Государственный аппарат и механизм государства, понятие и структура
В юридической науке понятие "государственный аппарат" и "механизм государства", как правило, употребляются как синонимы, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия в некоторой степени различаются.
Государственный аппарат - это система органов, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность, и наделенная для этого властными полномочиями.
Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственный аппарат представляет собой систему органов управления, наделенных властными полномочиями, а в понятие механизм государства включаются еще и государственные учреждения и предприятия, не обладающие властными полномочиями, выполняющие общесоциальные функции в различных сферах общественной жизни, организационные и финансовые средства.
В дальнейшем, говоря о механизме государства, следует понимать этот термин и как государственный аппарат.
Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят органы управления, органы принуждения и государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.
Теория разделения властей
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.
Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ в своих произведениях, в частности "О государстве", разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы "войны и мира", международные отношения. Он не выделяет отдельно судебную власть.
Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, в своих трудах ("О разделении властей") обосновывает идею, что для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он уже выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной власти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.
Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную — избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную — выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.
Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.
Среди высших государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы лишить возможности борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали "пальму первенства" законодательным (представительным) органам.
Исполнительную власть представляют глава государства (президент) и правительство.
Основная функция исполнительной власти - это исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.
Судебная власть - система независимых государственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты.
В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности.
Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию — осуществление правосудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполнение норм права, причем, присущими только ему специфическими средствами и методами.
Назначение судебной деятельности состоит в правовой охране от посягательств на интересы государства и граждан, их жизнь, здоровье, честь и достоинство.
Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.