Кадровый резерв на муниципальной службе
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Это предусматривает ст. 33 Федерального закона № 25-ФЗ, которая называется «Кадровый резерв на муниципальной службе». Данный кадровый резерв является значимым элементом системы муниципального управления, позволяющим реализовать конституционное право граждан на равный доступ к муниципальной службе, и представляет собой определенный запас квалифицированных специалистов для оперативного (своевременного) замещения вакантных должностей муниципальной службы, образовавшихся в результате выбытия с них отдельных муниципальных служащих.
Слово «резерв» означает: «1. Источник, откуда черпаются новые силы, средства... 2. Запас чего-либо на случай надобности...»[44]. Когда мы говорим о кадровом резерве на муниципальной службе, то рассматриваем его именно как надежный кадровый запас на случай надобности в соответствующем органе местного самоуправления или источник кадровых ресурсов, за счет которого можно обеспечить стабильность муниципальной службы и вместе с тем ее качественное обновление.
Кадровый резерв на муниципальной службе — отобранная на основании соответствующих критериев группа муниципальных служащих и в особых случаях других лиц, которые после определенной целенаправленной подготовки могут быть выдвинуты на замещение вышестоящих должностей муниципальной службы.
Создание данного резерва преследует одну главную цель — иметь подготовленных к муниципальному управлению в современных условиях граждан, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, для замещения по мере необходимости вакантных должностей муниципальной службы.
Закон города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» (ст. 43) определяет, что в кадровый резерв включается муниципальный служащий, отвечающий квалификационным требованиям, предъявляемым при замещении соответствующей муниципальной должности. В кадровый резерв может обозначаться лицо, не являющееся муниципальным служащим, отвечающее квалификационным требованиям, предъявляемым при замещении соответствующей муниципальной должности.
Наличие действенного кадрового резерва есть одна из мер по совершенствованию работы с кадрами муниципальной службы. Его формирование — неотъемлемая часть механизма реализации муниципальной кадровой политики. Кадровый резерв позволяет в значительной мере упорядочить и сделать более планомерной и оперативной работу по подготовке, подбору и расстановке муниципальных служащих в соответствующем органе местного самоуправления, упростить ее организационно и сократить по времени. Использование кадрового резерва может свести до минимума элементы случайности, субъективизма, протекционизма и других негативных явлений в кадровой работе органов местного самоуправления. Применение кадрового резерва способствует укреплению и развитию демократических начал в муниципальном управлении. Обеспечение работы с кадровым резервом позволяет учесть постоянно возрастающие и изменяющиеся требования, которые предъявляются к системе муниципальной службы и ее кадрам в современных условиях.
Структура и численность кадрового резерва должны отражать текущую и перспективную потребности органа местного самоуправления в кадрах муниципальной службы и определяться в зависимости от:
— реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ;
— штатного расписания органа местного самоуправления;
— степени текучести кадров муниципальной службы в органе местного самоуправления;
— перспективных и текущих планов развития органа местного самоуправления;
— потребностей структурных подразделений органа местного самоуправления в кадрах муниципальной службы как на ближайший период, так и на отдаленную перспективу;
— коэффициента резервирования, представляющего собой количественный показатель, в соответствии с которым определяется число кандидатов в резерв на соответствующую должность муниципальной службы[45];
— иных показателей и факторов.
При этом в каждом органе местного самоуправления имеются свои особенности, которые конкретизируют соответствующую структуру резерва, его количественный и качественный состав.
Работа с кадровым резервом на муниципальной службе обычно включает в себя:
— составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе руководящих кадров муниципальной службы в соответствующем органе местного самоуправления;
— предварительный набор кандидатов в кадровый резерв;
— получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов в кадровый резерв;
— формирование состава кадрового резерва.
Как правило, для полноценной работы с кадровым резервом разрабатывается и утверждается специальное положение о нем, в котором закрепляются основные принципы и порядок формирования кадрового резерва, круг обязанностей должностных лиц, ответственных за работу с ним, вопросы использования кадрового резерва, организации повышения квалификации включенных в него лиц. Для получения полной картины текущего состояния работы с кадровым резервом на муниципальной службе обычно предусматривается система отчетности должностных лиц, отвечающих за работу с ним. Кроме того, составляется перечень должностей, подлежащих резервированию, и определяется конкретное число «резервистов» для каждой должности муниципальной службы.
Существует проблема создания четкого механизма нормативно-правового обеспечения работы с кадровым резервом на муниципальной службе, способствующего привлечению на нее наиболее профессионально подготовленных, нравственных и одаренных граждан из различных категорий населения. Указанный механизм должен предусматривать методы, средства и технологии, позволяющие объективно оценивать возможности и перспективность лиц, включенных в резерв, и учитывать следующие условия эффективности кадрового резерва.
— своевременное и преимущественное назначение на должности муниципальной службы лиц, включенных в кадровый резерв и прошедших соответствующую подготовку в его составе;
— регламентирование срока пребывания в резерве, позволяющее органу местного самоуправления избежать наличия «вечных резервистов» и помогающее лицу, состоящему в кадровом резерве, планировать свое будущее;
— ежегодное уточнение состава кадрового резерва, его доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности дальнейшего пребывания в кадровом резерве лиц, не получивших назначения;
— замещение должностей муниципальной службы и проведение регулярной аттестации муниципальных служащих в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе;
— календарное согласование определения направлений обучения и видов переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с результатами работы по формированию кадрового резерва;
— обеспечение оптимального сочетания общего и индивидуального подходов при подготовке кадрового резерва;
— формирование положительного имиджа муниципальной службы и повышение ее престижа;
— моральное и материальное стимулирование повышения профессионализма и служебного роста муниципального служащих.
Необходимо обеспечить единство механизма нормативно-правового обеспечения работы с резервом и механизмов ее организационного, научно-информационного, учебно-методического, финансово-экономического обеспечения. Именно это позволит эффективно решать современные проблемы работы с кадровым резервом на муниципальной службе, что в значительной мере будет способствовать качественному кадровому обновлению органов местного самоуправления.
В настоящее время следует придать системный характер работе с кадровым резервом на муниципальной службе. Именно его целенаправленное и опережающее формирование и оптимальное использование должны рассматриваться в качестве главной меры для организации продвижения кадров муниципальной службы и привлечения на нее высококвалифицированных специалистов со стороны. Очень важно обеспечить объективную, беспристрастную, всестороннюю оценку качеств кандидатов в состав кадрового резерва.
Необходима специальная система работы с кадровым резервом на муниципальной службе в соответствующем муниципальном образовании, которая обеспечит недопустимость формального подхода к формированию данного резерва в органах местного самоуправления и подбор кандидатов в его состав по принципу личной преданности вышестоящему руководству. Наличие системы работы с кадровым резервом на муниципальной службе, основанной на принципе равного доступа к ней, и правовое регулирование вопросов, связанных с его формированием, способствуют обеспечению относительно быстрого приращения профессионального опыта кадров муниципальной службы и привлечению на нее профессионально подготовленных и способных лиц. Во многом благодаря такой системе возможны эффективное прохождение муниципальной службы, ее открытый характер, оптимальное планирование и реализация личной карьеры муниципальных служащих, их деловой активности и повышение квалификации.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите элементы кадрового обеспечения муниципальной службы.
2. В чем особенности кадровой политики и кадровой работы в системе муниципальной службы?
3. Каковы основы формирования кадрового состава муниципальной службы в Российской Федерации?
4. Чем отличается профессиональная подготовка от профессиональной переподготовки муниципальных служащих, повышения их квалификации?
5. Как организуется и осуществляется работа с кадровым резервом на муниципальной службе?