Уп адок монархии. Век Просвещения 304
Военные действия Семилетней войны развивались вначале благоприятно для Франции, одержавшей несколько незначительных, но громких побед на море и в Канаде, но вскоре недисциплинированность командного состава (доходившая до того, что морские офицеры из дворян, носившие красные мундиры, отказывались подчиняться «синему» адмиралу из третьего сословия) 42 и дезорганизация снабжения армии, отданного на откуп денежным воротилам из окружения министра Шуазеля, обернулись для Франции рядом катастрофических поражений на суше и на море. Французская армия оказалась разбитой в сражениях при Росбахе, Кре-вельте, Миндене и Филингхаузене на территории Германии; в Канаде англичане овладели Квебеком, в Карибском море — островами Мартиника и Гваделупа (Антильские острова); в Индии англичане разбили войска французского командующего Лалли, который возбудил против Франции все туземное население и тем самым значительно ослабил возможности сопротивления; наконец, французский флот был разгромлен и потоплен в ряде столкновений. Морской министр Берье объявил, что Франция вообще неспособна противостоять Англии на море, и продал частным лицам военный флот королевства и все запасы адмиралтейства.
В конце концов после неудачной, непопулярной и изнурительной войны Франции пришлось в ноябре 1762 г. пойти на мирные переговоры; по мирному договору, подписанному в Париже 10 февраля 1763 г., Франция теряла свои владения в Индии, кроме пяти городов, где ей запрещалось возводить укрепления, уступала Анплии всю Канаду и владения по левому берегу Миссисипи; кроме того, Франция отдавала Луизиану Испании в возмещение понесенных ею потерь. Но по настояниям негоциантов Бордо, Гавра и Нанта, связанных с импортом колониальных товаров и с негроторговлей, французской дипломатии удалось добиться возвращения Франции Антильских островов, причем считалось, что это с лихвой возмещает все потери .
Все это вместе взятое — полная неспособность абсолютистского правительства, проявлявшаяся в течение стольких лет как во внешней, так и во внутренней политике, нищета народных масс, наряду с этим вызывающая роскошь и разврат двора, неумелое ведение войн, чуждых интересам страны, бессмысленность преследований протестантов и янсенистов, ссоры с парламентами, которых абсолютизм так и не сумел сломить,— все это неоднократно на протяжении XVIII в. приводило Францию к экономйче-
А. Тocqueville. Histoire philosophique du règne de Louis XV, t. II, p. 167, 168. E. В. Тарле. Очерки истории колониальной политики западноевропейских Государств (конец XV — начало XIX в.). М-—Л-, 1965, стр. 207.
305 Упадок монархии. Век Просвещения
ским, политическим и социальным частным кризисам, отражавшим общий кризис и загнивание феодально-абсолютистского строя. Некоторые дальновидные современники видели и понимали это. Так, уже в 1751 г. бывший министр иностранных дел Людовика XV д'Аржансон записывал в своем дневнике: «Все это горючий материал, бунт может перерасти в мятеж, а мятеж во всеобщую революцию...»44. Несколько поздней о том же писал и Вольтер: «Все, что я вижу, бросает семена неминуемой революции» 45, Даже некоторые лица в правительстве настолько не доверяли своим силам, что были готовы в любой момент бросить свой пост. Так, в 1758 г. министр Людовика XV, ставленник маркизы Помпадур аббат Берни, обращался к своей покровительнице с просьбой об отставке: «Я больше не могу отвечать за мою работу... Я вижу, куда мы идем, и не хочу быть обесчещенным» 46.
Поэтому весь период правления Людовика XV может быть определен как период самодискредитации королевской власти. Результаты этого ярко сказались в примере, приводимом в 1774 г. парижским книгоиздателем Арди: когда Людовик XV заболел в 1744 г., за его здоровье в соборе Парижской богоматери было заказано 6 тыс. месс: в 1757 г., после покушения Дамьена на короля и соответствующего подъема роялистских чувств,— только 600: и, наконец, когда Людовик XV действительно умирал, было заказано только 3 мессы; во всем Париже не нашлось и пяти человек, желающих молиться за короля47. И когда он умер (10 мая 1774 г.), Франция вздохнула с облегчением.
КАНУН РЕВОЛЮЦИИ
Первые годы правления Людовика XVI показывают, что в правящие круги Франции уже проникло смутное представление о невозможности управлять страной по-старому. Девятнадцатилетний король начал свое царствование многообещающе. Он отказался от 24 млн., поднесенных ему при вступлении на престол. Он уволил и выслал из Парижа вызывавшего всеобщую ненависть канцлера Мопу и аббата Терре, ревностных приспешников режима Людовика XV, и призвал на должность генерального контролера финансов популярного в кругах буржуазии Робера Тюрго
44 «La France au milieu du XVIIIe siècle d'après le journal du marquis d'Argen-
son...». Paris, 1398, p. 133. 4: Voltaire. Oeuvres complètes. Kehl, 1785, t. 76, p. 256 (Lettre au m-quis de Chauvelin, 2 avril 1764).
46 Цит. по: Ch. Aubertin. L'Esprit public au XVIII siècle Paris, 1873, p. 350.
47 Ф. Рокэн. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке
1715-1789 гг СПб.. 1902. стр. 336.
Упадок монархии. Век Просвещения 306
Но это продиктованное необходимостью стремление нового монарха править по-новому натолкнулось на энергичное сопротивление реакционных феодальных сил; привилегированные сословия изо всех сил цеплялись за свои привилегии. Так, например, придворная партия в 1780 г. добилась королевского ордонанса, по которому недворянам и даже новым дворянам, не имеющим четырех поколений дворянских предков, закрывался доступ к офицерским чинам в армии и флоте.
С особой силой сопротивление привилегированных сказалось во время недолгого министерства Тюрго (1774—1776). Он принадлежал по происхождению к высшим кругам служилого дворянства и рано выдвинулся как мыслитель, проводник взглядов новой экономической школы физиократов, создавших еще в середине века, т. е. в период полного господства феодально-абсолютистского строя, «первую систематическую концепцию капиталистического производства»48. Назначенный еще во времена Людовика XV (1761) интендантом Лиможского генералитета (области Лимузен и Ангумуа), он внес значительные улучшения в дело взимания налогов во вверенных ему областях, добился отмены ненавистной натуральной дорожной повинности, заменив ее денежным сбором, и провел ряд мероприятий по борьбе с неурожаями и голодом. Однако предложенная им система свободы торговли зерном встретила тройное сопротивление: со стороны голодных народных масс, требовавших, чтобы власти обеспечивали их дешевым хлебом, со стороны местной администрации, боявшейся хлебных бунтов, и со стороны генерального контролера (министра) финансов Людовика XV аббата Террэ, противника физиократов и вообще врага всяких новшеств.
В августе 1774 г. Терре был смещен, и на его место был назначен Тюрго, бывший к тому времени морским министром; он предложил новому королю широкий план реформ. В первую очередь он рекомендовал Людовику XVI ввести режим строгой экономии. «В будущем можно надеяться,— писал он королю 24 августа 1774 г.,— путем поднятия сельского хозяйства, уничтожения злоупотреблений при сборе налогов и более справедливого распределения повинностей добиться значительного улучшения положения народа, не уменьшая при этом сколько-нибудь чувствительно доходов государства; но никакие реформы невозможны без предварительной экономии» 49. В числе его реформ следует в первую очередь отметить введение полной свободы внутренней торговли зерном, упразднение по всей Франции натуральной дорож-
48 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 405.
49 A. R. ]. Turgot. Oeuvres, t. VII. Paris, 1810, p. 154.
307 Упадок монархии. Век Просвещсния
ной повинности, замененной денежным сбором, падавшим на всех собственников, т. е. не только на третье сословие, но и на привилегированных. Вслед за тем была объявлена отмена цехов, ставших препятствием на пути технического прогресса. В преамбуле эдикта об отмене цехов и цеховых привилегий провозглашалось, что труд — естественное право человека, а не «королевское право», которое «государь правомочен продавать, а его подданные должны приобретать за деньги».
Но реформам Тюрго не дано было осуществиться. Уже весной 1775 г. во Франции в результате неурожая предшествующего года начался голод и по всей стране, включая Париж, прокатилась волна голодных бунтов. Существует довольно обоснованное предположение, что эти бунты, отмеченные историками как события «мучной войны», были не только стихийными, но и Сознательно направлялись провокационной деятельностью противников свободной торговли 5 . Тюрго жестоко подавил бунты, но не мог справиться с противниками справа. Против Тюрго была вся придворная камарилья во главе с королевой Марией-Антуанеттой, недовольной его попытками экономить на содержании двора; против него выступили дворянство и церковь, разъяренные его стремлением упразднить их налоговые привилегии; церковь, кроме того, противилась намерению Тюрго ввести веротерпимость в стране; против Тюрго были цеховые мастера и парламенты, выступавшие в защиту незыблемых «законных» привилегий. Тюрго ставили в вину, что из-за него волновались народные массы, страдавшие от дороговизны хлеба и видевшие в его деятельности источник своих бед. В конце концов весной 1776 г. Тюрго уволили в отставку и все его нововведения были отменены: правительство вновь ввело дорожную повинность и цехи, восстановило хлебные и прочие пошлины, вернулось к внутренним таможенным барьерам.
В 1778 г. Людовик XVI назначил на место Тю pro женевскогобанкира Неккера (но как иностранец он получил звание директора финансов), известного противника свободной торговли. Ио и Неккер видел необходимость каких-то реформ; поэтому, несмотря на сопротивление парламентов, он провел ряд мер: отмену крепостной зависимости в королевских доменах5) и там, где еще держалось крепостное право, предоставление крепостным возмож-
В. С. Люблинский. Вольтер и «мучная война».— «Из истории общественных движений и международных отношений. Ц память академика Е. В. Тар-ле». М., 1957; Е. Fame. La disgrâce de Turgot. 12 mai 1776. Paris, 1961. Парламент Франш-Контэ отказывался зарегистрировать этот «незаконный» акт в течение девяти лет.
Упадок монархии. Век Просвещения 308
ности выкупиться на свободу (но нужно отметить, что местами, и в первую очередь на монастырских землях, крепостные отношения сохранились до самой революции 1789 г.); отмену пытки при допросах и т. п. Неккер попытался также внести порядок в денежные дела королевства, выпустив несколько займов и ограничив расходы двора. Но предотвратить развал королевской Франции не удалось и ему.
Война за независимость американских колоний (американская буржуазная революция XVIII в.) вызвала во Франции огромный энтузиазм. Со своей стороны правительство Людовика XVI попыталось воспользоваться ситуацией и отплатить Англии за поражения, нанесенные Франции в прошлых войнах. Поэтому, несмотря на внутренние финансовые трудности, еще весной 1776 г. из личных средств короля повстанцам была дана ссуда в 1 млн. ливров; в дальнейшем французские субсидии и займы молодым Соединенным Штатам составили свыше 8 млн. долларов52. В 1777 г. из Франции в Америку направился отряд волонтеров, в который входили молодой либеральный маркиз Лафайет, будущий основоположник утопического социализма Сен-Симон и другие воодушевленные идеями свободы молодые люди, чтобы вместе с восставшими колонистами сражаться против Англии за свободу американского народа. В то же время французская буржуазия через подставную фирму «Родриго Горталес», во главе которой стоял энергичный делец и известный писатель Бомарше, снабжала повстанцев вооружением и припасами.
В феврале 1778 г. Франция заключила договор с восставшими колониями; по этому договору она признавала американскую независимость и обязывалась поддержать территориальные претензии США; ге обязались за это поддержать претензии Франции на английские колонии в Вест-Индии. В 1779 г. Франция в союзе с Испанией выступила на помощь Соединенным Штатам. В этой войне французские волонтеры отличились в сражении под Йорктауном (19 октября 1781 г.); французский флот, перестроен» ный заботами Тюрго, имел несколько удачных столкновений с англичанами. Французская эскадра немало содействовала разгрому английских сил под Йорктауном, отрезав им возможность отступления морем.
В сентябре 1783 г. в Версале был подписан мирный договор, по которому Англия признавала независимость 13 американских колоний и удовлетворяла некоторые претензии Испании. Договор подтверждал право Франции на острова Табаго и Св. Лючии из группы Антильских островов, города Пондишери, Чандернагор и фактории Карихал, Янаон и Маэ в Индии и возвращал Франции
/. R. Alden. American Revolution. London, 1954, p. 182.
309 Упадок монархии. Век Просвещения
Сенегал и Горэ в Африке и право рыболовства у берегов Ньюфаундленда. Но вскоре министр иностранных дел Вержен подписал невыгодный для Франции торговый договор с Англией, по которому английским купцам была предоставлена возможность свободно закупать хлопок во французских колониях; одновременно были снижены импортные пошлины на английские товары. Поэтому договор Вержена вызвал сильнейшее негодование в стране, особенно среди негоциантов.
Ощущение неблагополучия в стране, неспособность феодально-абсолютистского правительства справиться с внутренними кризисами и внешними противниками не могли не волновать современников. Долгие годы царствования Людовика XV и неудачи реформ Людовика XVI с полной очевидностью показали, что абсолютная монархия, еще недавно — во времена «короля-солнца» Людовика XIV — казавшаяся могущественной, несокрушимой твердыней, теперь вступила в полосу упадка и разрушения. Великолепный парадный фасад уже никого не вводил в заблуждение. Все знали, что за ним скрывается развал, распад, нищета. Преступления, ошибки, просчеты, нагромождаемые королевской властью, раскрывали ее внутреннюю слабость.
С последних лет царствования Людовика XIV, в годы регентства и царствования Людовика XV, Людовика XVI шло в общем нисходящее развитие абсолютной монархии. В этом была своя закономерность. Если во времена Генриха IV абсолютизм во Франции отвечал потребностям исторического развития, то в XVIII в. он превратился уже в его оковы. Более того, вся феодально-абсолютистская система вступила в конфликт с задачами -общественного развития страны.
Как это было видно из предыдущего, феодально-абсолютистскую Францию раздирали глубокие внутренние противоречия. Их было много, и они по-разному проявлялись на поверхности политической жизни. Но как ни многообразны и различны были эти противоречия, в каких бы разных аспектах они ни проявлялись, все они в конечном счете сводились к глубокому, непримиримому конфликту между третьим сословием и феодально-абсолютистским режимом, возглавляемым монархией, защищающей интересы привилегированных сословий.
Третье сословие составляло девять десятых населения Франции. Оно было неоднородно в классовом отношении, и между буржуазией, крестьянством и плебейством, входившими в его состав, существовали немалые расхождения интересов. Но поскольку и буржуазия, являвшаяся экономически наиболее сильным классом, претендовавшим на первенство, и крестьянство — самая многочисленная часть населения, жизненно заинтересованная в ликвидации феодальных порядков, и плебейство — самая обездоленная
Упадок монархии. Век Просвещения 310
классовая группировка — все страдали от существовавшей феодально-абсолютистской системы, это создавало условия для возникновения единого антифеодального союза. В борьбе против феодализма, против привилегированных сословий все классы и классовые группы третьего сословия, несмотря на существовавшие между ними противоречия, выступали пока едиными. Третье сословие вступало в борьбу с феодально-абсолютистским строем.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе — в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и т. п. XVIII век во Франции поэтому носит имя века Просвещения, и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей. Ф. Энгельс писал об их деятельности: «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него» 53.
Но это не означает, что просветители были единомышленниками во всем: понимая гнилость режима, который надо было еще свалить, одни предлагали скромные реформы, другие же ставили вопрос о решительной ломке существующего строя. Выступая вместе против изжившего себя феодально-абсолютистского строя, одни думали о его замене «разумным» устройством, не подозревая, что «это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии» 54, другие выдвигали идею глубокого социального переустройства мира. Литература эпохи Просвещения являлась ареной ожесточенной идейной борьбы. Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись по вопросу о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции. Отсюда — острая полемичность их произведений.
Довольно широкое распространение грамотности во Франции
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 16. Там же, стр. 17.
311 Упадок монархии. Век Просвещения
XVIII в. (историки считают, что во Франции накануне 1789 г. было больше 47% грамотных мужчин, около 27% грамотных женщин) привело к весьма развитому книгопечатанию, и если правительство боролось со смелой мыслью, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, то это вызвало лишь расцвет торговли потаенной книгой, печатавшейся в типографиях Голландии, Женевы или Авиньона и контрабандой проникавшей во Францию. Поэтому, по свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках55.
Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается скромный сельский кюре Жан Мелье (1664—1729), сочинение которого «Завещание» не было опубликовано при жизни автора, но, переписанное им самим в трех экземплярах, стало распространяться по Франции в рукописных копиях. Сын деревенского кустаря, Мелье хорошо знал жизнь и нужду народных низов Франции; его «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других, на господстве привилегированных (по знатности или по богатству) над народом. Кюре из Этрепиньи выступал как убежденный и последовательный безбожник. Обличая алчность и лицемерие духовенства, он подчеркивал связь церкви с королевской властью как опоры тирании, как орудия угнетения народа. «Религия,— пишет Мелье,— поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую нелепую, самую глупую религию...»56 Мелье высказывался не только против французского абсолютизма, но и против частной собственности. По его мнению, «зло, принятое и узаконенное почти во всем мире, заключается в том, что люди присваивают себе в частную собственность блага и богатства земли, тогда как все должны были бы владеть ими сообща на равных правах и пользоваться ими точно так же на одинаковом положении и сообща» 57.
Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иго тиранического господства,... ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь
55 D. Mornet. Les Origines intellectuelles de la Révolution française. Paris, 1933,
p. 430 et suiv. *l Ж. Мелье. Завещание, т. I. M.. 1954, стр. 67. s' Там же. т. II, стр 198.
Упадок монархии. Век Просвещения 312
со всех ваших тиранов»58. К революции в XVIII в. призывали немногие. Мелье был одним из первых мыслителей, смело поставивших вопрос о насильственном освобождении от тирании.
В те самые годы, когда «Завещание» Мелье начало расходиться в списках по стране, в Париже был опубликован «Политический опыт о коммерции»59 экономиста Жана-Франсуа Ме-лона (?—1738 гг.). Признавая, что труд может явиться источником богатства, он ставил вопрос о том, как из этой способности труда обеспечить извлечение максимальной прибыли — а это, с его точки зрения, и является основной целью экономической жизни. Поэтому он чрезвычайно высоко оценивал владельцев мануфактур. «Мануфактурист,— пишет Мелон,— заслуживает всяческого внимания законодателя»60. Стремясь обеспечить мануфактуристу большие прибыли, Мелон предлагал ввести во Франции юридически закрепленное рабство для рабочих. Мелон доходил до того, что объявлял рабство лучшим уделом для рабочего, чем наемный труд: «Во всяком случае, он может быть уверен, что его будут кормить, когда немощь или старость сделают его неспособным к работе». Предвидя возражения рабочих против своего проекта, Мелон пишет: «Предоставить суждение по вопросу о рабстве самим рабам, а не хозяевам, значит плохо разбираться в политике вообще. Поставьте вопрос, должны ли быть батраки, слуги, солдаты милиции, и представьте им судить: они все предложат равенство. Но так как законодатель знает невозможность этого равенства, ему и надлежит судить о том, какое подчинение лучше обеспечивает спокойствие и благополучие нации в целом»61.
Шарль Луи Монтескье, барон де ла Бред де Секонда (1689— 1755 гг.), занимавший видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а потом президент бордоского парламента), писатель, социолог и историк, был выдающимся представителем просветительского движения во Франции. В анонимном романе «Персидские письма» (1721 г.) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй, высмеяв бездарность государственного управления, нелепые и дорогостоящие прихоти двора, религиозную нетерпимость и т. п. В «Рассуждении
58 Ж. Мелье. Завещание, т. III, стр. 356. О Мелье см.: В. П. Волгин. Мелье и его «Завещание».— Ж. Мелье. Завещание, т. I; Б. Ф. Поршнев. Народные истоки мировоззрения Жана Мелье.— «Из истории социально-политических идей». М., 1955; он же. Мелье. М., 1964; M. Dommanget. Le curé Meslier.
Athée, communiste et révolutionaire sous Louis XIV. Paris, 1965; Г. С. Куче, ренко. Судьбы «Завещания» Ж. Мелье в XVIII веке. М., 1968.
59 /. F. Melon. Essai politique sur le commerce. [Paris]. 1734.
60 Цит. по: «Economistes-financiers du dix-huitième siècle», p. 693. Сочинение Мелона заслуживает внимания как одно из первых откровенных выступлений корыстной буржуазной мысли.
61 «Economistes-financiers du dix-huitième siècle», p. 681—682.
Упадок монархии. Век Просвещения 314
о причинах величия и упадка римлян» (1734 г.) он делал попытку объяснить историю Рима, обходясь одними естественными причинами, отбрасывая теологическое объяснение исторического процесса. Но наибольшее впечатление на современников произвел его теоретический трактат «О духе законов», опубликованный им анонимно в Женеве (1748 г.).
Главное в учении Монтескье — различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока — Персии, Индии, Китая и т. п. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия. При этом Монтескье желал перенести на родину идеализируемые им особенности английского государственного устройства, выдвигая учение о благотворном значении разделения властей на независимые, но контролирующие друг друга инстанции — законодательную, исполнительную и судебную.
Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье все же пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов французской рево\юции.
Но среди современников были и критики Монтескье: особые возражения среди просветителей радикально-демократического крыла вызвали его метафизические положения о трех принципах государственного управления. Так, революционно настроенный Ла-бомель писал: «В Европе больше нет ни монархии, ни демократии, ни деспотизма. Сегодня все — торговля... Прибыль стала принципом всех государств» 62. Через несколько лет эти же возражения («Собственность — вот дух законов» 63) выставил Ленге, отточенную формулировку которого так высоко оценил К. Маркс 64.
Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ, 1694— 1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения б5.
62 [L. A. de la Beaumelle]. Mes pensées. Londres, 1752, p. 63.
63 [N. Linguet]. Théorie des loix civiles, ou Principes fondamentaux de la société, t. 1 Londres, 1767, p. 236.
64 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 748.
6Ь О Вольтере существует огромная литература. См.: М. Barr. Bibliography of Writings on Voltaire, 1825—1925. N. Y., 1929.
'*(
Quot;*)?***'.«.
Вольтер. Скульптура Тулона