Общая характеристика органов местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом, или только образуемые представительным органом муниципального образования, органы наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.
Определяя основные и наиболее существенные признаки органов местного самоуправления, характеризующие его правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
1) Публично-правовая природа органов местного самоуправления обусловлена тем, что эти органы власти народа. Органы местного самоуправления образуются населением непосредственно, либо косвенно через представительный орган. В свою очередь они не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления допускается в двух случаях. В первом случае, при проведении конкурса на замещении должности главы местной администрации муниципального района или городского округа. Здесь две треть членов конкурсной комиссии назначаются представительным органом муниципального района или городского округа, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Во-втором случае, при расторжении контракта с главой местной администрации муниципального района или городского округа по заявлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающийся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
2) Органы местного самоуправления – это высшая форма выражения волеизъявления населения по решению вопросов местного значения. Они образуются, для того чтобы население решало вопросы местного значения, то есть реализовывало свое конституциональное право на местное самоуправление.
3) Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 17 Федерального закона – имеют полномочия по решению вопросов местного значения, которые реализуются в специально правовых формах, отличающиеся от правовых форм органов государственной власти.
В содержание полномочий органов местного самоуправления входят:
а) исполнительно-распорядительная деятельность (п.4,5,7,8 ч I и ч II статьи 17 Федерального закона);
б) нормотворческая (п. 1 статьи 17 Федерального закона);
в) действия юридического характера вызывающих важные правовые последствия ( п. 2, 6 статьи 17 Федерального закона).
Органы местного самоуправления поселений, городских округов и муниципального района осуществляют полномочия самостоятельно.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия, это те, которые не отнесены Федеральным законом от 06.10.2005 к вопросам местного значения.
Статьей 19 Федерального закона предусмотрен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, наделение отдельными полномочиями Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а наделение отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Законом, четко установлено, что наделяться отдельными государственными полномочиями могут только органы местного самоуправления муниципального района и городского округа. То есть, органы местного самоуправления сельского и городского поселения, наделяться отдельными государственными полномочиями не могут.
4) Существует организационная структура органов местного самоуправления, т.е. наличие в нем муниципальных должностей, и структурных подразделений (например, отраслевые (функциональные) и территориальные органы местных администраций) способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа.
Муниципальные должности замещаются муниципальными служащими, совокупность должностей составляют штат органов местного самоуправления.
5) Органы местного самоуправления наделены правом нормотворческой деятельности, т.е. правом издания муниципальных актов.
6).Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом изменение структуры органа местного самоуправления осуществляется путем внесения изменений в устав муниципального образования. При этом соответствующее решение должно быть принято представительным органом, которое вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.
7). Органы местного самоуправления могут иметь свое наименование.
8).Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государствам, физическими и юридическими лицами. Так, в соответствии со ст.71 Федерального закона население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
9)Орган местного самоуправления – юридическое лицо – имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании Федерального закона.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
для представительного органа муниципального образования – протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
для иных органов местного самоуправления – решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
10)Финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации при осуществлении органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государства соответствующих в Российской Федерации.
Правовой статус органов местного самоуправления характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными в осуществление предоставленных им полномочий.
Однако они являются зависимыми от населения, которые избрало выборы депутатов. Так в соответствии со статьей 71, население вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборы депутатов. Представительный орган и местная администрация также несут ответственность перед государством. В соответствии со статьей 75 возможно осуществления органами государства отдельных полномочий органов местного самоуправления. Однако не могут временно осуществляться органами государства в Российской Федерации полномочия по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования.