Источники права постклассического периода. (IV—VI вв.)

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде, изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров.

В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права.

В 426 году специальными законами Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, создали благоприятные условия для кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии).

Здесь в конце III века н.э. составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя тексты императорских законов с 196 по 365 г.н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528-534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех народов, начались с составления Кодекса Юстиниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав, ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них, противоречия, исключить устаревшие законодательные положения.

Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой.

Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана.

Необходимость разработать новую редакцию Кодекса Юстиниана возникла сразу. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был на 12 книгах. В книге I рассматриваются вопросы права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года, самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителям Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законодательные положения (редактировать, сокращать и т. д.), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими текстами конституций по Кодексу Феодосия.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает «содержащий в себе все».

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ.

Составили дигесты с учетом императорских конституций. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 Решений».

Дигестыпредставляют собой уникальный правовой памятник.

Содержание дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона,говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, городском управлении.

Наиболее полно в дигестах представлено частное право.

Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана) даны по-гречески. Придав дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана является Институции - элементарный учебник права, обращений императором к «юношеству, любящему законы». В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая(Институции и «Повседневные дела»), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций.

Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами -систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту в многовековом развитии римского права и представила собой концентрированный итог всей его истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

Наши рекомендации