Ротация государственных гражданских служащих

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

— Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций про­тив коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответ­ственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федераль­ного закона “О противодействии коррупции”»;

— Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений фор­мирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формиро­ванием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служеб­ной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введен­ной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-ФЗ;

— Федеральной программе «Реформирование и развитие системы госу­дарственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утверж­денной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы — соз­дание и апробация механизмов ротации государственных служащих;

— Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противо­действия коррупции на 2010— 2011 годы», где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следую­щее определение ротации.

Ротация— предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое и уста­новленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в от­дельных установленных случаях — внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служа­щих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности на другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о госу­дарственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

— получение письменного согласия на перевод — постоянное или вре­менное изменение трудовой функции гражданского служащего;

— не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установ­ленных служебным контрактом и должностным регламентом;

— запрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;

— должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения опера­тивной необходимости проведения ротационных мероприятий в государ­ственном органе);

— может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результа­тов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;

— предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях — дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;

— предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации:

1. По объекту перемещений:

— ротация руководителей;

— ротация специалистов.

2. По масштабу перемещений:

— «внутренняя» ротация — в пределах одного государственного органа;

«внешняя - ротация между государственными органами одного субъекта РФ;

— межрегиональная ротация — перемещение со сменой места житель­ства в другой субъект РФ.

3. Исходя из принципа федерализма'.

— ротация в федеральных органах государственной власти;

— ротация в органах государственной власти субъектов РФ.

4. По времени проведения'.

— плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);

— фактическая ротация (результат реализации планов ротации);

— внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного пове­дения государственных служащих).

5. По целям ротации делятся на перемещения для:

— подготовки руководящих кадров в государственных органах; смены обстановки кадров государственной службы (когда человек

занимал должность гражданской службы длительное время и хочет полу­чить новые знания, навыки на другом месте);

— предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;

— подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;

— обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;

— поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в ста­рой должности;

— повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;

- реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм професси­онального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).

6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию деля г на:

— «кольцевую» ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей граж­данской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;

— «безвозвратную» ротацию, когда перемещение происходит без воз­врата на свою «стартовую» должность гражданской службы;

— «рокировку», при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Принципы ротации гражданских служащих — основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.

Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться по тем должностям гражданской службы, по кото­рым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», связанные с коррупционными рисками и включенные в спе­циально утверждаемый перечень ротационных должностей.

Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный пере­чень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждае­мых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последо­вательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.

Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной долж­ности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного кон­тракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с граж­данской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанима­теля за три месяца до назначения служащего на иную должность граждан­ской службы в порядке ротации.

Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации:

— предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;

— возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служа­щего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служа­щий направляется в порядке ротации;

— возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служа­щего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и уволь­нения с государственной службы в другую местность за счет средств госу­дарственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;

— медицинское обеспечение по новому месту прохождения государ­ственной службы.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее заме­щаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалифика­ции, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:

1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности граж­данской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоро­вья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;

2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, став­ших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образователь­ную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, всоответствии с заключением федерального учреждения медико-социаль­ной экспертизы или медицинским заключением.

Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.

В случае отказа от предложенной для замещения должности граждан­ской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, граж­данскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока дей­ствия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, про­фессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского слу­жащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм «движе­ния» гражданских служащих по должностям гражданской службы при усло­вии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям но ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладаю! хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добро­совестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Наши рекомендации