Методология исторического познания

Методология исторического познания

Методология исторического познания - student2.ru

Современные парадигмы истории общественного развития

1. Цивилизационная
2. Культурологическая
3. Формационная (формационно-стадианальная)

Сущность и типы цивилизаций

Методология исторического познания - student2.ru

1.4. Сравнительная характеристика
восточной и западной цивилизаций

Главные черты
Восточной цивилизации Западной цивилизации
— Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям; — Отсутствие полноценной частной собственности. Неразделенность собственности и власти (кто у власти, тот и при собственности); — Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное историческое лицо); — Дух созерцательности, пассивного наблюдения; — Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, религией, общиной, сильной централизованной властью государства, традициями, нормами поведения. — Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни и социальному прогрессу; — Узаконенность и гарантированность частной собственности. Разделение власти и собственности; — Государство не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон; — Дух активный действий, инициативы и предприимчивости; — Дух здорового индивидуализма, состязательности между людьми на основе равенства их возможностей, самоценности отдельного человека, его свободы.

Основные концепции отечественной исторической науки

Методология исторического познания - student2.ru

Обязывают исследователя
1.6. Принципы научного историчного исследования

Методология исторического познания - student2.ru

1.7. Наиболее часто используемые методы
исторических исследований

Методы Сущность
Хронологический Явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке
Хронологическо-проблемный Исследование осуществляется по периодам (темам) или эпохам, а внутри — по проблемам
Проблемно-хронологический Исследуется какая-либо одна сторона жизни (проблема) в ее последовательном развитии
Синхронический Устанавливаются связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах (регионах, странах)

Тема II.
Этногенез восточных славян.
древняя русь

2.1. Древнейшие памятники раннеславянских племен
на территории России

Методология исторического познания - student2.ru

1 тыс. до н. э.; р. Десна Юхновское
1 тыс. до н. э.; р. Ока Старшее Каширское
1 тыс. до н. э.; р. Ока Кондраковское
1 тыс. до н. э.; р. Волга (г. Калязин) у села Городище
1 тыс. до н. э.; р. Сож (Смоленщина) Лахцеевское
1 тыс. до н. э.; г. Москва Дьяковское

Доминанты ментальности древних славян

Методология исторического познания - student2.ru

Этнические факторы формирования древнерусской народности

Методология исторического познания - student2.ru

Великие князья Киевской Руси

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Религия на Руси

       
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 

Государст- 988 г.

Родопле- венное: христианство

менное пантеон

богов

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Язычество

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Религия

 
  Методология исторического познания - student2.ru

многобожие: огонь попытка объеди- — вводилась

деревья, камни нить главных силой

и д.р. богов в пантеон — уничтожа-

богов во главе с лись идолы

Перуном — влияние

иудаизма

Значения:

• распространение письменности и грамотности;

• сближение с христианскими странами;

Древнерусское государство – Киевская Русь существовала около 250 лет (882-1132 гг.). Здесь сложилась цивилизация, развивающаяся в общем русле европейского цивилизационного процесса, но имеющая свои особенности. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности, для которой характерен единый язык, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общий психической склад людей

Ганзейский союз

Содержание монголо-татарского ига

Методология исторического познания - student2.ru

Содержание «Ясы» — свода монгольских законов

Методология исторического познания - student2.ru

Великие Московские князья

Правитель Годы жизни Годы правления
Иван I Данилович (Калита) Семен Иванович (Гордый) Иван II Иванович (Красный) Дмитрий Константинович Дмитрий Иванович (Донской) Василий I Дмитриевич Василий II Васильевич (Темный) Иван III Васильевич Василий III Иванович Иван IV Васильевич (Грозный) 1282-1340 1316-1353 1326-1359 1324-1383 1350-1389 1371-1425 1415-1462 1440-1505 1479-1533 1530-1584 1328-1340 1340-1353 1353-1359 1359-1363 1363-1389 1389-1425 1425-1462 1462-1505 1505-1533 1533-1547

Россия в XVII в.

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

                   
  Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
 

4.12. Династическая таблица (XVII – XVIII вв.)

Михаил Фёдорович Романов

1613–1645

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Мария Алексей Наталья

Милославская Михайлович Нарышкина

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru 1645-1678

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Фёдор Иван V Софья Евдокия Пётр I Екатерина I

1678 – 1682 – 1682 – Лопухина 1682-1725 1725-1727

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru 1682 1696 1689

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Алексей Анна Елизавета

Методология исторического познания - student2.ru Анна Екатерина 1741-1761

Методология исторического познания - student2.ru Ивановна Пётр II Пётр III Екатерина II

1730-1740 Анна 1727-1730 1761-1762 1762-1796

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Леопольдовна

Методология исторического познания - student2.ru Павел I

Иван VI Антонович 1796-1801

1740-1741

4.13. Историческая содержательность
царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.)

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Русская армия в XVII в.

 
  Методология исторического познания - student2.ru
Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

       
  Методология исторического познания - student2.ru   Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru 4.22. Территориальный рост Российского государства в XVI –XVII вв.

Реформы Петра Великого

             
  Методология исторического познания - student2.ru   Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 

       
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 

Методология исторического познания - student2.ru

 
  Методология исторического познания - student2.ru

       
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

         
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 
 
    Методология исторического познания - student2.ru
  Методология исторического познания - student2.ru
 

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

1719 г.– 11 губерний были разделены на 45 провинций. Провинции были разделены на округа-дискриты.
Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
1722 г. – Табель о рангах
1700 г. – упразднено патриаршество. Духовными делами ведает Духовная коллегия и Монастырский приказ; 1721 г. – создан Святейший Синод.
Финансово-налоговая реформа
Реформа церковного управления
Проведение 2-й областной реформы
Образование новых органов отраслевого управления для коллегий
Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
Проведение первой областной реформы
Создание новой столицы
Ликвидация старых центральных органов управления, создание новых
Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
Частичные преобра- зования системы высших гос. органов
Частичные преобразования системы местного самоуправления
Военная реформа
5.5. Государственные реформы Петра I

1699 г. – введение рекрутской системы набора в армию; ликвидация дворян. конного ополчения, стрелец. полков.

       
 
Первый этап реформ 1699-1710 гг.
   
1681 г. – Расправная палата (судебно-управленческий орган); 1711 г.– Ближняя канцелярия (координатор работы центральных органов управления); 1711 г. – образован Сенат 1718 г. – принят реестр коллегий  
 

       
   
1705 г.– введение института воеводских товарищей; 1708 г. – деление государства на 6 губерний; 1715 г. –закончено формиров. трехзвенной системы местного управления (уезд – провинция – губерния).
 
Второй этап реформ 1710-1719 гг.
 

       
 
Третий этап реформ 1719-1725 гг.
 
   
Создание нового порядка прохождения службы

Методология исторического познания - student2.ru 5.6. Военная реформа Петра I

 
 
Из 396 месяцев правления Петра I мирными были 18 месяцев
Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

                   
  Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
      Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
 
 
      Методология исторического познания - student2.ru
        Методология исторического познания - student2.ru
          Методология исторического познания - student2.ru
 
 
 
      Методология исторического познания - student2.ru
        Методология исторического познания - student2.ru
 
 
 
      Методология исторического познания - student2.ru
 
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

Империя

Империя (от лат. Imperium) — власть, монархическое государство, возглавляемое императором, сосредотачивающим в своих руках военную, судебную и административную (а иногда религиозную) власть.

Значение реформ Петра I

Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Ввоз в Россию

За 1790-е годы составил 23 130 000 руб. (в том числе продукции индустрии – на 19 423 200 руб.).

Г.

Всего мануфактур 984 Мишурных 15

Бумажных 30 Медных 10

Железных 8 Набойчатых 8

Замшаных 10 Нитяных фабрик 6

Зеркальных 15 Парусных фабрик 35

Каламенковых Поташных 25

(шерстяных) 9 Полотняных 100

Канатных 25 Ситцевых 9

Каразейных Стеклянных 35

(грубошерстных) 20 Суконных 100

Кожевенных 35 Суриковых и белильных 16

Красочный 10 Табачных 10

Красильных 9 Хрустальных 8

Купоросных 15 Шелковых 150

Ленточных 10 Шляпных 30

Г.

Всего мануфактур 3161 Миткалевых 7

Бумажных материй 55 Медных 43

Писчебумажных 72 Набойчатых 50

Бумазейных 5 Парусных 35

Ватных 10 Пестрядных 15

Выбойчатых Полотняных 377

(редкие ткани) 8 Поташных 100

Гвоздичных 3 Проволочных 12

Железных 20 Сахарных 20

Замшаных 18 Ситцевых 52

Зеркальных 10 Стальных 6

Игольных 10 Стамедных (пр-во

Инструментальных 8 шерстяной ткани) 134

Каламенковых 12 Суконных 151

Канатных 60 Суриковых

Каразейных 30 и белильных 16

Купоросных 25 Табачных 15

Кожевенных 848 Фарфоровых

Косных 3 и фаянсовых 20

Красильных 18 Хрустальных 8

Красочных 25 Чугунных 10

Латунных 25 Шелковых 339

Ленточных 15 Шляпных 90

Тема VI.
российская империя в xix веке

Конец феодализма в России

       
  Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
 
  Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 
  Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru
 

Причины поражения Революции

1. Отсутствие прочного союза рабочих и крестьян.

2. Отсутствие единства в рядах РСДРП.

3. Крестьянское движение носило стихийный и неорганизованный характер

4. Армия, в основном, оставалась верной царизму.

5. Либеральная буржуазия сыграла в основном контрреволюционную роль.

6. Поддержка российского самодержавия со стороны ведущих стран запада.

I Дума

27.04 — 8.07.1906. Председатель – кадет С. А. Муромцев.

Распущена царем 09.07.1906.

II Дума

20.02 — 3.06.1907. Председатель – кадет Ф. А. Головин

Распущена 03.06.1907.

7.10. Этапы выборов Государственной Думы
(продолжение)

действовали на основании нового избирательного закона от 03.06.1907 г.:

• ограничение избирательных прав отдельных слоёв населения;

• сокращение представительств от национальных окраин;

• рост числа выборщиков от помещиков (на 33 %).

III Дума

01.11.1907 – 09.06.1912. Председатели: до марта 1910 г. – Н. А. Хомяков,
до марта 1911 г. – А. И. Гучков, с марта 1911 г. – М. В. Родзянко.

Работала полный срок.

IV Дума

15.12.1912 – 25.02.1917. Председатель – М. В. Родзянко.

Работала полный срок.

К О Н С Т И Т У Ц И О Н Н А Я М О Н А Р Х И Я    
Методология исторического познания - student2.ru 7.11. Формирование конституционной монархии в России

  Методология исторического познания - student2.ru Революция 1905 года Рост рабочего, крестьянского, студенческого движения Создание рабочих союзов: «Союз союзов», Всероссийский крестьянский союз, Совет рабочих депутатов Поражение в войне с Японией

Законодательные акты

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил: 1. Ограничение исключительных законов; 2. Введение гражданских свобод; 3. Организацию законодательных органов (Государственной думы).
Основные законы 1906 г. определили: 1. Двухпалатную парламентскую систему; 2. Весьма широкие пределы для императорской власти; 3. Император осуществляет законодательную власть вместе с Думой и Госсоветом.

Методология исторического познания - student2.ru

 
  Методология исторического познания - student2.ru

     
  Методология исторического познания - student2.ru
 
  Методология исторического познания - student2.ru

Уровень жизни (1913 г.)

Зарплата квалифицированного рабочего — 80-90 руб.

чернорабочего — 30-45 руб.

Цены:

Хлеб ржаной (кг.) 6 коп. Сахар-песок 29 коп.

Хлеб ситный (кг.) 15 коп. Ситец (м) 18 коп.

Говядина 54 коп. Сукно 2 руб. 82 коп.

Телятина 40 коп. Ботинки 5 руб.

Свинина 51 коп. Сапоги яловые 7 руб.

Баранина 14 – 48 коп Водка 30 коп.

Масло сливочное 1 руб. 22 коп. Коньяк 1 руб. 50 коп.

Масло растительное 32 коп.

Методология исторического познания - student2.ru 7.18. Первая Мировая война (1914-1918 гг.)

             
  Методология исторического познания - student2.ru
 
    Методология исторического познания - student2.ru   Методология исторического познания - student2.ru
 
 
    Методология исторического познания - student2.ru

7.19. Основные противоречия, явившиеся
причиной Первой Мировой войны 1914 – 1918 гг.

           
  Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru Методология исторического познания - student2.ru   Методология исторического познания - student2.ru
    Методология исторического познания - student2.ru
 
 

Герои СССР

За годы Великой отечественной войны звание Героя CCCP присвоено:

Русским Азербайджанцам Карелам
Украинцам Башкирам Полякам
Белорусам Осетинам Калмыкам
Татарам Туркменам Кабардинцам
Евреям Литовцам Адыгейцам
Казахам Таджикам Аварцам
Грузинам Латышам Бурятам
Армянам Киргизам Дунганам
Узбекам Коми Чеченцам
Мордвинам Удмуртам Якутам
Чувашам Эстонцам    

7.37. Производство и добыча основных
стратегических материалов за годы II Мировой войны

Государства Сталь млн. т. Уголь млн. т.
Годы Количество Годы Количество
СССР 18,3
121,5
Германия 1940 – 1944 33,4 1940 – 1944 390 – 460

Уроки Второй Мировой войны

1. Недопустимость использования войны в качестве средства разрешения спорных вопросов.

2. Против войны надо бороться раньше, чем она началась.

3. Войну значительно легче начать, чем кончить.

4. Войну нельзя спланировать ни по масштабам, ни по характеру применяемых средств.

5. Предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил.

6. Для успешного отражения любой агрессии нужны мощные вооруженные силы.

Цена войны СССР

· Погиб каждый 7-ой житель (27 млн.);

· Разрушено:

o 1710 городов и посёлков городского типа;

o более 70 000 деревень;

o 32 000 промышленных предприятий;

o 100 000 колхозов и совхозов;

o 65 000 километров железных дорог;

o 428 000 вагонов;

· Национальное богатство сократилось на 30 % (Великобритании – 0,8% , США – 0,4%);

· Война стоила СССР 2 триллиона 600 миллиардов рублей.

СССР в 1953-1964 гг.

Методология исторического познания - student2.ru

7.45. Преобразования в области экономики и управления

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Методология исторического познания - student2.ru

 
  Методология исторического познания - student2.ru

Содержание политической системы постсталинизма

• Отрицание принципа разделение власти, парламентаризма;

• Политический монополизм;

• Превращение партийных структур в надгосударственные на всех уровнях управления обществам;

• Превращения номенклатуру элиту в антиэлиту;

• Разложение общества сверху донизу, сращивание, партийно-государственной номенклатуры с преступным миром.

Авторитаризм и тоталитаризм

Авторитаризм — антидемократическая система власти, сочетающаяся с личной диктатурой.

Тоталитаризм — одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся полным контролем государством над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношениях в оппозиции и инакомыслящих.

Развитие СССР в 1964-1985 гг.

Методология исторического познания - student2.ru

7.50. Периоды перестройки (М. С. Горбачев)

1. Март 1985 г. – январь 1987 г.— под лозунгом «Больше социализма»;

2. 1987-1988 гг. — под лозунгом «Больше демократии»;

3. 1989-1990 гг. — период размежеваний и расколов;

4. 1991 г. – октябрь 1993 г. — приход к власти радикально-реформатор-ской группировки;

5. 1993 г. — ликвидация советской политической системы.

Показатели повышения цен

Наименование продукции Увеличение цен
Продукция электроэнергии в 2461 раза
Нефтеперерабатывающей промышленности в 2178 раза
Транспортные тарифы на железнодорожном транспорте в 2872 раза
Нефтедобывающей промышленности в 1471 раза
Машиностроения в 1483 раза
Черной металлургии в 1471 раза
Легкой промышленности в 282 раза

Хронология 90-х годов

• 1988 г., июль-июнь — XIX Конференция КПСС: начало политической реформы в СССР;

• 1989 г., апрель — I Съезд Народных депутатов в СССР. Председатель — М. С. Горбачев;

• 1990 г., март — II Съезд ввел пост Президента, им стал М. Горбачев;

• 1990 г., 12 июня — I Съезд Народных депутатов РСФСР: Декларация о государственном суверенитете;

• 1990 г., октябрь — Закон «Об общественных объединениях»: многопартийность.

• 1991г. , 12 июля — Б. Н. Ельцин – президент РФ. День независимости России.

• 1991г., август — попытка государственного переворота – ГКЧП;

• 1991г., 8 декабря — Беловежское соглашение (Минск): распад СССР, образование СНГ (Ельцин, Шушкевич, Кравчук).

Содержание современной экономической реформы

1. Установление Гражданским кодексом РФ равенства отношений, неприкосновенности собственности, свободы, договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, осуществление гражданских прав и их судебной защиты.

2. Массовая приватизация.

3. Либерализация ценообразования.

4. Становление двухуровневой банковской системы.

5. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

Приватизация

Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или кооперативным хозяйствующим субъектам.

Этапы приватизации

1 этап (ваучерный) — мелкие предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах; средние и крупные — акционировали, а затем акции продавали.

2 этап (денежный) — инвестиционная организация продаж и обеспечение инвестору возможности приобретения контрольного пакета акций приватизированных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вся история в одном томе. / Автор-составитель И. О. Родин, Т. М. Пименова. — М.: Наука, 2004;

2. Данилов А. А. История России в таблицах. ХХ век: справочное пособие. — 3-е изд., стереотип.— М.: Высшая школа, 2000;

3. История России в новейшее время (1945-1999 гг.): учебник для ВУЗов. / Под ред. А. Б. Безбородова. — М.: Гардарики, 2000;

4. История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». — М.: Лист Нью, 2005;

5. История России: учебное пособие. / Под ред. В. В. Рыбникова.— М., 1997;

6. История СССР. XIX в. – начало ХХ в.: учебник для ВУЗов по спец. «История». / В. А. Вдовин, В. А. Георгиев, Н. Д. Ерофеев и др. — М.: Высшая школа, 1987;

7. Кузнецов И. А. История государства и права России: курс лекций. — М.: Юристъ, 2003;

8. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: учебник для ВУЗов. — 3‑е изд., изм. и доп. — М.: Высшая школа, 2003;

9. Новейшая история России. ХХ век: учебник для студентов ВУЗов. В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева. — М.: МГУ, 2006;

10. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси. — М.: Гардарики, 2000;

11. Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. / Под ред. В. В. Рыбникова. — М.: МГУ, 2004.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема I. Методология исторического познания. 3

Тема II. Этногенез восточных славян. Древняя Русь. 6

Тема III. Феодальная раздробленность. Монголо-татарское иго. 12

Тема IV. Объединение земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства. Становление самодержавия. 19

Тема V. Российская Империя в XVIII веке. 32

Тема VI. Российская Империя в XIX веке. 45

Тема VII. Россия в XX столетии. 52

Литература. 79

Методология исторического познания

Методология исторического познания - student2.ru

Наши рекомендации