Государственный аппарат и механизм государства, понятие и структура

В юридической науке понятие "государственный аппарат" и "механизм государства", как правило, употребляются как синонимы, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия в некоторой степени различаются.

Государственный аппарат - это система органов, непосредст­венно осуществляющая управленческую деятельность, и наделенная для этого властными полномочиями.

Механизм государства - это система государственных орга­нов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный аппарат представляет собой систему органов управления, наделенных властными полномочиями, а в понятие меха­низм государства включаются еще и государственные учреждения и предприятия, не обладающие властными полномочиями, выполняю­щие общесоциальные функции в различных сферах общественной жизни, организационные и финансовые средства.

В дальнейшем, говоря о механизме государства, следует по­нимать этот термин и как государственный аппарат.

Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят органы управления, органы принуждения и государствен­ные учреждения, не обладающие властными полномочиями.

Механизм современного государства отличается высокой сте­пенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших ор­ганов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ в своих про­изведениях, в частности "О государстве", разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодате­льная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы "войны и мира", международные отношения. Он не выделяет отдельно судебную власть.

Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, в своих трудах ("О разделении властей") обосновывает идею, что для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он уже выделяет суде­бную власть, как одну из ветвей государственной власти. Все три влас­ти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разделения вла­стей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон­ности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную — избранную народом, при­званную вырабатывать стратегию развития общества и регулиро­вать общественные отношения, исполнительную - назначаемую зако­нодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную — выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы лишить возможности борьбы между ними за лидерст­во, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали "паль­му первенства" законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть представляют глава государства (пре­зидент) и правительство.

Основная функция исполнительной власти - это исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Президент и прави­тельство руководят системой подчиненных им органов государствен­ного управления и других органов исполнительной власти, обеспечи­вают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

Судебная власть - система независимых государственных ор­ганов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты.

В системе органов государственной власти суд занимает осо­бое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления су­дебной деятельности.

Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию — осуществление правосудия. Он рассмат­ривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские де­ла, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким обра­зом, суд обеспечивает исполнение норм права, причем, присущими только ему специфическими средствами и методами.

Назначение судебной деятельности состоит в правовой охране от посягательств на интересы государства и граждан, их жизнь, здоро­вье, честь и достоинство.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что то­лько суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Наши рекомендации