И муниципальных систем оплаты труда

И местном уровнях

Систем оплаты труда

работников государственных и муниципальных учреждений

На 2017 год

***

Комментарий к ЕР

И муниципальных систем оплаты труда - student2.ru    
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ   г. Москва, 117342, улица Бутлерова, 17 Тел.: +7 495 134-33-30 E-mail: [email protected] www.eseur.ru Руководителям региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования
27 декабря 2016 г. № 610   На № _____ от ________________

Уважаемые коллеги!

Направляем для руководства в работе Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 23 декабря 2016 г., протокол № 11 (далее – Единые рекомендации).

Сообщаем, что согласно пункту 5.16. Плана работы Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования на I полугодие 2017 года в ближайшее время к Единым рекомендациям будут подготовлены и дополнительно направлены соответствующие Комментарии.

Вместе с тем, при планировании работы по учету Единых рекомендаций в деятельности региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, направленной на совершенствование условий оплаты труда работников образовательных организаций, необходимо обратить особое внимание:

– на положения раздела VI «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», который изложен в новой редакции в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в частности, в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой с 1 января 2017 года существенно изменяются условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений;

– на раздел IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования», в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений предложено при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2016 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

– на положения, предусматривающие единые для всех образовательных организаций рекомендации по структуре заработной платы работников, направленные на увеличение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников.

Установлено, что совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), с тем, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях составляли не ниже 70 процентов.

– на применение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" с учетом положений, предусмотренных в приложении к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Приложение: Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год.

 
  И муниципальных систем оплаты труда - student2.ru

Председатель Г.И.Меркулова

Исп. Понкратова В.Н.

8 (495) 134-30-10 (доб. 203)

И муниципальных систем оплаты труда - student2.ru

I. Общие положения

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году.

II. Принципы формирования федеральной, региональных

И главных бухгалтеров

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений, определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных
учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация о среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений может по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации, руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.

Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и представления указанными лицами данной информации устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Искусства и кинематографии

38. Федеральным органам исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении учреждения культуры, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, искусства и кинематографии при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

а) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.

Повышение заработной платы работников учреждений культуры осуществляется не только за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также средств, получаемых от мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Повышение оплаты труда прочему персоналу учреждений культуры осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и определяющими системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях;

б) в целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала вводятся типовые отраслевые нормы труда, утвержденные следующими приказами Минкультуры России:

от 30 декабря 2014 г. № 2477 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках";

от 30 декабря 2014 г. № 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа";

от 30 декабря 2015 г. № 3448 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа".

Также используются разработанные методические рекомендации:

по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2014 г. № 2479);

по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа (письмо Минкультуры России от 3 июля 2015 г. № 231-01-39-НМ);

по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3453);

по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (письмо Минкультуры России от 14 июля 2016 г. № 217-01-39-НМ);

в) в целях повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры, выполнения целевых значений показателя средней заработной платы работников учреждений культуры совершенствование системы оплаты труда работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, в структуре заработной платы работников таким образом, чтобы размеры окладов (должностных окладов) (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) составляли не ниже 50-55 процентов, 10-15 процентов – выплаты компенсационного характера в зависимости от условий оплаты труда работников учреждений культуры и оставшаяся часть в структуре заработной платы – выплаты стимулирующего характера с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период;

г) в государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала рекомендуется:

размер заработной платы рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;

размер заработной платы, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы рассчитывать пропорционально ее перевыполнению;

д) работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, а также работникам, принимаемым на работу для выполнения административных функций или проведения хозяйственных работ, имеющим большой опыт профессиональной работы, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда;

е) объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минкультуры России от 9 июня 2015 г. № 1762.

В соответствии с приказом Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3450 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевых корректирующих коэффициентов" при расчете базовых нормативов применяется механизм нормативно-подушевого финансирования, согласно которому затраты считаются на одного получателя услуги.

Комментарий

к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 г.

К разделу I.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 23 декабря 2016 г., протокол № 11 (далее – Единые рекомендации; РТК).

Принятие Единых рекомендаций предусмотрено статьей 135 ТК РФ и относится к исключительной компетенции РТК. Единые рекомендации определяют подходы к формированию и регулированию вопросов заработной платы работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений начиная с 2005 года.

Основной целью на начальном этапе их разработки являлось недопущение снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников учреждений бюджетной сферы, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года, что предусматривалось статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в связи с разграничением этим же законом с 1 января 2005 года полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На сегодняшнем этапе Единые рекомендации направлены на сохранение единых подходов к регулированию заработной платы работников государственных и муниципальных организаций, основанных на принципах верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации, поскольку согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда, устанавливаемые работникам государственных и муниципальных учреждений, должны, прежде всего, основываться на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

К примеру, согласно статье 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» проекты законодательных актов, нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, не могут рассматриваться и приниматься органами государственной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления без участия общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Порядок и правила участия профессиональных союзов и их объединений в рассмотрении и принятии законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда закреплены статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Единые рекомендации также содержат положения об обязательности участия соответствующих профсоюзов при формировании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, вытекающие из статьи 35.1 ТК РФ.

Так, в пункте 2 Единых рекомендаций предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Предусмотрено также, что заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов)по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

К разделу III.

В разделе III Единых рекомендаций содержится основной перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязательным для применения на всей территории Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, который в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года будет составлять 7 800 рублей в месяц, а до 1 июля 2017 г. сохранится минимальный размер оплаты труда, составляющий 7 500 рублей в месяц.

В соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФмесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Если же работники, для которых размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы установлены в размере ниже МРОТ, а иные выплаты, входящие в состав заработной платы отсутствуют или незначительны, трудятся в режиме неполного рабочего времени (к примеру, на половину месячной нормы рабочего времени или менее, в том числе по совместительству), то в этом случае оплата его труда в месяц производится пропорционально отработанному времени из расчета 7 500 рублей в месяц – до 1 июля 2017 г., и из расчета 7 800 рублей в месяц – с 1 июля 2017 года.

Такой порядок исчисления месячной заработной платы должен применяться в рамках каждого трудового договора, заключенного о работе с неполным рабочим временем, в том числе на условиях внутреннего совместительства у того же работодателя в аналогичной или иной должности.

Следует отметить, что подпункт «а» пункта 5 Единых рекомендаций дополнен положением, также регламентируемым федеральным законодательством, в частности, статьей 133.1 ТК РФ, в соответствии с которой региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Дополнение Единых рекомендаций указанной позицией направлено на поддержание положения, предусмотренного пунктом 31 Единых рекомендаций, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2017 году региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Согласно разделу III Единых рекомендаций (подпункт «д» п. 5) сохраняются как обязательные для применения в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе образовательных, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, несмотря на то, что в этом же пункте дается ссылка и на профессиональные стандарты.

Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ обязательными для применения работодателями профессиональные стандарты (с даты вступления в силу) являются только в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Положения о применении профессиональных стандартов в других случаях, то есть в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников; заключении трудовых договоров; разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда, как это предусмотрено непосредственно в приказах Минтруда России при утверждении профессиональных стандартов для работников сферы образования, противоречат соответствующим статьям ТК РФ, внесенным в него Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ и их применение в этой части может привести к ограничению в трудовых правах педагогических работников.

Кроме того, срок, с которого предполагалось вводить, к примеру, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544н, вновь переносится, теперь уже на 1 сентября 2019 года (приказ Минтруда России от 15 декабря № 745н, который находится на регистрации в Минюсте России), и с 1 января 2017 г. не должен применяться ни в какой его части.

Вопрос о переносе даты начала применения других профессиональных стандартов в сфере образования в настоящее время также решается или обсуждается. В частности, принят приказ Минтруда России о переносе на один год даты начала применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Обсуждаются вопросы о целесообразности актуализации уже принятых профстандартов. Как известно, возможность проведения этой работы определена пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей), более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

К разделу IV.

В разделе IV содержатся общие направления регулирования вопросов оплаты труда, а также принципы, с учетом которых рекомендовано устанавливать и изменять (совершенствовать) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году.

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее - Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), предусмотрено, что установление или изменение размеров и условий оплаты труда работников должно быть направлено на совершенствование структуры заработной платы, в том числе с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности (подпункт «д» пункта 7 Единых рекомендаций), то есть в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в разделах IX-XI настоящих Единых рекомендаций, в том числе для образовательных организаций (раздел IX).

Необходимо при этом учитывать, что условия оплаты труда, в том числе фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, устанавливаемые за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), являются обязательным для включения в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору).

При заключении трудовых договоров с работниками (дополнительных соглашений к трудовому договору) рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, а также рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н.

При этом следует учесть, что в соответствии с разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, под «эффективным контрактом» по-прежнему понимается трудовой договор с работником, но в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Уже неоднократно отмечалось, что введенное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда понятие «эффективный контракт» - это не что иное, как необходимость обеспечения включения в трудовой договор с работником всех условий, определенных как обязательные статьей 57 ТК РФ.

Вместе с тем, по-прежнему в сфере образования имеет место несоблюдение работодателями в полной мере требований статьи 57 ТК РФ, что показали результаты общепрофсоюзной тематической проверки образовательных организаций, проведенной в марте 2016 г. по теме: «Соблюдение трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций в 2016 г.».

Так, отмечено нарушение требований об обязательном соблюдении в трудовых договорах с педагогическими работниками наименований должностей, указанных в квалификационных справочниках, что в результате создает для них серьезные проблемы при назначении досрочно страховой пенсии, которые с помощью представителей профсоюзных органов разрешаются только в судебном порядке.

Кроме того, проверкой установлено, что в трудовых договорах педагогических работников не указываются размеры ставок заработной платы, предусматриваемые за норму часов педагогической работы, а также фактический объем учебной нагрузки, как это определено статьей 333 ТК РФ и пунктом 1.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Некорректно в трудовых договорах педагогических работников (дополнительных соглашениях к трудовому договору) отражаются размеры выплат компенсационного характера. К примеру, за выполнение на условиях дополнительной оплаты дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ), вместо конкретных размеров выплат, определяемых, как правило, в процентах, используется способ их обозначения с приставкой «до» («до 5%», «до 10%», «до 15%» и т.п.), что не соответствует требованиям трудового законодательства и не обеспечивает гарантии педагогическим работникам.

Проверка трудовых договоров показала также, что отдельные работодатели в трудовые договоры всех педагогических работников необоснованно вносят все виды выплат, применяемые в образовательном учреждении, большинство из которых никак не связано с деятельностью конкретного работника, заключившего конкретный трудовой договор, и выплачиваться ему не может, что дискредитирует суть трудового договора, а тем более именуемого «эффективный контракт», за переход на который отчиталась значительная часть государственных органов

Наши рекомендации