БИЛЕТ 6 Особенности становления социального государства в Российской федерации.

Россия провозгласила себя социальным государством. Включению в Конституцию Российской Федерации этой нор­мы предшествовала работа многих ученых и специалистов, предлагавших различные модели государственного устрой­ства. В мае 1993 г. ученые Академии труда и социальных от­ношений внесли рекомендации в Конституционное Собрание, предложив формулу: Россия — социальное государство. Это предложение поддержано депутатами, делегатами от проф­союзов, учеными Российской Академии наук, специалистами и экспертами органов исполнительной власти и администра­цией Президента РФ и вошло в проект Конституции в каче­стве ст. 7, а после референдума стало конституционной нор­мой Основного закона нашей страны.

Правовая норма Кон­ституции страны о том, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, служит основой для осуществле­ния активных, последовательных и целенаправленных дей­ствий по формированию в России подлинно социального го­сударства.

Однако лишь провозглашение России социальным госу­дарством автоматически не приводит к реальным изменени­ем на пути строительства социального государства. Формиро­вание социального государства в постсоветской России нахо­дится в самом начале теоретической и практической разра­ботки. Научных исследований, связанных с этими проблема­ми, еще недостаточно. Проведенные Академией труда и со­циальных отношений научно-практические конференции и семинары, заседания круглых столов совместно с руководи­телями государственных органов профсоюзов, Союзов про­мышленников и предпринимателей различного уровня, ве­дущими учеными академических учреждений и вузов страны дали новый импульс научным исследованиям проблем соци­ального государства, лишили почвы имевших место различ­ных попыток ревизовать конституционный принцип устрой­ства Российского государства.

Для становления, развития и укрепления социального го­сударства требуется теоретическая разработка концептуаль­ных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и мест­ного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов, осуществляющих социальные программы. Нужно систематически и всестороннее информировать граж­дан о базовых понятиях социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей.

Государство, объявившее себя социальным, должно:

§ опираться на господство права и обеспечивать гаран­тии соблюдения прав и свобод человека;

§ создавать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциалы, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материаль­ное благополучие;

§ осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях сильную и последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные ин­вестиции в человека, на достижение высоких жизненных стан­дартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

§ реализовывать меры, обеспечивающие укрепление се­мьи — основной ячейки общества, а также духовное, куль­турное, нравственное развитие граждан, бережное отноше­ние к наследию предков и преемственность поколений, сохра­нение самобытных национальных и исторических традиций;

§ создавать благоприятные условия для реального учас­тия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уров­нях власти.

Выработка и реализация именно российской модели соци­ального государства являются оптимальным вариантом обще­ственного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня такая модель формируется объединенными усилиями специалистов самых различных общественных наук, предста­вителей политических партий, профсоюзных и других обще­ственных организаций, всех ветвей государственной власти.

В России в последние годы в некоторых регионах начи­нают проявляться элементы социальной и экономической по­литики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов. В целом же работа по формированию пра­вовых основ и механизмов кадрового обеспечения социально­го государства, воспитания культуры социального общежи­тия граждан требует комплексного подхода всех ветвей вла­сти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной (теоретической) модели, основанной на нор­мативах (нормативной модели), в практическую (реальную) модель социального государства. Для этого необходимо ши­роко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократичес­кого социального государства, основанного на социально ори­ентированном рыночном хозяйстве.

По мнению авторов, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим госу­дарством. В Концепции социального государства, разработан­ной при участии авторов книги, «социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провоз­глашает высшей ценностью социальную справедливость, по­литика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство — самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соеди­нения начал свободы и власти в целях обеспечения благопо­лучия личности и благоденствия общества,обеспечения социальной справедливостив распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государ­ства являются социальными — это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, ко­торые пока не в состоянии в полной мере решать современ­ные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно на­зывать современную Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее назы­вать Россию страной, ставшей на путь строительства соци­ального государства.

Наши рекомендации