Особенности правового статуса сотрудника дипломатической службы

Правовое положение дипломатического работника представляет собой часть общего правового статуса личности и включает в себя совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера, а также обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 205-ФЗ правовой ста­тус регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, — ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции. Причем необходимо отметить, что сотрудники дипломатической службы и период работы в загранучреждениях пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.

Основу прав дипломатических работников составляют нормы, закре­пленные ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ, Федеральный закон № 205-ФЗ не устанавливает дополнительных прав дипломатических работников по сравнению с федеральным законодательством о граждан­ской службе, но в то же время предусматривает ряд государственных гаран­тий, которые будут рассмотрены ниже.

В период работы в загранучреждениях на дипломатических работников также распространяются права, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., среди которых можно выделить:

— право на свободу передвижения по территории государства пребы­вания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);

— право на неприкосновенность корреспонденции (ст. 27);

— право на неприкосновенность личности дипломатического агента (ст. 29);

— право на неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);

— право на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребыва­ния (ст. 31);

— право на освобождение от большинства налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);

- право на освобождение от всех государственных и трудовых повин­ностей (ст. 35);

— право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования (ст. 36).

При этом необходимо учитывать, что перечисленные права, а по сути — привилегии и иммунитеты, предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществление функций дипломатиче­ских представительств как органов, представляющих государство.

Обязанности дипломатических работников характеризуют сущность служебной деятельности, производны от задач и функций государствен­ного органа и во многих случаях прямо вытекают из прав, перечисленных выше. Основные обязанности дипломатических работников установлены ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо них на сотрудника дипло­матической службы в период работы в загранучреждении в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 205-ФЗ налагаются следующие обязанности:

1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пре­бывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепри­нятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загрануч-реждений МИД России, в том числе касающиеся перемещения по террито­рии государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении МИД России, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;

2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвы­чайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бед­ствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения МИД России, связанные с реализацией функций заграучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без допол­нительной оплаты.

Нормы международного права (ст. 41 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях 1961 г.) также предусматривают корреспондирующую обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных привилегий и иммунитетов.

Правовой статус дипломатических работников предусматривает и огра­ничения, связанные с дипломатической службой. Надо заметить, что установление ограничений, связанных с прохождением государственной, а вместе с ней и дипломатической службы, является одним из наиболее распространенных в мировой практике механизмов обеспечения интере­сов государства и эффективной служебной деятельности, препятствования злоупотреблениям властными полномочиями, противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов. Так, гражданин Российской Феде­рации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случаях, уста­новленных ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо ограничений, действующих для всей системы гражданской службы, законодатель в ст. 4 Федерального закона № 205-ФЗ предусмотрел ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломати­ческой службы. Согласно указанной статье гражданин не может быть при­нят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приоб­ретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Имеют место и запреты, связанные с дипломатической службой.

Запреты в системе государственной службы — это закрепленные нормами административного законодательства положения, не дающие возможности госу­дарственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения.

Основной объем запретов, распространяющихся на дипломатических работников, установлен ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо этих запретов, в связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы ст. 5 Федерального закона № 205-ФЗ налагает запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по част­ным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобре­тать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.

Вышеупомянутая Венская конвенция о дипломатических сношениях устанавливаем запрем на осуществление дипломатическим агентом про­фессиональной и ми коммерческой деятельности на территории государ­ства пребывания в целях личной выгоды (ст. 42), а также вмешательство во внутренние дела государства пребывания (ст. 41). Дипломатические работ­ники не могут при осуществлении своих полномочий в экономической, социальной, технической и торговой областях осуществлять вмешатель­ство во внутренние или внешние дела государства пребывания, пренебре­гать правом государства пребывания свободно определять свою собствен­ную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над территорией.

Эффективное осуществление служебной деятельности в условиях уста­новления жестких обязанностей, запретов и ограничений невозможно без обеспечения должного уровня социальных государственных гарантий дипломатическим служащим, обусловленных исключительностью и уни­кальностью статуса дипломатических работников как государственных служащих, представляющих интересы государства на международной арене. Для обеспечения правовой и социальной защищенности граждан­ских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессио­нального состава кадров гражданской службы им в соответствии со ст. 52 и 53 Федерального закона № 79-ФЗ предоставляются основные и допол­нительные государственные гарантии.

Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе, которые отображают специфику внешнеполитической деятельности и при­званы компенсировать риски, стоящие перед дипломатическими работни­ками и их семьями. Необходимо отметить, что дополнительные гарантии предоставляются сотруднику дипломатической службы, а в некоторых слу­чаях и членам его семьи, только в условиях работы в загранучреждении МИД России.

Министерство иностранных дел РФ принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 205-ФЗ сотруднику дипломатической службы и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исклю­чением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помеще­ния больного в стационарное лечебное заведение.

Сотрудник дипломатической службы обеспечивается в государстве пре­бывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним чле­нов его семьи, его должностного положения, а также местных условий.

Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государ­ство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию но окончании работы в загранучреждении, включая провоз багажа весом не: более 500 кг на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственни­ков (матери, отца, брата, сестры).

Сотруднику дипломатической службы компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение сред­него образования.

При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении МИД России в результате тер­рористического акта или иных действий насильственного характера, ука­занному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъ­явлении свидетельства о праве на наследство) предоставляется единовре­менная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работа­ющего в загранучреждении:

1) расходы на подготовку к перевозке и на перевозку останков к месту захоронения осуществляются за счет средств загранучреждения;

2) членам его семьи, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного долж­ностного оклада сотрудника дипломатической службы в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Рос­сийскую Федерацию.

В отдельную группу можно выделить гарантии сотрудникам диплома­тической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного поло­жения или при вооруженных конфликтах. Так, сотруднику дипломати­ческой службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой согласно ст. 15 указанного Закона выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотруд­ника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.

Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к должностному окладу в иностран­ной валюте в размере 40%. Стаж гражданской службы Российской Феде­рации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисля­ется из расчета один день службы за два дня.

Поощрение и награждение дипломатического работника являются формами общественного признания его заслуг, оказания ему почета, име­ющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые и материальные преимущества; применяются к государственным слу­жащим за безупречную работу и эффективную службу, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение зада­ний особой важности и сложности.

Формы поощрения и наград дипломатических работников непосред­ственно в Федеральном законе № 205-ФЗ не урегулированы. В то же время существует ряд устоявшихся форм:

— Почетная грамота МИД России;

— Звание «Почетный работник МИД России»;

— Памятная медаль А. М. Горчакова;

— Нагрудный знак МИД России «За отличие».

За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выпол­нение особо важных заданий руководства МИД России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях — без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов (п. 9 Положения о порядке присвоения и сохра­нения дипломатических рангов дипломатическим работникамМИД Рос­сии, дипломатических представительств и консульских учреждений Рос­сийской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371).

Кроме того, в МИД России действует Положение об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения, утвержденное приказом МИД России от 29 марта 2010 г. № 3934).

Следует обратить внимание и на вопрос об ответственности дипло­матических работников. Правонарушения лиц, наделенных властными полномочиями, характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, права и свободы граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) слу­жебных обязанностей в зависимости от степени общественной опасности действующее российское законодательство предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность дипломатических работников.

1. Уголовная ответственность. Большая часть составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность государственных служа­щих, содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В п. I примечания к ст. 285 УК РФ содержится опре­деление должностного лица как лица, постоянно, временно или по специ­альному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, администра­тивно-хозяйственные функции в государственных органах, органах мест­ного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Административная ответственность. Гражданские служащие, в том числе дипломатические работники, в качестве самостоятельных спе­циальных субъектов должностных административных правонарушений КоАП РФ не выделяются, а подпадают под общую категорию «должност­ного лица». КоАП РФ устанавливает аналогичное УК РФ определение должностного лица (ст. 2.4.), при этом указывается, что административ­ной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненад­лежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ не содержит систематизированного перечня преступлений государственных служащих, более того, существует значительная проблема разграничения административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих ввиду близости формулировок администра­тивного правонарушения и дисциплинарного проступка.

3. Дисциплинарная ответственность. Законодательством о граж­данской службе за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неис­полнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, предусматриваются следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 Феде­рального закона № 79-ФЗ):

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности государственной граждан­ской службы;

5) увольнение с государственной гражданской службы.

Аналогичные меры предусматривает п. 49 Служебного распорядка центрального аппарата МИД России, территориальных органов - пред­ставительств МИД России на территории России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, пред­ставительств Российской Федерации при международных организациях, утвержденного приказом МИД России от 23 июля 2009 г. № 11868.

Особенности наступления юридической ответственности и право­вых последствий, распространяющихся на дипломатических работников, находящихся в загранкомандировке, напрямую связаны с дипломатиче­ским иммунитетом. Так, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипло­матического персонала представительства является persona nongrata или что любой другой член персонала представительства является неприемле­мым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. 'Го или иное лицо может быть объявлено personaNonGrata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться при­знавать данное лицо сотрудником представительства (ст. 9 Венской кон­венции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрис­дикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представи­тельства;

— исков, касающихся наследования, в отношении которых диплома­тический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника, или отказа получателя как частного лица, а не от имени аккредитующего государства;

— исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

В то же самое время действует норма о том, что иммунитет дипломати­ческого агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31 Венской конвенции).

Прохождение государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации

Прохождение дипломатической службы — последовательное прохождение дипломатическим работником целого ряда ступеней и этапов на пути служебного продвижения, начиная с конкурсного отбора, процедуры назначения на должность и наделения служебными полномочиями соответствующего статуса до отставки или перехода на работу, не связанную с дипломатической деятельностью.

Структурно процесс прохождения дипломатической службы предусма­тривает:

1) нормативное определение факторов и условий (юридических фак­тов), при наличии которых гражданин может рассматриваться в качестве кандидатуры для поступления на дипломатическую службу;

2) разработку должностной структуры и должностных регламентов — своего рода «модели» служебных отношений и исполнения служебных полномочий по каждой конкретной должности в системе дипломатиче­ской службы. Должностным регламентом, как отмечалось ранее, определя­ются квалификационные требования по должности и условия качествен­ного исполнения должностных полномочии, нормативно закрепляется круг прав, обязанностей и виды юридической ответственности служащего за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) должностных обязан­ностей, пределы самостоятельности служащего, правила служебного пове­дения, круг публичных услуг, которые должен представлять служащий в соответствии с административными регламентами, критерии и показа­тели результативности профессиональной служебной деятельности;

3) отбор на дипломатическую службу — процедура, которая осущест­вляется представителем нанимателя (государства) в лице МИД России и его руководства;

4) назначение на должность осуществляется на основании акта (при­каза) государственного органа о назначении на должность дипломатиче­ской службы. На основании приказа заключается служебный контракт (срочный или на неопределенный срок), в котором детально прописы­ваются взаимно согласованные условия прохождения дипломатической службы конкретным лицом, в конкретном подразделении и на конкрет­ной должности, в том числе все, что касается режима служебного времени и времени отдыха; условий оплаты труда и государственных гарантий, льгот и компенсаций; видов профессионального обучения; условий соци­ального страхования и медицинского обслуживания.

Свои особенности имеет служебный контракт, заключаемый с сотруд­ником дипломатической службы, направляемым на работу в загрануч-реждение МИД России. В этом случае заключается срочный служебный контракт на срок до трех лет. По окончании указанного срока служебный контракт может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в загранучреждение сотрудника дипломатической службы, заме­щающего должность в центральном аппарате МИД России или его терри­ториальном органе, в заключенный с ним служебный контракт вносятся изменения, касающиеся срока и условий его работы в заграиучреждении. По окончании работы в заграиучреждении такому сотруднику предостав­ляется прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии — другая должность государственной службы.

Если должность включена в Перечень должностей федеральной граждан­ской службы в МИД России, исполнение должностных обязанностей по кото­рым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться, утверж­денный приказом МИД России от 28 декабря 2010 г. № 19405, и процедура предусмотрена должностным регламентом, служащий обязательно прохо­дит оформление допуска к государственной и служебной тайне.

Если работодатель считает необходимым, то устанавливается также испытательный срок. Успешное окончание испытательного срока для начинающего служащего завещается сдачей соответствующего квалифи­кационного экзамена, по результатам которого ему присваивается первый дипломатический ранг или классный чин;

5) исполнение должности (должностных полномочий) — главный содер­жательный элемент прохождения дипломатической службы и важнейший показатель «интергрированности» служащего в систему государственной исполнительной власти полиции внешнеполитического ведомства. Здесь действуем принцип единства должности дипломатической службы, ква­лификационных характеристик, качества и результативности професси­ональной деятельности. Чем большим объемом служебных полномочий наделен работник, тем более квалифицированным, профессионально опыт­ным, лично организованным и нравственно устойчивым он должен быть, тем более широким набором правовых, управленческих, организационных и духовно-нравственных компетенций он должен обладать;

6) оценку кадров на предмет их профессионально-квалификационной, психолого-волевой и духовно-нравственной подготовленности к работе в структурах МИД России, в его загранучреждениях и подведомственных организациях. Оценка выводится по результатам конкурсных мероприя­тий, прохождения испытательного срока, периодической аттестации, сдачи квалификационных экзаменов. Цель — определить, насколько претенденты соответствуют установленным квалификационным требованиям по каж­дой конкретной должности.

Квалификационно-оценочные мероприятия организует Департамент кадров МИД России. По его инициативе в соответствии с действующими в МИД России положениями и методиками проведения конкурсов, атте­стаций и квалификационных экзаменов создаются комиссии в составе наи­более опытных и авторитетных работников МИД России с обязательным включением в них представителей общественных организаций, независи­мых экспертов;

7) должностное продвижение по вертикали и должностные перемеще­ния по горизонтали. Такие кадровые перемещения осуществляются с уче­том имеющихся у работника служебных достижений, личных заслуг, пер­сональных достоинств и преимуществ. Это принципиально.

Следует также иметь в виду, что сотрудник дипломатической службы может быть направлен в международную (межгосударственную, межпра­вительственную) организацию на основании международных договоров Российской Федерации для временной работы в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации. Период работы сотрудника дипломатической службы в международной организации включается в стаж (общую продолжительность) гражданской службы Рос­сийской Федерации.

И еще одна немаловажная особенность прохождения дипломатической службы: дипломатические работники подлежат обязательной ротации, т.е. направлению на работу из центрального аппарата МИД России или его территориальных органов в загранучреждения МИД России с учетом их квалификации, профессиональной подготовки и специализации. Более того, дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации.

Работа в загранучреждении может быть прекращена досрочно в случаях возникновения чрезвычайной ситуации; объявления служащего персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей о его неприемлемости и к стране пребывяния: нарушения служащим или членамиего семьи законодательства страны пребывания или общепринятых норм поведения и морали; невыполнения служащим взятых на себя служебных обязательств и режимных требований.

Порядок ротации дипломатических работников и перечень причин, при­знаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загра-нучреждение МИД России, устанавливаются МИД России;

8) мотивацию профессионально-квалификационного развития сотруд­ников, формирование здоровых ценностных установок на высококачествен­ное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Безупречная и продолжительная служба — залог успешности дипломатической карьеры и непременное условие формирования «здоровых» служебных отношений в аппарате. Такие отношения формируются также хорошо продуманной системой мер морального и материального стимулирования работников, установления строгого режима служебной дисциплины и персональной ответственности за допущенные ошибки, а тем более правонарушения;

9) создание благоприятных социально-бытовых условий труда — эффективной системы охраны труда, качественного медицинского и соци­ального обслуживания, надлежащее обеспечение детскими учреждени­ями, комплексом спортивно-культурных услуг и т.д. Не менее значимо также грамотное регулирование межличностных отношений в аппарате, формирование атмосферы деловитости и сотрудничества, ответствен­ного отношения к делу. И все это с целью формирования всех необходи­мых условий для того, чтобы работник мог полностью сосредоточиться на служебных делах.

Весьма существенную роль в формировании здоровой духовно-нрав­ственной атмосферы служебных отношений в МИД России призван сыграть принятый в марте 2011 г. Кодекс этики и служебного поведения в системе МИД России. Цель данного Кодекса — создание всех необходи­мых условий для того, чтобы каждый дипломатический работник и сотруд­ник дипломатической службы понимал свое место в системе государствен­ной власти и достойно исполнял свои служебные обязанности, всячески содействовал укреплению авторитета дипломатической службы и укрепле­нию доверия граждан к МИД России. Не случайно знание и строгое соблю­дение норм этого Кодекса является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности служащего;

10) прекращение служебных отношений и основания для расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы. Федераль­ным законом № 205-ФЗ предусмотрены такие основания досрочного пре­кращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучрежде­нии (ст. 10), как:

— несоблюдение сотрудником дипломатической службы законов и обы­чаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали;

— невыполнение сотрудником дипломатической службы обязанности по обеспечению соблюдения членами его семьи законов и обычаев госу­дарства пребывания, общепринятых норм поведения и морали, режимных ограничений, правил проживания, действующих в соответствующем загран­учреждении;

— однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режим­ных ограничений.

Таким образом, прохождение дипломатической службы — это особая система юридических фактов, влияющих на социально-правовой статус дипломатического служащего, определяющих характер повседневной слу­жебной дипломатической деятельности и особенности карьеры в структу­рах внешнеполитического ведомства.

При этом учитываются буквально все условия и факторы: социальное происхождение и родственные связи; образование и наличие соответству­ющих документов об образовании и повышении квалификации; специаль­ность и место должности в штатном расписании; порядок отбора и про­цедура найма на службу; объем привилегий, иммунитетов и ограничений. Все эти элементы регулируются соответствующими правовыми нормами, правилами, регламентами и положениями.

Хорошо налаженная система прохождения дипломатической службы и планирования дипломатической карьеры является гарантией органиче­ской взаимосвязи целей внешнеполитического ведомства и личных планов его служащих, обеспечения последовательного профессионального роста аппарата, повышения качества дипломатической службы и ответственно­сти каждого служащего за принимаемые решения.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличие понятий «дипломатия», «внешняя политика», «дипломатиче­ская служба»?

2. Проанализируйте федеральное законодательство о дипломатической службе.

3. Определите роль и место Президента РФ в управлении дипломатической службой.

4. Охарактеризуйте роль Правительства РФ в правовом обеспечении диплома­тической службы.

5. Какие приказы МИД России действуют в системе правового регулирования дипломатической службы?

6. Какие существуют особенности правового статуса дипломатических служа­щих: дополнительные права, обязанности, ограничения, гарантии, ответственность.

7. Назовите особенности прохождения гражданской службы в системе МИД России.

8. Сформулируйте свои предложения по совершенствованию правового регу­лирования дипломатической службы.

Тестовые задания

1. Государственная служба осуществляется:

а)в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

б)в аппаратах управления государственных предприятий;

в)в аппаратах органов законодательной и судебной власти;

г) в аппаратах органов законодательной и исполнительной власти.

2. К конституционному принципу государственной службы Россий­ской Федерации относится:

а)принцип стабильности;

б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;

в)принцип профессионализма и компетентности;

г) принцип взаимодействия с общественными объединениями и граж­данами.

3. К организационному принципу государственной службы Россий­ской Федерации относится:

а)принцип законности;

б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;

в)принцип разумной управляемости;

г) принцип профессионализма и компетентности.

4. К вспомогательному принципу государственной службы Россий­ской Федерации относится:

а)принцип стабильности;

б)принцип равного доступа граждан на государственную службу;

в)принцип разумной управляемости;

г) принцип профессионализма и компетентности.

5. К функциям государственной службы не относится:

а)планирование;

б)организация;

в) обеспечение равного доступа граждан на государственную службу;

г) контроль.

6. Становление в России правовой категории «государственная служба» произошло:

а)в IX—X вв.;

б)в XVI в.;

в)в XVIII в.;

г) в XIX в.

7. Петровская «Табель о рангах» включала:

а) 12 рангов;

б)14 рангов;

в)18 рангпн;

г) 10 рангом.

8. К характерными чертам государственной службы дореволюцион­ной России не относится:

а)абсолютизация принципа централизма в организации системы госу­дарственной службы;

б)бюрократизация аппарата государственной службы;

в)закрытость государственной службы;

г) равный доступ граждан на государственную службу.

9. Отношения в государственном аппарате в советский период регу­лировались;

а)Уставом о службе гражданской;

б)Законом о государственной службе;

в)Временными правилами о службе в государственных учреждениях и на предприятиях;

г) Генеральным регламентом.

10. Федеральным законом № 79-ФЗ устанавливаются:

а)политические основы гражданской службы;

б)правовые основы гражданской службы;

в)организационные основы гражданской службы;

г)финансово-экономические основы гражданской службы.

11. Федеральный закон №79-ФЗ был принят:

а)в 1995 г.;

б)в 2003 г.;

в)в 2004 г.;

г)в 2005 г.

12. Федеральный закон № 58-ФЗ был принят:

а)в 1995 г.;

б)в 2003 г.;

в)в 2004 г.;

г)в 2007 г.

13. Федеральный закон № 25-ФЗ был принят:

а)в 1998 г.;

б)в 2004 г.;

в)в 2007 г.;

г)в 2003 г.

14. Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится:

а)в ведении субъекта РФ;

б)в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ;

в)в ведении Российской Федерации;

г)нет верного ответа.

15. Правовое регулирование и организация федеральной граждан­ской службы Российской Федерации находится:

а)в ведении Российской Федерации;

б)в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ;

в)в ведении субъекта

Наши рекомендации