Й вопрос. Осмысление тенденции развития западного мира в теориях Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, П.Кеннеди.

Фрэнсис Фукуяма - известный американский политолог и геополитик. Теория «конца истории» Ф. Фукуямы была сформулирована в западном контексте в конце 1980-х гг., когда западное сообщество уже уверилось в своей победе в «холодной войне». Приход к власти в Советском Союзе реформатора Горбачева только укрепил уверенность Запада в советской слабости, что дало толчок к появлению теорий, отражающих правильность применения западных моральных, политических и экономических стандартов в отношении окружающего мира. Одной из таких теорий и стала концепция Ф. Фукуямы.

В своей нашумевшей работе «Конец истории» он выдвинул тезис о полном разрешении лежавшего в основе «холодной войны» конфликта двух идеологий - либеральной демократии и коммунизма. Коммунизм потерпел поражение в этом противостоянии, что поспособствовало появлению новых перспектив для торжества демократических принципов во всем мире.

Фукуяма теоретически выразил и политически обосновал убежденность в отношении будущего после завершения «холодной войны». Анализируя процессы реформ в СССР и КНР, изменения в интеллектуальном климате этих двух стран, отмечая перемены в других регионах, Фукуяма делает вывод: произошедшие изменения есть не просто конец «холодной войны» или окончание какого-либо послевоенного периода - наступает конец истории, как таковой… Конец истории, по Фукуяме, выливается в «окончание идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии, как окончательной формы человеческого правления».

На смену прежнего конфликта идеологии по словам некоторых крупных политологов выходит другое протовостояние, глобальное противостояние.

По словам Самуэля Хантингтона в его статье «Столкновение цивилизаций» противостояние между западом и востоком сменяется протовостоянием севера и юга. Столкновение цивилизаций. Север это экономически развитые территории США и Европы, юг это страны достаточно отсталые или недостаточно развитые в экономическом отношении, в основном афро-азиатского мира, многие из которых были оплотом для развиия традиционализма, фундаментализма. Этот конфликт он набирает силу еще и во многом в связи с тем, что американцы начинают усиленно продвигать свою модель развития. Методы продвижения западной демократии были очень разными – от вполне мирных ненасильственных, в рамках консультаций, подготовки агентов влияния, финансовые вливания до вполне жестких и насильственных, когда речь идет до ликвидации режимов.

Главный «нерв» мирового развития в ближайшие десятилетия, согласно Полу Кеннеди, заключается в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации большинства современных государств и быстро истощающимися возможностями планеты Земля удовлетворить эти потребности. И если не будут найдены эффективные способы разрешения данного конфликта, то человеческую историю ожидает конец, но увы, не счастливый, как декларировал Фукуяма, а трагический.

В отличие от Фукуямы и его поклонников Кеннеди отнюдь не считает западную либеральную модель оптимальной для всех регионов. По его убеждению, страны, в том числе посткоммунистические, вставшие на путь модернизации и одобрившие идеалы гражданского общества, частной собственности, рынка, должны поискать собственную модель устойчивого развития, соответствующую их историческим, социокультурным и, наконец, цивилизационным характеристикам. То, что создание такой модели возможно, по мнению Кеннеди, доказывает опыт восточноазиатских стран, в первую очередь Японии и Южной Кореи.

Й вопрос. М. Тэтчер, Г. Коль, Р. Рейган.

Маргарет Тэтчер

Премьер-министр Великобритании 1979-1990. По итогам выборов 3 мая 1979 года консерваторы уверенно победили и 4 мая Тэтчер стала премьер-министром. На этом посту Тэтчер предприняла энергичные усилия по реформированию британской экономики и всего общества. Были приватизированы многие государственные компании, значительная часть которых была убыточной. В результате массовой приватизации многие британцы стали акционерами, что легло в основу «народного капитализма».

В финансовой сфере правительство Тэтчер боролось с инфляцией и бюджетным дефицитом. Для сокращения последнего применялись непопулярные меры: сокращение дотаций оставшимся государственным предприятиям, сокращение помощи депрессивным регионам, сокращение социальных пособий. Параллельно снижались прямые налоги и делались шаги по развитию мелкого бизнеса. Налог на добавленную стоимость, равно как и другие косвенные налоги, при Тэтчер были увеличены. Были проведены реформы пенсионной системы и системы социального страхования.

Во время второго премьерского срока Тэтчер, не делая послаблений в проводимой политике, продолжала проведение прежнего экономического курса, а также начала активную борьбу с влиянием профсоюзов: были приняты законы о запрете на принуждение ко вступлению в профсоюз, о запрете «забастовок солидарности», об обязательном предварительном предупреждении работодателей о начале забастовки и об обязательном тайном голосовании для принятия решения о начале забастовки. Вместе со значительными сокращениями на приватизированных убыточных предприятиях и быстрым ростом безработицы эта политика вылилась в крупные забастовки. Для борьбы с растущей безработицей правительство Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию и профессиональная переподготовка на более востребованные специальности. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса.

Во внешней политике Тэтчер ориентировалась на США и поддерживала инициативы Рональда Рейгана в отношении СССР. В то же время, Тэтчер, в отличие от многих консерваторов, прохладно относилась к идее дальнейшего сближения с ЕЭС, что стало одной из причин её отставки. Решительными действиями Тэтчер заслужила прозвище «железная леди» за непреклонное следование избранному курсу, несмотря на нападки и критику. В ноябре 1990 года из-за внутрипартийных разногласий оставила пост лидера партии и кресло премьер-министра.

Тэтчеризм — политика консервативного правительства Великобритании под руководством Маргарет Тэтчер (1979—1990), сопровождавшаяся приватизацией ранее национализированных предприятий и отраслей экономики, монетаризмом в финансово-экономической сфере, сворачиванием социальных программ, коммерциализацией социальных сфер образования и здравоохранения. Политика тэтчеризма тесно связана с социально-экономическими понятиями и категориями неолиберализма и "шоковой терапии".

Гельмут Коль

Канцлер ФРГ 1982-1998 гг. Основной упор Коль сделал на экономическую и социальную политику. При нем страна в 80-е годы стала крупнейшим экспортером. Упрочилось положение западногерманской марки путем стимулирования частного предпринимательства. Были свернуты или модернизированы старые, малоприбыльные отрасли производства. В результате безработица в стране не сократилась, но новые рабочие места, особенно для молодежи, все же были созданы. Общее повышение жизненного уровня, ставшего одним из самых высоких в западном мире, добавило ему популярности: Коль победил и на следующих выборах в 1987 г.

В области внешней политики Коль не допустил крутого поворота, понимая стремление народа к стабильности и равновесию. Но все же, сохранив тесные отношения с Соединенными Штатами, он параллельно добился развития сотрудничества с СССР. Многое было сделано также в области активизации отношений с ГДР, в частности облегчены поездки родственников, живущих по разные стороны границы. В целом Коль был горячим сторонником Интеграции Европы.

В историю XX в. Гельмут Коль вошел как «канцлер немецкого единства». В сознании немцев он является главным политиком, благодаря которому стало возможным воссоединение германской нации. Именно ХДС в конце 80-х гг. однозначно выступил в поддержку объединениям добился, чтобы оно не откладывалось в долгий ящик. А ведь в те времена это событие казалось чем-то фантастическим и опасным.

Па первых всегерманских выборах в 1990 г. правящая партийная коалиция получила подавляющее большинство в бундестаге, и Коль стал первым канцлером объединенной Германии, его называли «Бисмарком XX столетия». Однако уже через несколько лет стало ясно, что присоединение отсталой ГДР к процветающей ФРГ имело негативные экономические последствия. Увеличение государственных расходов потребовало роста налогов и сокращения социальных программ. Популярность канцлера стремительно падала. Следующие годы ознаменовались скорее внешнеполитическими успехами: во Франкфурте-на-Майне разместился созданный Европейский центральный банк, ввод евро. Во внутриполитической жизни в деятельности правительства Коля наступил период затишья, вызванный ограниченными возможностями федерального правительства из-за преобладания в бундесрате социал-демократов, что закончилось в конечном итоге поражением ХДС на выборах в бундестаг 1998 года.

Рональд Рейган

Президент США 1981-1989 гг. Административно-организационные мероприятия Рейганом в начале президентской карьеры были направлены на централизацию власти в Белом доме, что ко второму сроку его президентства обернулось сверхцентрализацией и уже мешало Рейгану, т.к. он не был достаточно компетентен во всех вопросах и стал допускать промахи.

Ядро провозглашенной революции Рейгана составляла "рейганомика" – ответ на экономические проблемы 70-х годов. Согласно планам Рейгана рост экономики должны были обеспечить значительно сниженные налоги и упрощенная система инвестиций в государственную экономику. Потери доходов должны были компенсироваться экономией на социальных программах, и позднее - покрываться увеличением доходов из расширяющегося народного хозяйства. Все это планировалось сделать при уравновешенном бюджете и одновременном росте расходов на оборону. Ясно, что осуществить это было чрезвычайно трудно.

Неуспех “рейганомики” нагляднее всего демонстрирует тот факт, что объем федерального бюджета при Рейгане постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стоимости доллара в 1982 году). При этом дефицит государственного бюджета временами полностью уходил из-под контроля и достиг в 1986 году рекордной для США высоты - 221 миллиард долларов. В этом дефиците государственного бюджета вследствие снижения налогов и одновременно повышения расходов был повинен сам президент, который, как консерватор, твердо придерживался принципа уравновешенного государственного бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.

Сокращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности.

Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с самым низким доходом. Характерным для политического прагматизма Рейгана было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов.

Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво антикоммунистической, как она проявилась не только по отношению к Советскому Союзу, но и в ее первоначальных идеологически-закоснелых чертах также и по отношению к Центральной Америке и особенно к сандйнистам в Никарагуа. В отношении нашего государства, тогда еще Советского Союза, в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе "империю зла", а в 1987-88 гг. в конце своей карьеры, вопросы взаимопонимания с нашей страной стояли на первом плане.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из нее явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Наши рекомендации