Третья группа принципов истории

Принцип 14. Третий мир (не Восток, не Запад, а что?) оказался невидимым либо мало заметным, потому что нестабилен, не имеет постоянного места и времени. И все же он должен быть, – этого требует общая философия бытия.

Принцип 15. Введение дискретного (квадратного, ступенчатого) ритма вместо волнового (хождение но кругу) возможно лишь тогда, когда мы сумеем почувствовать нулевую точку ритма (метаморфоза), либо когда сумеем отличать одну единицу времени (день или год) от другой (следующего дня или года).

Принцип 16. В отличие от годов и четырехлетий, существующих как дискретные единицы исторического времени, 12‑летие как историческая частица, единая для всех стран и народов, не существует. Существует лишь волновой процесс с длиной волны в 12 лет.

Принцип 17. Государства как бы получают право выбора начального года для своих ритмов. Выбирать можно лишь из трех лет, годов принятия решений (годы Змеи, Быка или Петуха). Таким образом, государства, продолжая жить по законам общего и единого времени, одновременно приобретают определенную степень свободы, организуют свой собственный ритм. Это и есть главный принцип исторических ритмов – самоорганизация.

Принцип 18. Самоорганизация есть способность большой группы людей, нации, государства превращаться в единый организм, обладающий своей волей, своим разумом, своим ритмом. Причем сплошь и рядом воля государства не совпадает с волей не только отдельных людей, но даже и подавляющего большинства людей. (Ведь бывает же так, что каждая клеточка организма жаждет одного, а человек вопреки своему организму делает совсем другое.)

Принцип 19. Государства, идущие по революциям годов Быка, суть государства Востока. Государства, идущие по революциям годов Петуха, есть государства Запада. Наконец, искомый нами третий мир, идущий по революциям годов Змеи, можно было бы назвать Центром, но есть смысл назвать Империей.

Принцип 20. В государствах Востока главенствует идеология. Реальной властью обладают идеологи, все структуры так или иначе идеологизированы. В государствах Запада главенствует экономика, коммерция. Реальной властью там обладают люди, делающие деньги, владеющие деньгами. Все сферы жизни проверены рентабельностью, экономичностью. В Империи главенствует политика. У власти те, кому и положено, – политики. Все сферы жизни политизированы, а иногда очень сильно политизированы.

Принцип 21. Несмотря на редкость, краткость и эпизодичность имперских циклов, а может именно благодаря этому, главнейшим для исторического процесса является именно имперский ритм. Империя связывает между собой Восток и Запад, но также прошлое и будущее. Человечество идет от глобального Востока к глобальному Западу, но лишь через Империю.

Принцип 22. Любая власть, по сути своей, нелегитимна. На Востоке истинная власть у идеологов, на Западе у коммерсантов, в Империи правит тот, у кого сила, что редко соотносится с законом. Есть эмпирическая формула, что в Империи власть сосредоточена у тех, кто все контролирует и ни за что не отвечает.

Принцип 23. Любые три стихии взаимодействуют таким образом, что одна, главенствуя над другой, непременно будет подчиняться третьей. Так рождается векторный треугольник.

Принцип 24. Каждый из трех миров осуществляет общемировую экспансию, но лишь но месту главенствующей стихии. Восток проводит идеологическую экспансию, Запад экономическую, а Империя политическую. Причем наиболее эффективна идеологическая экспансия на Западе, экономическая в Империи, а политическая соответственно на Востоке.

Принцип 25. Векторный треугольник при умелом обращении может стать источником множества истин, характеризующих Запад, Восток, Империю. При этом все эти истины будут симметричны относительно друг друга в системе координат экономика – идеология – политика.

Принцип 26. Подобно государствам, люди тоже принимают решения на 12 лет: идеологи – в годы Быка, политики – в годы Змеи, коммерсанты – в годы Петуха.

Принцип 27. На Востоке общество в основном представлено коммерсантами, которые легко подчиняются идеологической власти. На Западе народ – политик, подчиняющийся власти капитала. В Империи народ – идеолог, а у власти политики.

Принцип 28. Принадлежность к стихии не пожизненное клеймо, можно и сменить. Надо лишь помнить, что идеолог переходит в политики с повышением статуса, а в коммерсанты – с понижением. Политик с повышением идет в коммерсанты, а с понижением – в идеологи. Легко догадаться, что повышением для коммерсанта станет переход в идеологи, а понижением – переход в политики.

ЧАСТЬ III

СМЫСЛ ДВЕНАДЦАТИЛЕТИЙ

(алгебра истории)

Пройдя два этапа постижения принципов истории, мы вышли на точку, в которой создавался исторический гороскоп. Было это в 1989 году, когда Владимир Пантин, Владимир Лапкин и я обсуждали строение 36‑летий, обнаруженных нами в истории России XIX–XX веков. Речь идет о 36‑летиях ряда 1881–1917–1953–1989…

Ответ был прост, он лежал буквально на поверхности. Раз уж в истории есть 36‑летние периоды и раз уж эти периоды состоят из трех частей, то эти части непременно должны отражать подъем, стабилизацию и упадок. В самом деле каждое 36‑летие – это период, в котором осуществляется единый тин власти. (На Западе речь идет об экономической власти, а на Востоке о власти идеологической.) Каждая новая власть всегда переживает период становления, когда все держится на энтузиазме, революционной энергии и вере в идеалы. Дальше обязательно должен наступить период стабилизации, ибо никакой энтузиазм не вечен, энергия снижается, а идеалы тают, сталкиваясь с реальными проблемами. Власть должна обладать преемственностью, условия игры должны быть едины, иначе народ не в состоянии будет делать то, что от него требуется – работать, отдыхать, есть, пить, голосовать и т. д. Всегда за революционной активностью масс следует период апатии, усталости от потрясений, жажды регулярности, стабильности, покоя. Все это как бы само собой подразумевалось, все это было из сферы самых общих соображений.

Далее менее очевидное – упадок. Никто не жаждет упадка, все хотят, чтобы стабильность длилась вечно. Однако существует замечательный принцип эволюционного развития: либо ты двигаешься вперед, либо тебя отбрасывает назад. Однажды приняв решение остановиться в своем развитии, человек (общество, государство) обрекает себя на то, чтобы в какой‑то момент потерять способность к движению вообще. Увлечение стабильностью всегда рождает застой, а застой – это уже болезнь, гниение, распад. Успехи, которые несет стабильность, сытость, самоуверенность, – все это причины грядущего упадка. Можно найти и возрастное объяснение застою. Если революционеры были в самом активном и рабочем возрасте от 30 до 40 лет, то через 24 года они попадают в самый солидный, самый застойный возраст – от 55 до 65 лет.

Ясен также и исторический смысл застоя и упадка. Если каждой власти отпущено всего лишь 36 лет, то концовка 36‑летия обязана создать мощный класс недовольных старыми порядками, из которого, собственно говоря, и будут формироваться новые революционеры. Причем от степени загнивания старой власти зависит и степень революционности будущих властителей. Старая же власть, пытаясь наградить себя за труды долгие и праведные, а также чувствуя, что властвовать ей не вечно, старается позагнивать всласть, на полную катушку.

Пантин и Лапкин, впрочем, придумали еще и другое объяснение третьей 12‑летке. Она как бы вскрывала последний резерв той модели власти, которая, казалось бы, уже полностью реализовала себя в первые 24 года своего существования. Таким образом, уже самый первый подход к проблеме смысла 12‑летий показал возможность нескольких различных способов объяснения событий.

Об этом, а также о многом другом говорилось в самой первой работе автора по истории, в статье со странным названием «Солнечные часы истории», вышедшей в ноябре 1989 года.

Каждая из циклических дат–1881, 1917, 1953, 1989 годы – служит метой глубокого экономического и политического кризиса прежней модели развития, за которым следует ее смена. Говоря кратко, в 1881 году Россия покончила не только с Царем‑Освободителем, но и с прежним переходным периодом либерализации, периодом ослабления режима государственного крепостничества. 1917 год покончил с самодержавием, со старым поместным и нарождающимся частным землевладением. 1953 год – со сталинско‑бериевским вариантом чрезвычайной экономики и политики, основанной на механизме массовых репрессий. 1989 год на наших глазах ознаменовался кризисом аппаратно‑бюрократической модели и ведомственной экономики, кризисом, задача преодоления которого легла на плечи нынешнего поколения. Каждая из этих четырех политических и идеологических революций (в широком смысле) открывает новый период крупных социальных сдвигов, на все последующее 36‑летие определяет «физиономию» государства. При этом 1953 год подобен году 1881, поскольку радикальные перемены в управлении осуществлялись кабинетными методами, тогда как 1989 год подобен 1917‑му, поскольку в процесс преобразования власти врывается плохо управляемая стихия массовых движений.

Все прочие даты 12‑летней последовательности, то есть 1893 и 1905 годы в нервом 36‑летнем цикле, 1928 и 1941 годы – во втором, 1965‑й и 1977‑й – в третьем, несмотря на всю их важность, не могут считаться истинно революционными: они не означали создание новой модели развития, не означали создания нового аппарата, не породили принципиально новой идеологии, не ознаменовались открытием новаторских путей движения. Их значение в ином. Эти даты являются промежуточны‑, ми вехами. Они выявляют внутреннюю структуру 36‑летнего эволюционного цикла, три его фазы. Первая (начальная) фаза эволюционного цикла (1881–1893, 1917–1929, 1953–1965, 1989–2001 годы) – фаза радикальной смены идеологии управления обществом, прихода к руководству «новых людей», начала формирования новой стратегии и новых организационных форм национального развития. Первые 3–4 года начальной фазы уходят на изживание старой бюрократии, присутствие которой в новом аппарате на первых порах необходимо и неизбежно: Н. Бунге и ряд других деятелей администрации Александра II в правительстве Александра III, «спецы» в период военного коммунизма, «группа» Л. Кагановича, Г. Маленкова, В. Молотова до 1957 года, «титаны» ведомственной экономики до 1993 года…

Первые годы начального периода, как правило, малорезультативны в экономике, ибо преобразования требуют порой и демонтажа прежних структур производства и управления. Все это еще как бы поиск магистрального пути, проба сил, подготовка почвы и наведение элементарного порядка. Реальный экономический подъем (особенно в отраслях крупной индустрии, отраслях, работающих на монопольный спрос государства) начинается лишь с середины этого периода (1887, 1923, 1959, 1996 годы). Этот экономический подъем в новых экономических условиях осуществляется еще на некой переходной основе, включающей элементы старого экономического порядка (подъем 1887–1893 годов; нэп в 1923–1929 годы; совнархозы 1959–1965; региональные модели развития в 1995–2001 годы).

Вступление во вторую (ортодоксальную) фазу развития (1893, 1929, 1965, 2001 годы) связано с завершением периода поисков и новаторства. Новый механизм политического единовластия, формирующийся к концу предшествующей фазы, концентрирует усилия нации в русле единой «новой идеологии», воплощая энергию масс в соответствующие хозяйственные формы. Формируется система накопления, далее неизменна^., на протяжении всего цикла. В 1893–1905 годах это уникальная система государственных обязательств, гарантирующая оплату крестьянским хлебом прибылей западноевропейских капиталов, развивающих российскую индустрию. В 1965–1977 годах (от начала косыгинской реформы и до начала застоя) – это система сырьевых и территориально‑производственных комплексов, позволившая обеспечить экономическое развитие страны за счет импортно‑валютных вливаний.

Третье 12‑летие – критическое для каждого 36‑летия. Оно проходит под знаком крайнего индивидуализма всех людей. И если рыночная экономика только приветствует индивидуализм, то в экономической системе, рассчитанной на всеобщую синхронизацию усилий, индивидуализм быстро приводит к развалу (кто в лес, кто по дрова).

Характер вступления в эту фазу для разных циклов различен (1905, 1941, 1977, 2013), но всякий раз сопровождается попытками реформировать господствующие принципы, не меняя сути: столыпинская реформа как попытка ослабить контроль репрессивного аппарата над высшим армейским и политическим командованием в первые годы войны; попытка реанимировать хозяйственную реформу в 1977 году, предварительно очистив аппарат от остатков «косыгинских» реформаторов. Неудача этих попыток реформ подготавливает ситуацию нарастания к неустойчивости (1913–1917, 1949–1953, 1985–1989). И одновременно в эти годы формируются в качестве теневых механизмы хозяйствования и социальной ориентации, которые, с одной стороны, расшатывают устои уходящего, а с другой – служат прообразом будущих организационных форм. В 1913–1917 годах это военно‑промышленные комитеты и другие ультрамононолистические формы, претендующие на всероссийскую монопольную организацию учета и планирования промышленного производства. В 1949–1953 годах это формирование элементов будущего «коллективного руководства», когда диктатура Сталина заметно ослабела. И наконец, в 1985–1989 годах политика перестройки с ее антиведомственной направленностью, разрушением административных методов руководства и гласностью – прообразом будущих информационных систем.

(«Советский цирк», 9 ноября 1989 г.)

Таким образом, уже с самых первых шагов существовало достаточно ясное представление о 12‑летнем ритме. И это немудрено, ибо именно 12‑летний шаг стал тем Явлением, которое вызвало к жизни ритмические поиски в нашей стране. Будь столь же четкое разделение истории на 12‑летки у англичан или американцев, они были бы сейчас лидерами в поисках ритмов истории. Однако именно в России 12‑летний ритм наиболее очевиден, а стало быть, России быть лидером ритмологических исследований.

Внимательный читатель заметил, что в «Солнечных часах» авторы отошли от нейтральных понятий «подъем – стабилизация – упадок» и уже двинулись по пути категорий структурного гороскопа, связанных с так называемой социальной структурой, работающей в терминах «открытость – ортодоксальность – закрытость». Но прежде чем перейти к описанию самой структуры, еще небольшой отрывок из другого совместного творения (В. Пантин, В. Лапкин, Г. Кваша), в свое время вызвавшего наибольший отклик, опубликованного в «Науке и религии» в начале 1991 года под скромным названием «Ритмы истории».

Всю нашу историю мы либо деремся друг с другом, либо братаемся, либо устраиваем временный перекур от драк и братаний. В самом деле, в 1917 году все ненавидели всех, началась Гражданская война. Но вместе с ней началась и синхронизация народа; сначала армия, затем партия, потом колхозы. С 1929‑го но 1941‑й – стабилизация (разумеется, чудовищной ценой). С 1941‑го (фактически из‑за войны с 1945‑го) по 1953‑й – развал террористических идей. ГУЛАГ терял свою эффективность. В 1953‑м – смерть Сталина и начало новой синхронизации, так как партия фактически впервые пришла к власти: до этого времени она играла декоративную роль при диктаторе. 1965–1977 годы – стабилизация, а в последующие 12 лет – развал общества, о чем мы узнали лишь в 1989 году. Тут же забыв, что демократия – это противоположность консолидации, бросились консолидироваться: по партиям, создавая журналы, группы по интересам и т. д. Пользуясь открытием этих закономерностей, можем с уверенностью предсказать, что в скором времени начнутся более крупные победы консолидирующих сил и более важные перемирия. Не успеем оглянуться, как вновь возникнет единый народ, который плечом к плечу пойдет строить новый мир.

(«Наука и религия», 1991, № 1)

В обеих статьях еще нет никаких доказательств совместимости внутреннего строения Зб‑летия и так называемой социальной структуры гороскопа. Прежде чем эти доказательства будут представлены, необходимо познакомиться с самой социальной структурой и историей ее открытия. Впрочем, история открытия социальной структуры и история создания исторического гороскопа теснейшим образом переплетены.

Социальная структура

Существование 3‑летней периодичности в гороскопе было совершенно очевидно из самых общих соображений симметрии. Однако некоторое время не удавалось подыскать трехлетнему шагу какое‑либо обоснование. Уже были открыты идеологическая (4‑летняя периодичность) и психологическая (по три знака подряд) структуры, была уже открыта возрастная последовательность знаков, а социальной структуры все еще не было. Лишь в конце 1988 года, когда группа создателей структурного гороскопа (А. Кутинов, С. Петухов…) стремительно шла к развалу, появились проблески… Частично о найденной структуре рассказывала статья «Гражданские войны».

Социальная структура в мирное время объясняет, кому заниматься живописью, кому писать оперную музыку, а кому стихи. Но в годы суровых российских переломов эта структура работает, как яркая вспышка в кромешной тьме, высвечивая, кто есть кто и кому что светит. В чем суть структуры? Попадая в поле силового воздействия социума, 12 знаков гороскопа разбиваются на три четверки, и внутри этих четверок между знаками различий нет. Змея, Обезьяна, Кабан и Тигр образуют четверку закрытых знаков, эзотериков, индивидуалистов, личностей мало постижимых, самодостаточных и самоуглубленных. В негативе – это мизантропы, эгоисты, себялюбцы и аморальные типы. В позитиве – глубокие люди, уважающие свое и чужое достоинство, борцы за права личности и сами личности с большой буквы.

Лошадь, Петух, Крыса и Кот объединены в четверку так называемых всенародных, открытых людей. В противоположность первому типу, вечно роющему колодец, эти люди бесконечно растекаются вширь, пытаются объять необъятное. Душа их открыта людям, но и люди для них ясны и прозрачны. Их объект, их призвание – общество, народ, мир.

В негативе – это простаки, назойливые болтуны, адепты уравниловки и всеобщей открытости. В позитиве – всеобщие любимцы, люди с открытой душой и ясной улыбкой, защитники народа, бессребреники и хлебосолы. Ну и наконец, Коза, Собака, Бык и Дракон – так называемые ортодоксы, идейные упрямцы, люди, не слитком глубоко лезущие внутрь и не слишком растекающиеся вширь, пытаются стабилизировать какую‑ни‑будь область, некую идею. Они не столько защищают отдельную личность или народ, сколько служат какой‑нибудь идее. В негативе – это сухари и упрямцы, зануды и педанты, злостные атеисты или фанатики веры. В позитиве – верные друзья, преданные и надежные люди, неподкупные и принципиальные.

(«Советский цирк», 16 августа 1990 г.)

Как видно из текста, уже в 1990 году было все ясно и с закрытым характером живописи, и с ортодоксальным характером поэзии, и открытым характером оперной музыки: Увы, в дальнейшем эти темы не нашли своего продолжения, и социальная структура оказалась в основном неописанной. Все, что связано с этой структурой, было перекошено в сторону всего лишь одной группы – открытых знаков. Объясняется этот перекос двумя причинами, которые, в общем‑то, сливаются в одну. Первая причина в том, что в момент начала публикаций по структурному гороскопу наступило время открытых знаков. Во‑вторых, как вскоре выяснится, имперский ритм, в котором бьется сердце нашей страны, так или иначе делает весь наш народ открытым, а потому значение открытых знаков у нас многократно превышает значение закрытых и ортодоксальных знаков. Особенно бледно выглядят ортодоксы. Впрочем, об этом позже, а пока обратимся к открытым знакам. Им посвящено много работ самого разного плана. Наиболее полной была, видимо, работа в «Дарин‑эксклюзив», в самом первом номере этого странного журнала.

«Всенародные» – это первое название, которое получила четверка Крыса – Кот – Лошадь – Петух. Всенародные – значит те, кто не готов служить одному классу, одной прослойке, одному возрасту или одному полу. Если всенародный, так уж угодить всем разом, а значит, и объединить всех в одно целое.

Общность Крысы, Кота, Лошади и Петуха была вполне очевидна в социальной ориентации, но описать эту общность удалось впервые в музыкальном творчестве. Оказалось, что именно эти знаки создали почти всю классику онеры и оперетты. Иначе говоря, лишь их музыку всем бы хотелось напеть.

Опера, величайшие из величайших: Доменико Скарлатти, Джоаккино Россини, Вольфганг Моцарт, Михаил Глинка, Петр Чайковский – Крысы; Кристоф Глюк, Карл Вебер, Джакомо Пуччини, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович – Лошади; Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Александр Даргомыжский – Петухи; Клаудио Монтеверди, Сергей Прокофьев – Коты.

Кто разбирается в оперной музыке, тот поймет, чего стоит этот список. Еще бы две‑три фамилии, и мы получили бы весь репертуар всемирной оперы. Кстати, это сейчас опера стала чем‑то вроде элитарного искусства, а в те времена, когда не было ни кино, ни телевидения, опера заменяла все виды массового искусства. Любую арию или ариозо мог напевать и аристократ, и простолюдин. Что уж говорить об оперетте, которую писали для самого широкого круга. Здесь все те же знаки, причем преимущество еще более впечатляющее: Жак Оффенбах и Франц фон Зупне – Коты; Ференц Легар и Имре Кальман – Лошади; Иоганн Штраус – Петух. Наши мастера оперетты, в основном, Крысы (И. Дунаевский, А. Стрельников, К. Листов). Американцы замелили оперетту мюзиклом, но знаки все те же: Коул Портер – Кот, Леонард Бернстайн – Лошадь. И как не вспомнить самого популярного композитора современности! Эндрю Ллойд Вебер (Крыса) вернул времена всенародной меломании. Его оперу «Иисус Христос – суперзвезда» услышал весь мир. Нет ничего удивительного в том, что грандиозных успехов всенародные знаки достигли именно в музыке, – музыка интернациональна, не признает государственных и языковых границ. Чего греха таить, хорошая музыка не признает и границ разума: минуя оковы интеллекта, она прорывается прямо к душе человека.

Когда теория двинулась вперед, всенародные знаки стали именоваться открытыми, что, по сути, изменило очень мало. Открытые – значит, люди с открытой душой, открытой улыбкой, часто у них и дом бывает открытый, а если позволяют средства, то и открытый стол.

(«Дарин – эксклюзив», 1996, № 1)

В дальнейшем социальная структура знаков гороскопа еще преподнесет сюрприз, а пока все кажется ясным и замечательно симметричным. В. Пантин и В. Лапкин уходят в сторону, и предоставляется возможность соединить воедино личные гороскопы людей и ритмы истории.

Гражданские войны

Разумеется, в статье «Гражданские войны» разговор ведется только о политиках, однако подразумевается, что гражданские войны ведет весь народ. При этом воюют не столько красные с белыми или коммунисты с демократами, сколько те, кто жаждет народного единства, с теми, кто ратует за разделение народа на богатых и бедных, умных и глупых, благородных и безродных.

Также хотелось напомнить, что «Гражданские войны» стали, по сути, первой совсем самостоятельной работой автора по истории.

В 1881 году Россия в четвертый раз за спою тысячелетнюю историю вступила в 144‑летний цикл силового преобразования уклада жизни. 36 лег длился латентный (скрытый) период, и до 1917 года мало кто догадывался, что Россия стала уже другой страной, с другим смыслом существования. 1917 год был для многих неожиданностью, но в целом он был предопределен очень жестко, даже в мелких своих подробностях.

Одной из подробностей являлась неизбежность кровавой Гражданской войны в течение 4 лет – с 1917 но 1921 гад. Иногда 1922 год называют концевым для Гражданской войны, но Россия в 1922‑м уже не воевала (наступил нэп), ее волновала экономика, а не политика.

В 1953 году (через 36 лет после 1917 года) наступила очередная революция, закончилась вторая 36‑летка цикла – принудительная (террористическая). И началась третья – номенклатурная (партаппаратно‑ведомственная).

Точно так же, как в 1917 году, началось военно‑террористическое противостояние. Теперь уже на номенклатурном, аппаратном уровне началось новое гражданское противостояние. Ну и, наконец, в долгожданном 1989 году произошла революция, коей мы уже не чаяли дождаться, и мы вступили в четвертую, заключительную 36‑летку, а заодно в четырехлетнее противостояние, на этот раз на информационном уровне, ведь и революция произошла информационная.

В чем сокровенный смысл этих исторических метаний? Дело в том, что в указанном 144‑летнем волевом (имперском) цикле все хорошее происходит в момент всеобщей синхронизации, в момент единения нации (в то время как у цивилизованных народов поощряют именно индивидуализм). А для того чтобы синхронизироваться как следует, необходимо сначала как следует разругаться – это известно.

Остается разобраться в механизме уникальных синхронизаций или хотя бы определить их признаки. Для этого обратимся к структуре гороскопа. Структура эта не слишком мощна и не определяет главные линии поведения человек а, но в российских циклах ее значение очень велико. Благодаря ей огромные группы населения периодически оказываются не в своей тарелке. До революции не в своей тарелке были всенародные знаки, сразу же после революции – эзотерики. Почему так происходит, достаточно очевидно. Всенародные знаки до революции, как и весь народ, заняты личным благоустройством либо личным творчеством. Вся эта деятельность не приносит им больших успехов, часто их преследуют неудачи, им тесен костюм индивидуалиста, душа требует простора. Когда же они пытаются заняться своим делом, общественно‑полезной работой, борьбой с разъединением людей, то натыкаются на всеобщее непонимание, осуждение. В лучшем случае на упреки в наивности.

Когда революция совершается и старый строй, старая власть исчезают, то индивидуалисты больше не нужны народу как вожди. Народу становятся нужны синхронизаторы, т. е. всенародные знаки. Только они способны провести ту самую консолидацию, которая конечно же не ведет ни к какой демократии, но единственно спасает страну от развала. Ведь гражданские войны тем и хороши, что сначала все воюют со всеми, но постепенно уходят «синие», «зеленые», «белые», и побеждают центристы. Даже американцы поняли уже, что лучше одна большая Россия, чем сотни самостоятельных княжеств, готовых передавить друг друга. На этом теоретическая часть закончена и начинается практическая. Николай II, как ортодокс (Дракон), свои лучшие годы закончил в 1905 году, и последние 12 лет самодержавия правили эзотерики. Александра Федоровна, Григорий Распутин и А. Вырубова родились в год Обезьяны (надо думать, они неплохо понимали друг друга) и стали символами агонии старого режима. Все, кто не соответствовал эпохе, вынуждены были уйти. В смерти Столыпина (Собака) были заинтересованы, кажется, и левые, и правые. Процветали министры закрытых знаков. Н. Горемыкин родился в год Кабана, И. Штюрмер – в год Обезьяны. Показателен состав, может быть, единственной организации, призванной спасти умирающий строй – Совета объединенного дворянства: П. Милюков (Коза), П. Рябушинский (Коза), В. Маклаков (Змея), А. Шингарев (Змея), генерал М. Алексеев (Змея), В. Шульгин (Тигр), профессор П. Струве (Лошадь). Запомним этот состав. Почти без изменений он повторится еще дважды.

Конечно, приведенный список не отражает всего политического расклада тех лет, но, продолжая его, ничего нового мы не обнаружим: С. Прокопович (Коза), А. Коновалов (Кабан), А. Церетели (Змея), А. Керенский (Змея). Для кого‑то политический взлет пришелся на середину 12‑летия, для кого‑то на самый конец 1917 года. Но все они к концу 1917 года пережили резкое падение своего политического веса. Совершенно невероятно выглядело для стороннего наблюдателя возрастание роли открытых знаков. Малоизвестный до 1917 года В. Ленин (Лошадь) в течение одного года не только стал известен всей стране, но и смог эту страну перенацелить. Огромную популярность получил никому не ведомый до 1917 года Л. Троцкий (Кот). Медленно, но верно встал другой могучий Кот – Сталин. Его власть достигла максимального значения в 1929 году.

Поскольку революция 1917 года была в основном военно‑террористической, то из четырех открытых знаков она давала преимущества в основном Коту (террор) и Петуху (армия). Из Петухов наибольший успех сопутствовал М. Фрунзе, может быть, самому гениальному полководцу в человеческой истории, и Я. Свердлову, ближайшему помощнику Ленина – человеку‑компьютеру, говоря по‑современному. Значение Крысы было невелико, и все же Н. Бухарин и Куйбышев – это те, кто определил созидательное лицо тех перемен. При этом надо помнить, что синхронизаторы появились не только на стороне новой власти, но и на стороне контрреволюционных сил. Там тоже шла синхронизация. Но намного менее успешно, и в конце Гражданской войны заправляли все те же закрытые знаки – Деникин (Обезьяна), Врангель (Тигр).

После 1929 года Сталин перестал играть положительную роль. Остальные открытые знаки кто сам догадался умереть, кто был уничтожен.

И вот уже ближе к революции 1953 года политическое значение сохранили одни лишь закрытые знаки: Берия (Кабан), Багиров (Обезьяна), Абакумов (Змея), Ворошилов (Змея), Молотов (Тигр), Калинин (Кабан) и Жданов (Обезьяна). Рядом с ними Коза, знак почти закрытый (Вышинский, Микоян, Булганин). Такова «гвардия» политиков, пытавшихся выжать последние крохи из умирающей модели лагерного социализма. 1953 год, с марта по декабрь, перевернул все с головы на ноги: мало кем учитываемый «клоун», шут гороховый, «Ныкыта», неожиданно набирает очко за очком в политической борьбе и вскоре уверенно приводит к власти партаппарат (отстраняя от власти НКВД). Хрущев, как и всякий российский вождь‑революционер, родился в год Лошади. Наступление Btenapoflnoft 12‑летки символизировали и возглавляли Н. Подгорный (Кот), Шверник (Крыса), В. Щербицкий (Лошадь), А. Громыко (Петух) и многие другие, например, Николай Дудоров (Лошадь), ставший министром внутренних дел и в первую очередь отдавший 16 строительных главков, входивших в состав МВД. Но особенно ярко после суровых и мрачных сталинских времен заблистала открытая улыбка всенародности в литературе, кино и прочих зеркалах нашей жизни. Первым учуял оттепель И. Эренбург (Кот), за ним пошло и поехало: В. Дудинцев (Лошадь), А. Вознесенский (Петух), Е. Евтушенко (Петух), Б. Окуджава (Крыса), А. Галич (Лошадь), Г Данелия (Лошадь), Э. Рязанов (Кот), А. Солженицын (Лошадь).

Однако уже 1965 год благополучно перевел страну в ортодоксальную 12‑летку, а там и 1977‑й набежал (1965–1977 – это точная датировка косыгинской реформы). Разумеется, А. Косыгин – ортодокс (Дракон). И мы все окунулись в эпоху индивидуализма и внутреннего расцвета личности. Началась нора разложения власти. Волна за волной тли закрытые знаки. Рашидов (Змея), Киселев (Змея), Г. Романов (Кабан), Д. Устинов (Обезьяна), К. Черненко (Кабан), Н. Тихонов (Змея). Умирают М. Суслов (Тигр) и Пельше (Кабан) – и тут же новая волна: Ю. Андропов (Тигр) и Г. Алиев (Кабан). Умирают Рашидов и Киселев – и сразу новая волна: Воротников (Тшр) и Чебриков (Кабан). Умирают Ю. Андронов, Д. Устинов, К. Черненко, но сменяют их все те же закрытые знаки: Е. Лигачев (Обезьяна), Н. Рыжков (Змея), Соколов (Кабан). Страна уже ждет революцию, но время еще не пришло.

1985 год дает последнюю волну закрытых знаков: А. Яковлев (Кабан), Зайков (Кабан), Никонов (Змея), Я зов (Кабан), Медведев (Змея), Е. Примаков (Змея). Тут необходимо отметить, поскольку речь идет о людях, что закрытые знаки в третьей 12‑летке – это большое благо, другие были бы еще хуже. Виноваты не сами знаки, а их время. Разумеется, оптимальным было бы пребывание у власти именно Тигров как сильнейших среди закрытых политиков, например, Ю. Андропова или Воротникова. Что касается искусства, то и тут главенство закрытых знаков было впечатляющим: А. Тарковский (Обезьяна), Ю. Любимов (Змея), А. Герман (Тигр), В. Высоцкий (Тигр) и длиннейший список артистов закрытых знакон. Замечательный список наших лучших мультипликаторов представлен почти одним знаком – Ю. Норштейн, Г. Бардин, Ф. Хитрук, А. Амальрик и многие другие мастера родились в год Змеи. Литературные кумиры, те, кого мы читали весь застойный период: А. Платонов (Кабан), В. Набоков (Кабан), Б. Пастернак (Тигр), В. Аксенов (Обезьяна), В. Войнович (Обезьяна), В. Гроссман (Змея). Теперь пришло время закрытым знакам подвинуться. Не все осознали, что пришло время новых людей, новых идей. Благородно ушел Воротников. Другие цепляются, не желая понять, что время требует истинной открытости, а не ифы в гласность и демократичность. Чикин (Обезьяна), Андреева (Тиф), Полозков (Кабан), Макашов (Тигр) и многие другие нроифыва‑ют один бой за другим. Так что с закрытыми знаками все ясно. А как открытые? Где их взять? Главной фигурой, которую подарил 1989 год, был академик А. Сахаров (Петух). Из великого человека, о котором многие знали, но которого почти никто не слышал, он превратился во всесоюзного вождя и учителя. Разумеется, перенести такое напряжение истерзанному организму было очень трудно. Фактически А. Сахаров сжег себя во имя нашего единения.

(«Советский цирк», 16 августа 1990 г.)

Статья «Гражданские войны» на многих оказала сильное воздействие, была неоднократно перепечатана в разных изданиях. Но, как ни странно, наибольшее воздействие оказала она на своего автора. На какое‑то время я попросту застрял на этой теме, стал учитывать один‑единственный фактор. В результате появилось довольно большое количество однобоких работ, прогностическая сила которых оказалась небольшой, а научная ценность не превысила ценности самой первой статьи. Радостно приветствовались любые лидеры открытых знаков. Другие факторы, известные уже в это время, такие, как принадлежность к классу технократии или к сфере информационных систем, не слишком учитывались.

Впоследствии, когда посыпались один за другим многие фигуры открытых знаков – Г. Попов (Крыса), В. Станкевич (Лошадь), П. Грачев (Крыса), – когда страна упорно отказывалась слышать то

А. Солженицына (Лошадь), то правозащитника С. Ковалева (Лошадь), стало ясно, что фактор этот далеко не первостепенен, по крайней мере в политике. Тем не менее как одна из составляющих общего уравнения исторической алгебры идея о гражданских войнах открытых с закрытыми остается.

Подводя промежуточный итог, можем сказать, что существует последовательность подъем – стабилизация – спад (застой) и параллельно с ней последовательность идей открытых – ортодоксальных – закрытых. И там и гам речь идет о 12‑летиях. Однако алгебра с этого только начинается. Нас еще ждет достаточно сложная идея о раздвоенности мира Запада и мира Востока, более простая и все же достаточно тонкая идея о фазовом запаздывании экономики и идеологии и, наконец, идея о формировании 12‑летий по образу и подобию арифметических четырехлетий.

Ну а пока нужно выжать все возможное из идеи борьбы старого (закрытого) с новым (открытым). И пошли чередой работы про уход закрытых знаков и приход открытых. В 1990 году выходит статья «Берегите Тигров», где описывается феномен «тигриного» присутствия в российской власти на роли серых кардиналов. Патриарх Филарет правил при первом Романове – Михаиле Федоровиче. Остерман был советником Петра и Анны Иоанновны. Петр Шувалов был фактическим руководителем правительства при Елизавете Петровне. Первейшим из первых при Екатерине II был Григорий Орлов. При большевиках тенденция продолжается: у каждого правителя есть свой Тиф, а то и два‑три. При Сталине – Молотов и Маленков. Потом Суслов, Андропов, Воротников…

Далее утверждалось, что Тигр хоть и облада

Наши рекомендации