Лабораторной работы по Психодиагностике
Лабораторной работы по Психодиагностике
Задание
Задача 1 ПРИМЕР!!!
Определить частоту и обьем упоминаний проблематики связанной с исследованием мотивационно-потребностной сферы, в журнале «Вестник МГУ» за …… год.
Кодировочная инструкция
Выборка: например, 6 журналов «Вестник МГУ» за 2005, 2000, 1999, 1998, 1997 год.
Краткое обоснование категорий контент-анализа.Категории и подкатегории контент-анализа выделяются на основе программы курса «Проблемы мотивации поведения и деятельности человека» проф.Е.П.Ильина. Данная программа служит ориентированной основой для нахождения в тексте индикаторов ее соответствующих категорий.
Количественные единицы контент-анализа. Еденицы контекста - отдельные публикации (статьи). В журнале анализируется только мотивационно-потребностные публикации, такие в которых 50% посвящается данной проблематике.
Частота упоминанийкатегорий и подкатегорий в единицах контекста фиксируется и подсчитывается как тематическая.
Обьем упоминаний категорий и подкатегорий подсчитывается в количестве строк.
Код
А.Потребность
| Г.Виды мотивационных образований
|
Оформление результатов анализа (пример)
Таблица1
Количественные и качественные показатели проблематики изучения потребностно-мотивационной сферы в современных психологических исследованиях в журнале «Вестник МГУ» за 2005 №1,2;2000 №1;1999 №3;1998 №, 2;1997 № 2;
Категория | Подкатегория | Обьем (строки) | Частота (единицы) |
А | - | - | |
- | - | ||
- | - | ||
- | - | ||
Сумма | |||
Б | 1(33%) | ||
1(33%) | |||
- | - | ||
1(33%) | |||
Сумма | |||
В | 1(33%) | ||
- | - | ||
1(33%) | |||
+ | 1(33%) | ||
Сумма | |||
Г | - | - | |
- | - | ||
1(50%) | |||
+ | 1(50%) | ||
Сумма | |||
Д | - | - | |
- | - | ||
- | - | ||
- | - |
Отчет о выполнении задания:
Гипотеза: (пример) В шести номерах журналов «Вестник МГУ» за 2005,2000,1999,1998,1997 года, будут рассматриваться проблемы, посвященные проблематике изучения мотивационной сферы и различным видам мотивационных образований.
В данном исследовании при анализе перечисленных журналов были обнаружены исследования по таким проблемам, как:
« Вестник МГУ» № 3 за 1999 год:
Тема: Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности.
Б 4:
- Мотив самоутверждения
- Социально-ролевой мотив
- Мотив достижения
- Мотив избегания неудачи
- Нормативно-ролевой мотив
- Доминирующий мотив
В4:
- Доминирующая мотивация
- Мотивация избегания неуспеха
№2 за 1998 год
Тема: Ценностно-мотивационные аспекты теории учения.
В4:
- Альтернативный мотив
- Мотивационная ориентация
- Мотивационный компонент познавательной деятельности
- Учебная мотивация
Тема: «К проблеме диагностики мотивации»
- Мотив
- Исследование мотивации
- Проявление мотивации
- Типология мотивации
- Классификация мотивации
- Социальный мотив
- диагностика мотивации
- Смыслеобразующий мотив
- Учебно-професиональная мотивация
Можно предположить, что возникшие трудности в исследовании потребностно-мотивационной сферы личности возникли в связи с недостатками в составленной кодировочной инструкции. Возможно, основной причиной было выделение категорий и подкатегорий на основе программы курса «Мотивация поведения и деятельности человека» профессора Ильина Е.П., хотя современные исследования могут не соответствовать видению исследуемой проблемы данным автором. Таким образом, можно предположить, что взятие за основу курса другого автора (например, В.А. Семиченко), могло увеличить количество качественных и количественных единиц анализа.
Итак, в исследуемых с помощью контент-анализа номерах журнала « Вестник МГУ» по проблеме потребностно-мотивацонной сферы личности рассмотрены следующие ее аспекты: влияние мотивации на перспективное целеполагание в мыслительной деятельности, исследование ценностно-мотивационной теории учения, изучение проблематики диагностики мотивации.
Таким образом, такие аспекты как: потребности как нужда, ценность, состояние; мотив как побуждение; положительная/ отрицательная мотивация; мечты и интересы; мотивация семейной и политической жизни не рассмотрены в использованных публикациях.
Полученные результаты могут быть связаны с обширностью выбранных аспектов; с неактуальностью на данном этапе развития психологической науки выбранных аспектов. Основное внимание по исследуемой проблематике уделено проблеме влияние мотивации на перспективное целеполагание в мыслительной деятельности, исследование ценностно-мотивационной теории учения, изучение диагностики мотивации. Что может быть обусловлено тем, что в современном обществе главенствующие ценности носят материальный характер у многих людей, а духовные ценности отошли на второй план, что является серьезной проблемой для духовного развития общества, угрозой для психического здоровья людей. Поэтому, можно предположить, что психологи, прежде чем решать данную проблему, считают обязательным глубоко исследовать данный аспект потребностно-мотивационной сферы личности, знать его особенности; знать, что именно является ценным для современного общества, чтобы понять, в каком направлении двигаться, усовершенствуя новые знания в области психологии.
Задача 2
1. Провести исследование мотивации учебной деятельности студента 4 курса специальности «Психология» используя следующие методы:
1) анкетирования - открытого (сведения о респонденте)
- закрытого (А, Б – тест-анкета по выявлению эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова)
2) ранжирования – В – методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского госуниверситета (модификация А.А. Реана , В.А. Якунина)
3) шкалирования - Г - методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир), - Д - методика «Мотивы выбора профессии»
4) контент – анализ сочинений с использованием кодировочных инструкций методик на выявление осознаваемых мотивов и методики предельных смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева - Е
5) контент-анализ незаконченных предложений по методике Ж Ньютена – Ж I
6) шкалирования - Ж II - Вопросник мотивационных категорий (ВМК) II Ж Ньютена, Ж.III.- Вопросник мотивационных объектов (ВМО) и измерение интенсивности Ж Ньютена.
2. Провести интерпретацию по предложенным методикам представить расчеты по методикам с обозначением основного результата
3. Написать психологическое заключение в соответствии со следующей структурой;
1) причина исследования, содержание запроса,
2) применяемые методики (только название),
3) результаты исследования в порядке поставленных вопросов, если нет специальных вопросов, то:
а) симптомы, проявления,
б) описание поведения в течение исследования,
в) интерпретация обоих видов приведенных данных,
г) сопоставление их с данными анамнеза, социальных характеристик респондента, L –данных,
д) резюме: главные симптомы, соответственно их патогенез и этиология (готя бы гипотетически)
е) предложенные мероприятия,
ж) прогноз.
Приложение1
Бланк протокола
Проводится исследование личностных особенностей студентов. Все, что Вы сообщите, будет использоваться в в общенных данных. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и выполните задания.
1. Дата заполнения_______________, ФИО_____________________, возраст ______, курс обучения_________, вуз_____
2. Работали ли Вы когда-нибудь: да, нет (нужное подчеркнуть);
если да, то в чем заключалась Ваша работа __________________
укажите причины, побудившие Вас работать__________________________________________________________
3. Кем и где вы хотели бы работать_____________________________________________________________,
4.Работали ли вы когда-нибудь по специальности, которую сейчас получаете: да , нет (нужное подчеркнуть) ;
если да, то в чем заключалась Ваша работа ____________________________________________________________
укажите причины, побудившие Вас работать___________________________________________________________
опишите, как это было_______________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Е Контент-анализ сочинений
1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:
— ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает, он первый начал; попросили, заставили, пригласили и т.д.); обозначение действия (я бы промолчал, ничего не ответил, извинился); шифр - Вне;
2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:
- потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя); шифр — П;
- влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл;
- интересы (заинтересовало, было любопытно узнать, интересно); шифр — Ин;
- долженствование, необходимость (надо получить зачет, отмет ку; должен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д;
- мотивационная установка (обещал, давно хотел, появился повод, это моя обязанность); шифр — My.
3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:
- нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) за свою команду, старость надо уважать и т.д.); шифр — НКд;
- нравственный контроль недекларируемый (поставил себя на его место, ему одному плохо, мог упасть, никто не хотел этого делать, а кому-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ); шифр — Нки;
- предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрится, мне так больше идет и т.д.); шифр — Пр ВШ;
- внутреннее предпочтение — склонности (мне нравится, я люблю это делать и т.д.); шифр — Првт;
- оценка психических (Эмоциональных) состояний (надоело, скучно, страшно, боюсь и т.д.); шифр — Ос;
- оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я могу это сделать, я это умею; мне не доставит это много хло пот); шифр — Ов;
- оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык, это не трудно, мне это не под силу, нет возможности, средств и т.д.); шифр — Оу;
- прогнозирование последствий (могу получить двойку, завтра
спросят, могу победить, это может привести к...): шифр — Пп.
4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:
— опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить
свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т.д.); шифр — Од.
- процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т.д.); шифр — Пуп;
- потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, заслужить похвалу, утолить жажду, голод, доказать себе, что могу и т.д.); шифр - Цп.
Анализируя ответы каждого опрошенного, можно узнагь, насколько полно он учитывает все обстоятельства (мотиваторы) или же ориентируется только на одно из них, склонен ли он больше ориентироваться на внешние обстоятельства или на внутренние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание своих поступков и действий, т.е. насколько полно отражается в его сознании структура мотива, насколько обоснованно принимается им решение.
Активность и работа (Я)
Категория R относится к области активности и работы. Она включает огромное множество действий с объектами, производимых для того, чтобы добиться от них какой-то пользы (в противоположность отдыху и связанной с ним активностью).
3.1. В основной категории R в качестве дополнения к категории R без каких-либо уточнений различаются две важные подкатегории:
R2 — профессиональная деятельность;
R3 — полноценная учеба, подготовка к будущей профессиональной деятельности;
R2r иногда используется для обозначения активности, связанной со второй работой.
3.2. Строчная (маленькая) буква «а» может быть добавлена к символам R, R2 и R3, когда включена мотивация достижения (achievement motivation). Если субъект озабочен уровнем совершенства или успеха, и если он говорит о каком-либо соревновании или, обобщая, об уровне достижения согласно некоторой норме совершенства, то мы можем отметить при кодировании мотивацию достижения. Мы предлагаем использовать это уточнение для всех мотивационных целей, которые по самой своей природе предполагают
высокий уровень ожидания, дух соревнования или явное стремление к успеху. Например, студент,который трудится на экзаменах ради диплома с отличием, получает код R3a; инженер, который стремится изобрести новую технологию, получает код R2a.
Однако такие стремления, как много работать или быть упорным в работе, не рассматриваются как выражения мотивации достижения. Необходимо присутствие определенного уровня или нормы совершенства. Такие мотивационные уточнения, как приложение максимума усилий, кодируются как модальности (см. п. 9).
3.3. Особый вид мотивационных объектов в этой области связан с отдыхом и отказом от работы. Мы различаем два типа:
nR — намерение или план не работать: я не хочу учиться кодируется nR3. Строчная (маленькая) буква п, предшествующая коду, значит, что субъект не хочет работать вообще
или не хочет делать какую-то определенную работу (nR2). Эта маленькая буква п используется и с другими мотивационными категориями: пС означает, что субъект не хочет вступать в социальный контакт и т.п. Желание не работать, не встречаться с кем-то и т.п. понимается как желание отдохнуть, побыть одному и т.п. nR относится к неактивности в форме отдыха или к отказу от работы (см. далее п. 10).
nR(ph) — маленькие буквы рп добавляются в скобках, если цель субъекта — отдохнуть физически (например: Я был бы рад, если бы мог хорошо и долго поспать).
nR{ps) — ps в скобках относится к психологическому отдыху, покою, тишине.
3.4. Наконец, символ R может быть использован в комбинации с кодами для других основных мотивационных категорий. Например, ответ стать финансово независимым
кодируется Saut(ec), но ответ добиться финансовой самостоятельности или ответы, в которых отражена та или иная активность, направленная на то, чтобы добиться цели, кодируется Saut(ec)/R. Символ R добавляется к основной части кода. Две части кода разделены наклонной чертой. Таким образом, символ /R может быть добавлен к большинству других мотивационных категорий. Он означает только то, что субъект выражает некоторую готовность к активности в связи с мотивационным объектом. Однако если активность направлена на развитие личности субъекта, то символ SR используется в качестве основной категории.
Социальный контакт (С)
Важная группа мотивации человека связана с поведением в отношении других людей. Термин контакт мы используем для обозначения всех возможных видов поведенческого
взаимодействия между людьми. Специфические категории, которые люди вкладывают в эти социальные контакты, часто определяют природу их мотивации (эротическая, родительская, интимная, покровительственная и т.п.). Некоторое количество таких категорий мы учли в нашей технике кодирования, в результате чего стал возможным тщательный, подробный анализ социальных контактов.
Специальный код персон представлен в п. 4.4.
Как уже было отмечено ранее, внутри обширной категории социальной мотивации мы выделяем три подкатегории:
С — относится к мотивации вступить в контакт (поведенческое взаимодействие) в той или иной форме с одним или несколькими людьми. Негативная форма этой мотивации — избегание контактов или желание оставаться в одиночестве.
Сг — относится к реципрокной мотивации: субъект хочет, чтобы другие люди вступили с ним в тот или иной контакт.
С3 — относится к мотивации, в которой субъектвыражает свои желания, надежды или опасения, касающиеся других людей: он хочет, например, чтобы его отец нашел работу, выздоровел и т.п. Большинство объектов мотивации для себя могут быть в то же время объектами желаний или опасений в отношении других людей.
Внутри каждой их этих трех подкатегорий могут различаться несколько типов социальных контактов помимо той дифференциации, которая осуществляется за счет указания на людей, включенных в данный контакт.
4.1. Иметь контакт с другими людьми (С)
В категории социального контакта символ С относится к мотивации, которая часто определяется тем, какие именно люди включены в данный контакт. Например, можно предположить, что субъект, мечтающий уединиться с девушкой, имеет в виду более или менее эротический контакт. Намерение написать письмо родителям подразумевает совершенно иной тип социального контакта.
4.1.1. При кодировании выделяются три типа социальных контактов посредством добавления к прописной (большой) букве С маленьких букв:
Cint — интимный контакт. Например, цель «жениться» кодируется как желание интимного социального контакта (Cint) с добавлением «эротики» (символ ё). Тогда полный код будет таким: Cint.e. Желание иметь хорошего друга, которому я бы мог довериться — это стремление к интимному социальному контакту (Cint), но в сфере дружеских отношений (маленькая буква а). Полный код — Cint,а.
Calt — альтруистический контакт, то есть контакт, осуществляемый в интересах других людей. Если субъект не просто стремится к альтруистическому контакту, но также активно стремится что-то сделать для других людей, то к коду Calt добавляется символ /R. Например, цель помочь моему другу кодируется так: Calt,a/R.
Активность кодируется большой буквой R, следующей за основным кодом и отделенной от него наклонной чертой. Друг, с которым субъект хочет иметь альтруистический контакт, кодируется маленькой буквой а (с предшествующей ей запятой).
Ceg — эгоцентрическая социальная мотивация. Термин «эгоцентрическая» используется нами в самом широком смысле этого слова, он не обязательно подразумевает эгоистические тенденции. Считается, что индивид, желающий убедить кого-то другого, или влиять на кого-то, или быть лидером, хочет установить эгоцентрический социальный
4.2. Социальная реципрокностъ: желание чего-то от кого-то другого (С2)
Символ С2 используется для кодирования мотивационных объектов, в которых субъект хочет (или не хочет) получить что-то от других или чтобы эти другие что-то делали
(или не делали) по отношению к нему. Здесь другие играют активную роль, а сам субъект является объектом их активных действий: он хочет (или избегает) этих действий. Первый элемент кода С2 отражает, что субъект хочет чего-то от кого-то другого. Второй элемент кода определяет персону, от которой чего-то хотят (см. п. 9).
Третий компонент дается в скобках и относится к тому, чего хочет или ожидает субъект от другого (других).
4.2.1. Можно выделить три категории социальных контактов тносительно того положительного, что субъекты могут ожидать от других:
— привязанность, любовь: affection (af);
— оценка: appreciation (ар);
— поддержка: support (su).
C2(af) — субъект ожидает от других проявления по отношению к себе таких чувств, как симпатия, любовь, прощение, понимание, комфорт и т.п. Примеры: ...чтобы мои друзья выражали мне свою симпатию = C2,a(af);
...чтобы моя жена меня любила = C2,e(af).
С2(ар) — субъекты хотят признания, уважения, оценки, почитания своих достоинств или способностей, хотят, чтобы ими восхищались, чтобы их признавали, принимали в группе и т.п. Важный для выделения этого типа социального контакта момент — оценка. Примеры: ...чтобы увидели мои способности =С2(ар);
...что мои родители (р) оценили меня = С2,р(ар).
C2(su) — субъект хочет получить какую-то поддержку или помощь (чаще всего психологическую) для достижения более или менее определенных целей. Он ожидает ободрения, поддержки, кооперации. Если он хочет получить что-то материальное, не являющееся средством помощи, то мы кодируем это символом Р (обладание), то есть имеется в виду какая-то материальная собственность, например, деньги (см. п. 7). Область, в которой некто хочет, чтобы ему помогли, кодируется с помощью кода для основных мотивационных категорий. Например, R2, если субъект хочет помощи в своей профессиональной жизни.
Примеры: Мне жаль, что отец не помогает мне в моей работе = -С 2,p(su,R 2);
Мне жаль, что отец не намерен оплачивать мою учебу = -C2,p(su,R3).
Знак «минус» перед кодом означает, что ответ был дан на негативный индуктор.
4.2.2. Существуют и другие категории социальных взаимодействий, в которые индивид хочет (или не хочет) вступать с другими людьми. Они кодируются с помощью символов
в соответствии с той категорией объектов, которые включены в данное взаимодействие.
Например: Меня расстраивает, что мои друзья хвастаются передо мной. «Хвастаться» — это эгоцентрический тип социального взаимодействия (код Ceg). Символ Ceg добавляется к коду С2,а, отражающему то, что субъект чего-то хочет от других (С2), в данном случае от своих друзей (а). Полный код для этого примера такой: -nC2,a(Ceg). Маленькая буква п перед С2 используется тогда, когда кодируемый объект не является предметом желания индивида.
Другой пример: Я хочу, чтобы мои дети были более независимы от меня. В данном примере отец хочет от своих детей (С2,р) чего-то, что принадлежит к категории Saut (см. п. 1.4). Код для этого примера такой: C2,p(Saut).
Еще два примера:
...чтобы мои родители организовали мне приятное путешествие = C2,p(L);
„.если бы мой отец отдал мне машину = С2,р(Р).
4.3. Желания и опасения, касающиеся других (С3)
Субъект может желать (или опасаться), что кто-то другой (другие) сделает (не сделает) что-то, или будет иметь что-то, или обладать каким-то качеством или материальным объектом, или нечтослучится (или не случится) с этим другим человеком (или другими людьми). Все категории мотивационных объектов, которые субъекты хотят для себя, могут иметь место и в категории С3.
4.3.1. Общее правило для кодирования объектов категории С3 достаточно простое: после символа С3 ставится запятая, за ней — код персон, а затем в скобках дается символ того мотивационного объекта, который субъект желает для других (или относительно которого выражает опасения).
Примеры: ...чтобы мой отец оставался здоровым = C3,p(Spre,ph);
...чтобы мои друзья успешно сдали экзамены = C3,a(R3);
.„что моя жена будет получать больше помощи от своих родителей = C3,e(su).
В последнем примере субъект хочет, чтобы другой человек (его жена) получала больше помощи (уважения и т.п.) от кого-то еще. В таких случаях мы даем соответствующий код (su, af, ар, как это описано в пункте 4.2.1), но без С2. Можно добавить указание на тип персоны, от которой хотят получить поддержку, признание или оценку. Для данного примера — C3,e(su,p). Однако кодирование двух категорий людей (здесь е и р) полезно только в тех случаях, когда исследуются социальные отношения, существующие в некоторой группе людей.
4.3.2. Особую категорию мотивации «длядругих» составляют объекты общегуманитарной природы (Я):
С3,Н — объекты, относящиеся к человечеству в целом (мир, равенство между людьми) или к каким-то группам меньшинств (больше справедливости для бедных; эмансипация
каких-то дискриминируемых групп и т.п.). В области негативной мотивации — боязнь ядерной войны или каких- то других бедствий (например, землетрясений). Эти гуманитарные мотивационные объекты следует отличать от альтруистической мотивации, поскольку они находятся за пределами возможностей индивида. Они относятся не только к тому, чего субъект желал бы для других людей, но и к более глобальным явлениям. Подобные гуманитарные объекты могут мотивировать личную активность субъекта, если
он или она намереваются участвовать в каких-то акциях, направленных на достижение указанных целей.
Символ для гуманитарных целей — прописная (большая) буква Н (Humanity) — занимает место для кода персон (С3,Н).
4.4. Код персон
4.4.1. Мы уже неоднократно обращались к коду персон, включенных в социальные мотивационные объекты (типы социального контакта). Характер мотивации и поведенческого взаимодействия сильно зависит от того, какие люди участвуют в этом взаимодействии. Поэтому код персон имеет отношение к определенным категориям социальных отношений.
В нашей системе кодирования обычно используются следующие категории (для конкретных исследований код может быть адаптирован):
е (erotic) — код относится к социальным контактам с лицами противоположного пола, носящим более или менее эротичный характер (например, между девушкой и юношей, женой и мужем), а также ко всем гетеро- или гомосексуальным отношениям. Социальный контакт между юношей, который пишет письмо своей девушке или хочет встретиться с ней, кодируется С,е. Если социальный контакт включает физические или психологические интимные отношения, предпочтительнее использовать код Cint, чем просто С. Сексуальные отношения и мотивации выделяются в отдельную категорию (см. п. 8.2);
/ (family) — код относится к взаимоотношениям между членами семьи (братья—сестры; родители—дети; взаимоотношения отец—мать в отличие от взаимоотношений муж—
жена). Сюда же включаются и контакты с семьей в широком смысле слова (с дедушками и бабушками, дядями и тетями и т.п.). В некоторых исследованиях бывает полезно различать, с одной стороны, отношения родители—дети и дети—родители, а с другой — все прочие виды семейных отношений. Тогда мы используем следующие символы:
р (parental) — для контактов между родителями и детьми, матерью и ребенком и т.п., тогда как символ / остается для всех других семейных отношений, когда используется
символ р;
a (amity) — для социальных отношений с друзьями того же пола или контактов с друзьями вообще (без уточнения пола). Для друзей противоположного пола используется
символ е (см. выше);
gr (group) — для взаимоотношений с группой как таковой.
Группа может быть школьной, спортивной, соседской, группой клиентов или земляков, жителей того же города или поселка и т.п. В каких-то исследованиях особый интерес может представлять какая-либо конкретная группа; например, «мой народ», «мои соотечественники», пациенты той же клиники или узники той же тюрьмы. Тогда мы пользуемся следующими символами:
pi (people) — для больших групп, к которым принадлежит субъект («мой народ», «моя страна»);
in (inmates) — для членов таких сообществ, как заключенные в тюрьме, военные в казарме, учащиеся в школе и т.п.;
g (general) — для людей вообще, для каждого человека (кто-то, неопределенные индивиды, и т.д.);
so (society) — для общества как организованного единства или для общества определенного типа (общество потребления и т.п.);
х (unknown) — для неизвестных людей, иностранцев, врагов и т.п., если задачи исследования не требуют специальных имволов для подобных групп.
4.4.2. Некоторые особые типы отношений:
si (superior—inferior) — для взаимоотношений между выше- и нижестоящими. Если важно направление отношений, то можно различать отношения si (высший—«-низший) и is (низший—«-высший);
у (youth) — для контактов с молодежью, подростками.
Пожилые люди как группа могут кодироваться как ol (old age). Конфликт поколений в семье может кодироваться как fy (family—youth), или fol (family—old age);
sp (superior) — для особых отношений с выдающимися личностями («звездами», президентом, очень известными людьми и т.п.).
4.4.3. Суммируя, отметим, что код социальных контактов состоит из трех элементов: 1) символы С, С2, С3, обозначающие общий характер социальных отношений (к другим, от других, для других); 2) символ, указывающий на людей, вовлеченных в эти отношения; 3) характеристика типа контакта (альтруистический, эгоцентрический, интимный), социального объекта (любовь, оценка, поддержка) и объекта, желанного для других людей. Символы кода могут быть адаптированы для целей конкретных исследований. Отметим, что эта часть нашего кода позволяет производить полный и развернутый анализ социальных отношений, включенных в мотивацию субъекта.
Обладание (Р)
Приобретение, совершение покупок, владение собственностью — особый способ взаимодействия с объектами. Поэтому его динамический аспект, или мотивация, имеет известную определенность (приобретательская, стяжательская мотивация). Подобные цели кодируются с помощью символа Р.
7.1. Как всегда, конкретная природа объекта, которым субъект хотел бы владеть (или приобрести его), кодируется с помощью символов, относящихся к другим мотивационным компонентам и добавляемых в скобках к символу Р.
Р — обладание вообще (также вообще комфорт и удобства):
-.купить (построить) дом, новую машину и т.п. - Р.
P(Sph) — для всех объектов, относящихся к внешней, физической стороне человека (одежда, косметика и т.п.). См. п. 1.2, код Sph.
P(SR2) — для объектов, имеющих отношение к профессиональной деятельности человека, и P(R3) — для объектов, относящихся к учебе.
-.иметь новый демонстрационный зал = P(R2);
...купить учебники = P(R3).
P(L) — для объектов или товаров, используемых для отдыха:
-купить новый проигрыватель = Р(Ь).
Владение объектами, используемыми для чувственного Удовольствия, кодируется с помощью символа P(Ls) (см п. 8.2).
Р(Еи>) — предметы, относящиесяк художественной деятельности или художественному обучению, познанию мира или людей:
„украсить мой дом произведением искусства = P(Ew).
Р(ап) — для владения животными (an = animal). Символ можно уточнить, если животное необходимо для профессиональных целей = P(an,R2), в качестве компаньона = Р(ап,С) или для забавы = P(an,L). Такие уточнения принимаются во внимание при необходимости измерения относительной значимости различных мотивационных компонентов (профессионального, социального, досугового и т.п.).
7.2. Приобретение объектов для немедленного употребления (еды, напитков или сигарет) не кодируется символом
Р. Субъект просто хочет поесть или попить (Spre), или выкурить сигарету (Lss). Если, однако, он намеревается приобрести значительное количество потребляемых товаров (винный погреб, ящики сигар), мы кодируем это как P(Lss). Если же хозяин магазина хочет приобрести большое количество таких товаров по профессиональным причинам (чтобы продавать их), мы кодируем это P(R2).
Код модальностей
Код модальностей уточняет некоторые формальные аспекты мотивационных объектов, так же как код персон уточняет природу социальных контактов (С). Модальности кодируются с помощью строчных (маленьких) букв, следующих (в скобках) за кодом содержания.
Мы обычно кодируем следующие модальности (этот список может быть сокращен или расширен в зависимости от цели исследования):
т (maximum) — высокий уровень стремлений (в самом широком смысле слова). Этот код ставится, если субъект использует слова: полностью; так много (так хорошо), как только возможно; самый (или другие слова, означающие высшую степень):
...учиться очень старательно = R3(m);
...развить все свои способности так, как это только возможно = SRapt(m).
При кодировании модальности максимума мы принимаем во внимание только содержание предложения, а не степень интенсивности желания, выраженную в некоторых индукторах (например: Я страстно желаю...);
s (satisfaction) — удовлетворенность собой или текущей ситуацией. Эта модальность может быть выражена глаголами:
продолжать, оставаться, сохранять и т.п.:
.„идти и впредь своей дорогой = SR(s);
.„сохранить эту работу = R2(s);
„.оставаться членом (такой-то и такойто) группы = C,gr(s);
d (development) — стремление к прогрессу в чем-то, к развитию или к росту в некоторой области мотивации. О таком стремлении свидетельствуют выражения: стать более, быть более, быть больше, иметь больше и т.п.
„.стать более отважным = Scar(d);
...иметь больше денег = P(d).
Модальность «развитие» предполагает, что мотивационный объект в какой-то степени уже присутствует. Если человек мечтает о чем-то новом для себя (например, с т а т ь отцом), то данная модальность не применяется.
du (development because the subject is unsatisfied) —прогресс или развитие желательны в связи с тем, что субъект не удовлетворен существующим положением дел, ситуацией:
...найти работу лучше той, которую имею = R2(du);
...перестроить мою эгоистическую личность = Scar(du).
Модальность неудовлетворенности представляет особый интерес тогда, когда она выражается в ответ на позитивные индукторы. Само по себе недовольство, содержащееся в отрицательных индукторах, конечно, не кодируется. Особый случай использования модальности du рассматривался нами выше, при рассмотрении кода Е(1) в связи с обсуждением жизненного опыта (см. п. 5.5).
Ъ (barrier) — применяется, если индивид, выражая объект своих желаний или опасений, вместе с тем говорит о том, как трудно этого достичь или избежать. Он может заметить, что ожидает или боится, что у него не получится, что это опять не случится, что у него много других дел, что он будет слишком занят, что какие-то люди или обстоятельства
будут чинить ему препятствия в достижении цели и т.п. Очевидно, что спонтанное выражение озабоченности неблагоприятными обстоятельствами, барьерами в достижении мотивационных целей часто довольно естественно. Это может быть особой характеристикой каких-то людей или ситуаций:
...быть собой вопреки давлению со стороны моих коллег = S(b);
„.реализовать свои планы, несмотря на трудности, которые я уже смог преодолеть = SR(b); -*—> (conflict) — используется тогда, когда субъект