Человеческие потери в войнах за последние 25 лет
Боевые действия на Донбассе обратили на себя внимание мирового сообщества. В августе – сентябре 2014 года была предпринята первая попытка их преращения.
Минск – 1. Минский протокол, минское соглашение – документ, подписанный 5 сентября 2014 года в Минске в здании «Президент-отеля», в качестве первоочередной меры предусматривавший прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей Украины. Полное название – «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина».
Со стороны России Протокол подписал полномочный посол РФ на Украине Михаил Зурабов, со стороны Украины бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от руководства страны. Со стороны ОБСЕ швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Со стороны Донецкой и Луганской народных республик А.В. Захарченко и И.В. Плотницкий.
После подписания документа режим прекращения огня вступил в силу в тот же день с 18:00 по местному времени.
Но несмотря на подписание протокола, боевые действия на востоке Украины продолжались. В середине января 2015 года стороны конфликта фактически перестали выполнять пункты протокола.
ПРОТОКОЛ (по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина)
Трехсторонняя контактная группа
По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:
1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.
2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
3. Провести децентрализацию власти, в т.ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
4. Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.
5. Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
8. Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе.
9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.
Участники Трехсторонней контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л. Д. Кучма
Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов
А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий
Первый вице-спикер парламента Новороссии Александр Кофман раскритиковал содержание Минского протокола, заявляя о неприемлемости дальнейшего нахождения ДНР и ЛНР в составе Украины. По его словам, участники переговоров по нынешнему сценарию «по итогу поставят себя в противовес всему тому народу, что живёт в Новороссии».
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко раскритиковала содержание Минского протокола и потребовала от украинской стороны продолжения военных действий
9 сентября 2014 года в ДНР выслушали критику полевых командиров и общественности Новороссии. 9 сентября депутаты ДНР во главе с Литвиновым напомнили Захарченко и другим должностным лицам о положениях Декларации о суверенитете, которые весьма существенно расходятся с целым рядом пунктов, подписанных в Минске. «Минский протокол» после этого был аннулирован. И это решение имело свои причины.
Несмотря на подписание Протокола, большая часть его пунктов так и не соблюдалась.
Режим прекращения огня, вступивший в силу 5 сентября в 18-00 (19:00 мск), постоянно нарушался со стороны ВСУ. По данным ООН, после объявления перемирия по начало ноября 2014 года в зоне конфликта погибло более 1 000 человек. В декабре режим прекращения огня вроде бы начал выполняться обеими сторонами. Наступило относительное затишье. По заявлению обеих сторон начался отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения. На переговорах в Минске 24 декабря стороны договорились об обмене пленными на 26 декабря. 26 декабря 2014 года повстанцы и украинские военные совершили самый крупный обмен пленными за время конфликта. В начале января ситуация резко обострилась. После уничтожения пассажирского рейсового автобуса «Донецк – Златоустовка» неподалёку от города Волноваха 13 января 2015 года, в результате которого погибло 12 человек и было ранено 18, как Украина, так и самопровозглашённая Донецкая Народная Республика признали произошедшее террористическим актом. Начались взаимные боевые действия. К середине января 2015 года особенно ожесточённые бои развернулись за контроль над аэропортом Донецка, удерживаемый украинскими войсками. 18 января советник президента Украины Юрий Бирюков написал на своей странице в Фейсбук:
«Доброе утро, страна. 08:01, уже можно сказать о том, что два часа назад вся группировка наших войск в секторе Б получила приказ и открыла массированный огонь по известным позициям сепаров… Сегодня мы покажем НАСКОЛЬКО мы умеем бить по зубам… Вам казалось, что? #нассливают?? Нет, мы просто завязывали шнурки. Stay tuned («оставайтесь в теме»), буду информировать раз в час…».
Фактически после этого заявления перемирие окончательно прекратило действовать. 22 января 2015 года примерно в 08:35 по киевскому времени по ул. Куприна была обстреляна остановка общественного транспорта «Завод Донгормаш». Первый залп пришёлся на трамвайные пути, метрах в трехстах от кольца. Следующий залп накрыл саму конечную остановку общественного транспорта. Снаряды попали в крышу котельной, частные дома, осколки повредили автомобиль и троллейбус, магазины и торговые точки возле остановки остались без стекол и витрин.
Один из снарядов взорвался в непосредственной близости от троллейбуса маршрута № 17, другой попал в легковой автомобиль, после чего он сгорел дотла. Также повреждён трамвай маршрута № 3. 8 человек погибло на месте обстрела, 5 человек скончались по пути в больницу и в ней. На месте скончался водитель легкового автомобиля. По информации местных жителей «сгорел заживо».
23 января 2015 года представители ДНР сделали заявления о прекращении действия перемирия из-за продолжающихся обстрелов со стороны ВСУ. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун осудил «односторонний выход повстанцев из режима прекращения огня».Расширившаяся до 500 человек миссия ОБСЕ на Украине не смогла осуществить мониторинг границы России и Украины.
Программа экономического восстановления Донбасса разработана не была. В середине ноября был принят указ президента Украины, поручавший Нацбанку в течение месяца прекратить обслуживание банковских счетов предприятий и населения в зоне АТО. В январе 2015 года украинские власти ограничили транспортное сообщение с подконтрольными ДНР и ЛНР территориями, оставив только 7 коридоров.
Минск – 2. С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всём протяжении линии фронта, а запланированные ранее мирные переговоры в Астане с участием глав государств «нормандской четвёрки» были отменены.
5-6 февраля канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд посетили Киев и Москву, где обсудили предложенный ими план урегулирования конфликта.
9 февраля Ангела Меркель посетила Вашингтон, где провела консультации по Украине с президентом США, в том числе обсудив вопрос передачи Украине вооружений в случае провала мирных переговоров.
В ночь на 10 февраля прошли переговоры в Берлине, в которых приняли участие заместители министров иностранных дел стран «нормандской четвёрки». Заявлений по итогам встречи не было сделано, но посол Украины в Германии Андрей Мельник заявил, что переговоры завершились «некоторыми ощутимыми результатами». После берлинских переговоров была анонсирована встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции в Минске.
11 февраля Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Пётр Порошенко прибыли в Минск. На заключительном этапе к ним присоединилась спецпредставитель председателя ОБСЕ в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Хайди Тальявини. Лидеры государств встретились в минском Дворце независимости. Переговоры продлились 16 часов.
С российской стороны во встрече также принимали участие министр иностранных дел Сергей Лавров, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, помощник президента Юрий Ушаков, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
12 февраля в Минск прибыли руководители самопровозглашённых ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
В результате переговоров лидеры «четвёрки» приняли Декларацию в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого Контактной группой по урегулированию ситуации на Украине.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км. друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм. и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км. Для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.
12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
А.В. Захарченко
И.В. Плотницкий
Декларация
Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года
12 февраля 2015 года
Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Пётр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твёрдо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.
В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать своё влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.
Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путём создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.
Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским Союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трёхсторонних переговоров между Европейским Союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие «зимнего газового пакета».
Они также поддерживают трёхсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.
Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.
Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.
В процессе работы были сформированы подгруппы в составе Трёхсторонней контактной группы.
Названия подгрупп:
Первая – подгруппа по вопросам безопасности.
Вторая – по политическими вопросами.
Третья – по гуманитарным вопросам.
Четвертая – по социально-экономическим вопросам.
Реакция.Президент России Владимир Путин заявил, что на встрече «четвёрки» удалось «договориться о главном».
Подписание соглашений вызвало одобрение мирового сообщества. Приветствовали заключение перемирия президент Белоруссии Александр Лукашенко, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, премьер-министр Италии Маттео Ренци, МИД КНР, президент Польши Бронислав Коморовский, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, председатель Европарламента Мартин Шульц, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и многие другие.
17 февраля 2015 года резолюцию в поддержку соглашений принял Совет Безопасности ООН
Соблюдение соглашения. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине.21 марта 2014 года на пленарном заседании Постоянного совета ОБСЕ было принято Решение 1117 «Размещение специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине». Согласно этому решению были размещены до 100 наблюдателей в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Черновцах, Луганске. Штаб-квартира находилась в Киеве. Миссия ОБСЕ также подтверждалась Минскими соглашениями, в рамках которых миссии передавались полномочия мониторинга активности сторон и расположения вооружений. Миссия регулярно публикует отчёты о деятельности.
Интерпретации минского протокола.По словам президента Украины Петра Порошенко, после прямого вторжения на территорию украинского государства подразделений регулярной армии Российской Федерации он выступил с инициативой о немедленном прекращении огня. Об этом он договорился в разговоре с Владимиром Путиным, а в Минске был лишь подписан соответствующий протокол. По словам Порошенко, минский протокол предполагает остановку наступления регулярных вооружённых сил РФ, обмен военнопленными, «восстановление и сохранение суверенитета Украины на всей территории Донбасса, – в том числе и той, которая сейчас временно контролируется боевиками». Президент подчеркнул, что Украина не пошла на уступки в вопросе территориальной целостности и суверенитета страны. Упомянутый в третьем и девятом пунктах протокола закон предполагает сохранение Донецкой и Луганской областей в составе Украины.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер прокомментировал Минский протокол следующим образом: «что касается переговоров о статусе юго-востока страны, то подписанный в Минске протокол подготавливает соответствующие шаги… Я считаю, что Россия должна исполнить свою часть соглашения о прекращении огня. Эта часть заключается в том, что все российские солдаты и вооружения, которые до сих пор находятся на украинской территории, должны быть отозваны согласно достигнутому с Украиной соглашению. Международное же сообщество должно это проконтролировать».
Глава МИД Австрии Себастьян Курц считает, что минский договор предполагает вывод российских войск с оккупированной ими территории Крыма: «теперь необходимо сделать всё, чтобы реализовать и остальные пункты минских договорённостей. В частности, с территории Украины должны быть выведены все российские военнослужащие – и не только с юго-востока страны, но, с нашей точки зрения, и из Крыма. Территориальная целостность Украины должна соблюдаться».
Руководство ДНР и ЛНР в свою очередь считает, что заключение перемирия – лишь первый шаг к дальнейшей независимости Луганской и Донецкой областей от Киева. Также у руководства ДНР есть сомнения в полномочиях Кучмы, и они оставляют за собой право при нарушении перемирия со стороны киевских силовиков немедленно продолжить «операцию освобождения земель Новороссии от украинской оккупации».
Перенос сроков реализации минских соглашений на 2016 год.12 сентября 2015 года в Париже прошла встреча министров иностранных дел стран нормандской четвёрки. Германия и Франция согласились с предложением России продлить сроки выполнения минских соглашений на 2016 год.
2 октября в Париже встретились лидеры стран нормандской четвёрки. По итогам встречи Меркель и Олланд заявили о возможном продлении сроков выполнения Минска-2 на 2016 год. 6 ноября в Берлине прошли переговоры министров иностранных дел стран нормандской четвёрки. Стороны договорились о переносе сроков реализации минских соглашений на 2016 год.
26 ноября представитель Украины в Контактной группе по Украине Леонид Кучма заявил, что минские соглашения не могут быть реализованы в полной мере до конца 2015 года. Таким образом сроки полной реализации Минска-2 сдвигаются на 2016 год.
22 декабря Контактная группа по Украине договорилась о продолжении своей работы в 2016 году.
30 декабря 2015 года между лидерами стран «нормандской четвёрки» состоялся телефонный разговор. В ходе этого разговора лидеры стран «нормандской четвёрки» договорились об окончательном продлении действия минских соглашений на 2016 год.
10 марта 2016 года Госдеп США заявил, что США надеются на имплементацию (реализацию) Минских соглашений в 2016 году. 18 марта 2016 года Денис Пушилин заявил, что выполнение Минска-2 может растянуться на 10 – 15 лет.