Раскольники и государственная власть в период Соловецкого восстания

Распросные речи выходца из монастыря священника Митрофана. Октябрь 1674 г.

Мятеж учинился о новоисправленных книгах от черного священника Геронтья, да от архимандрита Никанора, да от келаря Азарья, да от служки Фадюшки Бородина с товарищи... А стрельба де зачалась от Никанора архимандрита да от служки Фадюшки Бородина с товарищи; и он де Никанор по башням ходит беспрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «матушки де мои галаночки, надежда де у нас на вас, вы де нас обороните»; и велит по воеводе по Иване Алексеевиче Мещеринове и по ратным людем стрелять беспрестанно, а на башнях и по стенам приказывает караульщикам смотреть из трубок его, воеводу: «как де усмотрите, и вы де по нем стреляйте; как де поразим пастыря, а ратные люди розыдутся, аки овцы»...

И сентября де в 16 день был у них воров воровской их собор, а на том соборе воры, сотники Исачко и Самко с товарищи, во всей своей воровской службе келарю отказали, и ружье на стену положили, и болши того служить не хотели для того, что де они воры за великого государя священником бога молить не велели, а священницы де их не слушают и за великого государя бога молят. И они де воры того слышать не хотят; и келарь де им добивал челом, чтобы они им служили, и они де воры сотники ружье взяли и служить стали по прежнему; а в церковь божию не ходят и на исповедь к отцам духовным не приходят, а исповедываются бельцы промеж собою у простолюдинов... а их, священников, называют еретиками...

Распросные речи выходца из монастыря старца Пахомия, 1676 г.

…а в Соловецком де монастыре пущие воры и изменники великому государю сотник беглый боярской холоп Исачко Воронин, а другой сотник кемлянин Самко Васильев, да с ними два городничих чернцов Феодосей, да другой прозвище Морж, а имяни ево не упомнит; и те де воры к церкви божией сами не ходят, и за великого государя бога не молят, и слышать не хотят, и священником и братьи запрещают, и на исповедь к отцем духовным не приходят, и християнства во всем чужди, и города здать не хотят и осаду, укрепили на крепко, а черного священника Геронтея, который на новоисправленные книги возложил хулу и пророчествовал свету преставление в нынешнем во 182 году, и ево пророчество не сбылось и за то де ево воры посадили в земляную тюрму, а хлеба де в монастыре будет лет на десять и болши, а масла де и репы и репного крошева будет года на два… и они де воры… грибов и рыжиков набрали и рыбы наловили до своей воли; да… ездил на Анзерской остров к строителю Соловецкого монастыря старец и купил палтасины сто пуд; да к ним же де ворам привез в монастырь и продал Колского уезду волости Ковды крестьянин Евсютка… сто пуд палтасины… и они де воры тое палтасину и до ныне едят…, и называют Соловецкой монастырь своим монастырем, а великого государя землю называют только по монастырь…, а опасаютца де они воры от ратных людей пожегу и гранатных пушек и заонежских салдат, а двинских де стрелцов они не опасаютца, потому то де в двинских стрелцах у них много своих и знакомцов… а братьи де в монастыре всей с триста человек, а белцов болши четырех сот человек; а в монастыре заперлись и сели на смерть…

9. Восстание Кондратия Булавина: Намерения и требования восставших

«Прелестное письмо» К. Булавина в русские города и села. Март 1708 г.

От Кандратья Афонасьевича Буловина и от всего съездного Войска Донского в русские города начальным добрым людем, также и в села и в деревни посацким торговым людем и всяким черным людем челобитье. Ведомо вам чиним, что мы всем Войском стали единодушно вкупе в том, что стоять нам со всяким родением за дом пресвятые богородицы, за истинную веру християнскую, за благочестивого царя нашего, и за свои души и головы, сын за отца и брат за брата, друг за друга стоять и умирать заодно. А вам бы всяким начальным людем добрым и всяким черным людем всем такоже с нами стоять вкупе заодно... А от нас вы всякие посацкие и торговые люди и всякие черные люди обиды никакой ни в чем не опосайтесь и не сумневайтесь отнюдь. А которым худым людем князем и бояром и прибыльщиком и немцом за их злое дело отнюдь бы вам не молчать и не пущать ради того, что они вводят нас и всех вас в елинскую веру, а от истинной веры християнской отворотили всякими своими знаменьми и чюдесы пре­лестными. А между собою вам добрым начальным людем посацким и торговым и всяким черным людем отнюдь бы вам вражды никакой не чинить, напрасно не бить и не грабить и не разорять. А будет кто станет между собою кого напрасно обижать или бить, и тому чело­веку вам бы учинить смертную казнь без пощады. А по которым городам по тюрьмам есть заключенные люди, и вам бы бояром и воеводам и всяким начальным людем тех заключенных людей ис тюрем всех выпустить тотчас без задержания. Да еще вам ведомо чиним, что с нами казаками запорожские казаки и Белогородцкая орда и иные многие орды нам козакам за душами руки задовали в том, что они ради с нами стать заедино вкупе и родеть заодно. А с сего нашего письма по городам и по селам всяким начальным

людем никаким отнюдь бы не потерять и не затаивать. А будет кто боярин или князь или иной какой начальной человек, или кто ни на есть, сие наше письмо истеряеть или потаить, и мы того чело­века, где ни на есть найдем и учинена ему будет смертная казнь без пощады. А сие наше письмо из городов воеводам и всяким началь­ным людем списавши и из сел посылать до города Тулы, а больши не посылать, ради того, что мы всем войском в том городе Туле будем и сие письмо спросим, и ево б нам объявить безо всякого коварства. А к сему письму нашего войскового походного отомана Кондратья Афонасьевича Булавина печать. У подлинного письма печать восковая приложена.

Наши рекомендации