Защита прав человека в период вооруженных конфликтов

Международное право предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. предоставляют защиту:

военнопленным;

раненым и больным в действующих армиях;

раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

гражданскому населению.

Жертвы войны подлежат международной защите и в том случае, если одна из воюющих держав не признает состояния войны.

Лица, не принимающие непосредственного участия в вооружен­ном конфликте, включая лиц, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по другой причине, должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по признаку расы, религии, языка и т.д.

В отношении этих лиц запрещаются:

посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания);

взятие заложников;

посягательство на человеческое достоинство;

осуждение и наказание без предварительного судебного решения при соблюдении судебных гарантий.

Раненых и больных будут подбирать и им будет оказана помощь.

Санитарные учреждения и формирования ни при каких обстоя­тельствах не могут быть подвергнуты нападению. Личный состав таких формирований может быть вооружен и пользоваться оружием для самообороны и защиты раненых. Санитарным учреждениям, по­павшим в руки неприятеля, обеспечивается возможность выполнять свои функции до тех пор, пока заботу о раненых и больных не возьмут на себя соответствующие подразделения неприятеля. Транспортные средства санитарных формирований также не должны подвергаться нападению. Они должны иметь ясно видимый отличительный знак (красный крест на белом фоне, красный полумесяц, солнце на белом поле), а их личный состав — отличительные знаки и удостоверения.

Защита гражданского населения во время войны регламентирует­ся Гаагскими конвенциями 1899 г. и 1907 г., Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949 г., Дополнительными протоколами I и II и другими документами. При этом под гражданским населением пони­маются лица, которые находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В отношении граж­данского населения запрещаются:

акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

нападение на гражданское население в порядке репрессалий;

использование гражданских лиц для защиты населенных пунктов или объектов от военных действий;

использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны и т.п.

§ 6. Международно-правовые вопросы гражданства

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испа­нии, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законода­тельстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.*

________________________________________

* См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1—2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 125—126.

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего

государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойно­го гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном по­рядке приобретения гражданства гражданами государств — участни­ков СНГ 1996 г. и т.д.

В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Кон­ституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом от 6 февраля 1995 г.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принци­пам «права крови» или «права почвы».

В соответствии с принципом права крови ребенок, родители ко­торого на момент рождения состоят в гражданстве одного государст­ва, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство госу­дарств, в том числе Россия.

Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на терри­тории государства, является его гражданином независимо от граж­данства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основа­ниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательст­вом государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, прези­дент) либо исполнительные органы власти (правительство, министер­ство внутренних дел и т.п.).*

____________

* См., например: Указ Президента Российской Федерации «О приеме в гражданст­во Российской Федерации» от 7 марта 1998 г. (Российская газета. 1998.17 марта).

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограниче­ния для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются хода­тайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

выступают за насильственное изменение конституционного строяРФ;

состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на терри­тории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем неже­лании состоять в гражданстве РФ);

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состояв­шие в гражданстве;

в результате оптации — выбора гражданства при территориаль­ных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей го­сударственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Желая обеспечить благоприятные условия для реализации свои­ми гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Кон­венцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — участников СНГ.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на терри­торию договаривающегося государства, упрощенный (регистрацион­ный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибыва­ющим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) поряд­ке при наличии одного из следующих условий:

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из дого­варивающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, прожи­вал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;

при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп­руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе

усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее хо­датайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее граждан­ство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощен­ном порядке.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайст­вующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Реше­ние об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Прекращение гражданства

Гражданство прекращается:

вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполне­нию обвинительный приговор суда;

вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

путем выбора иного гражданства при оптации;

по иным основаниям, предусмотренными международного дого­ворами.

Двойное гражданство

Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

В настоящее время институт двойного гражданства является одним из средств защиты прав русского населения в государствах нового зарубежья. Соответствующие международные конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулиро­вании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся сто­роны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачи­вая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулирова­ли конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоя­щее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Наши рекомендации