |||||
ρ = 1- (∑d2 / n (n2 - 1)) | |||||