Просвещенный абсолютизм в России
В России осуществление подобного курса связано с царствованием Екатерины Алексеевны II (1762-1796 гг.).
Царствование Екатерины II – второй этап модернизации и европеизации России.
Внутренняя политика Екатерины II в период 1762 – 1773 гг. (до крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева)
1. курс на продолжение реформ Петра I
Ø борьба с автономией: ликвидация гетманства на Украине;
Ø превращение церкви в идеологический институт власти: секуляризация церковных владений (1764);
Ø укрепление единоначалия: реформа Сената и его превращение в высшую судебную инстанцию.
2. попытки реализовать в политической, экономической и социальной сферах ряд положений просветительской мысли
Созыв Уложенной комиссии (1767-1768 гг.): всесословное (кроме крепостных) учреждение должно было составить новый законодательный кодекс России на основе новых просветительских принципов.
Ø Составление Екатериной II «Наказа», в котором она обосновала необходимость проведения либеральных реформ при сохранении самодержавия.
Однако новый кодекс создан не был, Уложенная комиссия была распущена. Причины: неготовность российского общества даже к умеренным реформам; «пропасть» между сословиями.
Основным направлением внутренней политики Екатерины II на втором этапе ее царствования (1775-1796 гг.) стало проведение реформ по централизации и унификации центрального и местного управления, законодательное закрепление сословных прав населения.
Во многом преобразования стали следствием крестьянской войны (1773-1775) под предводительством Е.И. Пугачева.
Причины крестьянской войны: закрепостительная политика государства; рост налогового бремени и повинностей крестьян; бесправное положение инородцев.
Причины поражения: стихийность и локальность движения; социальная неоднородность участников восстания; плохое вооружение; наивный монархизм; отсутствие ясной программы.
Важные итоги царствования Екатерины II в период 1775-1796 гг.
Г.
Проведение губернской реформы (основные положения)
|
Система губернского и уездного управления по реформе 1775 г.
Г.
Издание Жалованных грамот
Дворянству
дворяне окончательно превратились в свободное привилегированное сословие
Городам
оформление привилегий купечества; попытка Екатерины II развить городской самоуправление и создать необходимое для реформ сильное третье сословие.
Политика «просвещенного абсолютизма» в царствование Екатерины II нашла отражение:
Ø в частичной реализации принципа разделения властей; при проведении губернской реформы были разделены административная, финансовая и судебная сферы;
Ø в активном законотворчестве самой императрицы; ее попытках создать новый законодательный кодекс при активном участии всех сословий (Уложенная комиссия, Наказ).
Ø в проведении социальной политики со стороны государства: создание Приказов общественного призрения;
Ø в законодательном оформлении прав и привилегий дворянства, купечества и городских сословий.
Ø в развитие местного выборного самоуправления;
Ø в реформе образования: провозглашение принципа бессословного образования; создание народных училищ; появление женского образования.
Особенности и противоречия «просвещенного абсолютизма» в России:
Ø стремление сочетать передовые просветительские идеи и традиционную политическую систему, основанную на неограниченном самодержавии и крепостном праве;
Ø опора только на дворянство, интересы других сословий ущемлялись;
Ø реформы осуществлялись в рамках феодальной системы, что сдерживало естественный ход общественного развития в сторону буржуазных отношений и капиталистического производства;
Ø господство методов «принуждения» во имя «общего блага»;
Ø низкий уровень образования, отсутствия у большей части российского общества потребности в собственном просвещении;
Ø насильственная и потому поверхностная европеизация российского общества; духовная невостребованность европейской культуры.