Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве
Понятие «служба» имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д.
Под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес.
Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.
Особым видом службы является государственная служба. Историческое место государственной службы неразрывно связано с формированием и развитием государства и права. Государство не может существовать без специально созданного аппарата, без эффективной системы государственной службы. В настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия «государственная служба».
В постсоветской России законодательное закрепление понятия «государственная служба» впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который утратил силу с 1 февраля 2005 г. В нем был зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба — это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти». Такой подход позволяет изучить цели и функции государственной службы, технологии сбора и обработки информации, выработки и организации исполнения решений и т.д. Однако его недостаточно для установления сущности государственной службы, и такая формулировка подвергается справедливой критике. Служение государству при таком подходе низводится до служения государственному органу. Вследствие этого в стороне остаются проблемы использования государственными службами прерогатив государственной власти, реализации законов государства, а также социальные задачи государственной службы.
В рамках реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336, был принят Федеральный закон № 58-ФЗ, который в ст. 1 закрепил более широкое определение государственной службы. Под этим понятием понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
— Российской Федерации;
— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектов РФ;
— органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Многие ученые смотрят на государственную службу шире и предлагают определять ее как государственно-правовой и социальный институт. Данное понимание требует комплексного подхода, широкого использования знаний философии, политологии, социологии, экономической теории, макро- и микроэкономики, социального менеджмента, государственного и муниципального управления, корпоративной культуры и др. Только на такой базе можно сосредоточить внимание на освоении практических умений и навыков, на конкретных технологиях управленческой деятельности, методах анализа и решения конкретных проблем государственных органов власти.
Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения
прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства.
Если суммировать множество подходов к определению понятия «социальный институт», то можно выделить следующие. Социальный институт представляет собой:
— ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
— совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
— формальную и неформальную организацию;
— совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
— обособленный комплекс социальных действий[1].
При указанном разнообразии в определении социального института отмечается различие и в понимании государственной службы как социального института.
Социальный институт государственной службы — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных нрав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни[2].
Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:
— институциональный (государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, целью которого является обслуживание интересов не отдельного «политического» руководителя, а всего народа);
— деятельностный (государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер).
Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институтобщественного служения профессионально подготовленных граждан российскому государству и обществу в целом.
Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину. Они должны соотноситься и дополнять друг друга. В концепции реформирования государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечить выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.
Особое внимание в исследовании становления государственной службы уделяется ее предназначению, цели и социальным функциям.
Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом ключевое значение государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении. Однако такое видение роли государственной службы не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода, согласно которому государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции. Среди них выделяются три группы функций:
— регулятивные(прежде всего управленческие); обеспечивающие; технологические.
Их объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности ее черт: социальной роли, формы связи и социального действия. Социальная роль государственной службы состоит в удовлетворении потребностей общества в государственном управлении, достижении целей государственной службы, интеграции для их достижения всех частей социального института.
В государственной службе нередко проявляются дисфункции как отдельных частей, так и социального института в целом. Об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.
Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственного управления.
При экономическом подходе основу составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию; максимальное приближение к запросам клиента; стимулирование самостоятельности, предприимчивости, новаторство; приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации государственной службы при освоении данной модели становится постоянное обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.
При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственно управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют, исходя из требований граждан к управлению.
При изучении государственной службы нужно учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека и др.
Учитывая это, профессор Г. В. Атаманчук дает следующее определение государственной службы: «Государственная служба — эго практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[3]. Исполнение государственной должности представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством конституций, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.
Таким образом, государственная служба может быть рассмотрена во многих аспектах, в том числе:
— Социальном— как профессиональное осуществление по поручению общества полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;
— политическом— как деятельность по разработке и реализации государственной политики, регулированию отношений между основными социальными группами и классами общества;
— правовом — как система правовых норм, устанавливающих государственные должности и их функции, регламентирующих процедуру поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, очерчивающих нрава, обязанности и ответственность государственных служащих и т.д.;
— организационном— как совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей;
— социологическом— как практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов.
С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба — часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политические, административные и социальные задачи. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственном службы. И от того, какое место занимает государственная служба и системе власти и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.
Государственная служба продолжает и завершает организацию госу- дарственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.
Институт государственной службы является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, так как он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.
Опыт многих стран доказал, что государственная служба способна обеспечивать решение целого ряда исторических, правовых, политических, социальных, экономических, информационных, праксеологических и других задач. Соединение ее как функционального явления с качественным персоналом государственного управления создает условия рациональности и гуманизации взаимоотношений между государством и обществом.
1.2.Цели, задачи и функции государственной службы
Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.
В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного «древа целей». Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ[4].
В свою очередь, Л.Ф. Ноздрачев выделяет следующие целигосударственной службы:
— упорядочение работы государственного аппарата;
— установление требований к функциям и правомочиям но государственным должностям;
— определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
— регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
— формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы[5].
Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают на втором плане.
Цели государственной службы можно классифицировать:
1) по степени общественной важности:
— стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием;
— тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
2) по результатам:
— конечные;
— промежуточные;
3) по времени:
— долгосрочные;
— среднесрочные;
— краткосрочные;
4) по сферам общественной жизни:
— экономические;
— политические;
— социальные;
— духовные.
Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предоставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
— обеспечение конституционного строя;
— выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
— подборкадров, способных реализовать стратегию развития страны;
— создание организационных структур государственной власти;
— принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
— защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
— создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
Но мнению В. Д. Граждана, в системе государственного управления госу- дарственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во- первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы1.
Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.
Понятие «функции государственной службы» и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие — рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовыхнорм.
Функции государственной службы — основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства2.
Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.
Выполняемые государственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие)испециально-юридические.
К общим функциям государственной службы можно отнести:
¾ управление общественными делами (в этой связи государственную (службу можно рассматривать как организационный институт);
¾ целеполагание — функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управления;[6]
— прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями);
— планирование — это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государственных органах (в ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе и государственных органах);
— организацию — создание и упорядочивание структуры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека);
— контроль — установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;
— учет — фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;
— координация — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
— информационное обеспечение деятельности государственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.
В последние годы государственная служба все чаще рассматривается как производитель государственных социальных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг.
Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.
Для динамичного развития общества большое значение имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений между социальными группами в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются правила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.
К специально-юридическим функциям государственной службы относятся:
— Правотворческая(государственные служащие принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса);
— Правоприменительная(государственные служащие претворяют нормы конституции, законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ).
— Правоохранительная(государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения).
Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти идолжностными функциями.
Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов.
1.3. Принципы государственной службы
К принципам государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим. В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ призваны проводить в жизнь эти принципы. Государственные служащие должны руководствоватьсяими в своей работе.
Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами организациями государственной службы разных уровней и видов.
Основные принципы построения и функционирования системы госу-дарственной службы закреплены в Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона № 58-ФЗ. Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственнов Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные законодательстве Российской Федерации о государственной службе.
1. К конституционным принципам государственной службы относятся:
¾ принцип федерализма; принцип законности;
¾ принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
¾ принцип равного доступа к государственной службе.
Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализмаозначает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.
Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.
Нормативный аспект— конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Организационный— соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
Функциональный— самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.
Финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).
Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина предусматривает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминация граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе предполагает, что каждый гражданин Российской Федерации должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.
2. Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:
— единства правовых и организационных основ государственной службы;
— взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
— открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
— профессионализма и компетентности государственных служащих;
— защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы предусматривает, что взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальном службы, соответствия основных условий оплаты груда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:
¾ профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;
¾ компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы; квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям п навыкам работы;
— ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения н надлежащее исполнение служебных обязанностей.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность свидетельствует о том, что государственные служащие находятся под защитой государства. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие н ого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.
В научных источниках называются и другие принципы: служения государству и обществу, субординации и единоначалия, стабильности и обновления кадров государственной службы, эффективности государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.
1.4. Особенности государственной службы как профессиональной деятельности
1.5.
Среди принципов, на которых основывается государственная служба и который приобрел особую актуальность, — принцип профессионализма. Требование относительно последнего отражает сущность государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Профессиональная деятельность — деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования[7].
Профессиональная публичная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета.
Особенность государственной службы как профессиональной деятельности состоит в том, что она призвана гарантировать стабильность в государстве, согласовывать интересы людей и государства, выступать гарантом поддержания порядка, выполняя в той или иной мере властные функции[8].Государственная служба носит публичный характер, она соединяет государство и человека, являясь выразителем интересов определенных групп людей, с одной стороны, и государственных структур — с другой.
Однако анализ нормативных документов, статистических данных, результатов опроса государственных служащих и эмпирических наблюдений раскрывает неоднозначность и противоречивость государственной службы как профессиональной деятельности.
Отчетливо просматривается двойственность положения, которое гражданские служащие занимают в социальной структуре общества: с одной стороны, они выполняют посреднические функции между государством и обществом, обслуживают интересы как первого, так и второго, с другой — в руках государственных служащих находятся реальные властные полномочия, влияющие на качество жизни общества в целом и каждого отдельного его члена.
Служащий государственного органа выступает как бы в двух ипостасях: он является своего рода посредником между государством и обществом, точнее — между теми, кто возглавляет государство (определяет его политику в различных сферах жизнедеятельности членов общества), и непосредственными исполнителями, а также связующим звеном управленческой цепочки внутри самой системы. При этом система государственной службы все еще несвободна от противоречий между устаревшими средствами управленческой деятельности и объективными требованиями современного этапа развития российского общества. Декларируя свою приверженность общедемократическим ценностям п провозглашая их в качестве базовых ориентиров развития общества, она нередко проявляет информационную закрытость, «непрозрачность», бюрократизм при решении многих вопросов, что противоречит интересам населения и отражается на имидже государственной службы и государственного служащего. Наряду с высокой оценкой престижности данного вида профессиональной деятельности у населения формируется негативный образ чиновника[9].
Объективный, внешний по отношению к личностным особенностям характер указанного противоречия подтверждает и М. М. Долгиев, указывая на то, что наряду с задачами обеспечения правовой и социальной защищенности населения перед государственными служащими отчетливо сюит задача экономии материальных ресурсов, что препятствует реализации отдельных решений и действий[10].
Обязательная нормативная регламентация труда государственных гражданских служащих, с одной стороны, и необходимость присутствия в нем творческого начала — с другой, порождает одно из противоречий, возникающих между содержанием и формой труда рассматриваемой категории служащих. Противоречие это заключается в постоянном конфликте между необходимостью и потребностью принимать самостоятельные, иногда рискованные решения в области государственного управления и обязанностью соблюдать формально установленные нормы должностного регламента и служебного контракта.
Диспропорция возрастного и полового состава государственных служащих, частые реорганизации и неоправданные их увольнения, служебный рост государственных служащих в большей степени зависят от личных о<