Великий праздник всех народов

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ

ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ

Санкт-Петербург, 28 апреля 1999 г.

Уважаемые представители научной и творческой интеллигенции!

Уважаемые дамы и господа!

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего, позвольте мне выразить глубокую признательность Совету Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, представителям стран-участниц Межпарламентской Ассамблеи, администрации Санкт-Петербурга, при непосредственной поддержке которых сегодня мы имеем возможность провести здесь международную научную конференцию, посвященную 1100-летию образования государства Саманидов, рассвету культуры и государственности той исторической эпохи.

У многих народов есть представление о древности, как золотом веке своей истории. В этом представлении часто миф переплетается с реальностью, и задача науки отделить одно от другого.

У таджиков золотой век связан с эпохой Саманидов, периодом, который отличался наибольшей результативностью творческого гения народа в науке, искусстве, литературе, культуре и государственности.

Но в этом золотом веке таджиков миф отступает перед реальностью, перед действительной наукой, которая показала нам во весь рост начало возрождения народа.

Имея в виду эпоху Саманидов, мы говорим о начале возрождения вновь образовавшегося таджикского народа. Этническое обновление восточно-иранских народов, связанное с возникновением таджикского народа, было одновременно началом Средневосточного Возрождения.

Имея в виду всю нашу драматическую историю и современность, мы вправе говорить о неоднократном возрождении таджикского народа и его культуры.

Совершенно справедливой является мысль выдающегося востоковеда XX-го столетия академика Николая Иосифовича Конрада о том, что возрождение есть процесс характерный не только для Европы, но и представляющий собой «проявление общей закономерности исторического развития народов великих цивилизаций».

Ведь так, а не иначе можно•понять глубокий смысл «Шахнаме» Фирдоуси, обратившего взоры к древности, пытавшегося осмыслить настоящее через великое эпическое прошлое.

Существует точка зрения, согласно которой этнос в своем историческом развитии переживает различные, подчас противоречивые процессы, которые однако не способны изменить его самобытность.

Есть периоды, когда внутренние связи народа расслабляются в силу исторических событий и условий, и есть «золотое время», когда народ находит в себе силы сплотиться, объединиться как в единую целостность.

Этот процесс, как начало интеграции, начало формирования современного таджикского народа, происходит в составе Сасанидского государства.

Особое значение для нас имеет развитие духовной культуры этого периода, заложившего основу для дальнейшего расцвета культуры таджикского народа.

Именно в эпоху Сасанидского правления переводятся на среднеперсидский язык и канонизируются тексты зороастрийской Авесты, происходит активное накопление и распространение знаний по истории и философии, литературе и искусству, народной мифологии и географическому эпосу всех персоязычных народов древнего периода, закладываются основы современного таджикского фарси-дари языка.

Центрами культурной жизни становятся такие города Средней Азии, как Бухара, Самарканд, Мерв, Ходжент, Герат, Балх, которые с течением времени начинают играть заметную роль в начальной консолидации таджикского народа и выступают в качестве главных очагов распространения таджикской культуры.

Эти города и сегодня имеют для нас культурно-историческое значение как великое наследие, которое воплотилось в культуре таджикского народа и его языке, его истории и современности.

Вместе с тем для нас важно разделять современный и исторический Таджикистан. Только недальновидные люди могут путать эти два понятия, эти две реальности.

Саманидское государство, охватывавшее огромные территории великого Хорасана, относится к историческому Таджикистану. Наше обращение к истории ни в коей мере не означает попыток возрождения старой политической географии исторического Таджикистана. Приписывать нам это могут только люди, имеющие неблаговидные цели.

В Центральной Азии нельзя отделять народы друг от друга. Цивилизации накладывались одна на другую с ведущей политической ролью того или иного этноса в тот или иной период.

Такую ведущую политическую роль сыграл таджикский народ в эпоху Саманидов, имевшую непреходящее культурное значение для Центральной Азии.

Итоговый этап территориально-хронологического процесса сложения современного таджикского народа целиком связан с государством Саманидов, которое пришло на историческую арену в IX-X веках благодаря ряду исторических процессов. Саманидское государство стало важным фактором восточной и мировой цивилизации.

Оно создало стабильные условия жизни и труда своему населению, усилило доверие близких и дальних стран и народов к многообразному взаимовыгодному сотрудничеству по всей линии Великого Шелкового пути, особенно в области торговли, международного товарного обращения, культурного обмена, вывело таджикский народ на арену мировой цивилизации.

История связывает государство Саманидов, в основном, с именем вышедшего на политическую арену в 70-х годах IX века Исмаила ибн Ахмада Самани, дальновидного и образованного деятеля, который решительными действиями устранил междоусобную борьбу и осуществил меры по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

По всей видимости, централизация государственной власти это ключевая задача таджикского государства в периоды его становления в различные эпохи, подчас разделенные друг от друга сотнями или даже тысячами лет.

Точно также и распад государства Саманидов был связан с дроблением власти, разрушением централизации в обществе, которое ученые склонны называть обществом лимитированного плюрализма и толерантности в духовной сфере.

Этот ключевой вопрос проявился во всей своей остроте и в гражданской войне в Таджикистане 90-х годов, когда монополия на употребление власти, являющаяся прерогативой государства на основе законов, была разрушена. Различные вооруженные группы стали незаконно присваивать себе право на насилие, ввергнув таджикистанское общество в пучину гражданской войны.

В противовес этому, мирный процесс дал и сегодня дает возможность воссоздания таджикской государственности на современной основе.

В IX-Х веках династия Саманидов сыграла решающую роль в централизации государственной власти. Для истории таджикского народа она выполнила задачу, сравнимую с образованием российского централизованного государства. Этот процесс характеризуется рядом крупнейших исторических итогов.

Прежде всего, в целом завершился долговременный процесс формирования таджиков в единый народ, в котором основную роль сыграли таджикоязычные народности и их территориальные образования. Окончательно сформировался и получил широкое распространение таджикский литературный язык.

Ученые, между тем, считают общность языка одним из факторов национальной ступени социальной интеграции.

Первое централизованное государственное образование таджикского народа освободило его от внешнего господства Арабского халифата, обеспечило возможность для самостоятельного экономического и культурного развития народа.

В результате избавленный, на длительное время, от внешних нашествий и разорения таджикский народ получил возможность для свободного проявления необыкновенного творческого потенциала, соединившего не только прошлое с настоящим и будущим, но ставшего мостом между Востоком и Западом.

Как свидетельствуют исторические факты, Саманидское государство, созданное на фундаменте возрожденных традиций, достигло значительных высот в развитии социальной, экономической, культурной, научной и литературной жизни, защитило страну от внешних завоевателей, обеспечило мирный труд земледельцев и ремесленников. В эпоху Саманидов были созданы условия для появления целой плеяды творческих личностей, среди которых особенно выделялись гении творческой мысли Мухаммад ал-Хоразми, Абу-Наср ал-Фараби, Закария ар-Рази, Абу Али ибн-Сино (Авиценна), Абу Рейхам ал-Бируни, классики мировой художественной словесности Абу-Абдуллах Рудаки, Абу-Мансур Дакики и Абулкосим Фирдоуси.

С этими именами связывают взлет средневосточного Возрождения, которое продолжалось и в XI веке вплоть до XV, несмотря на ураган насилия, пришедшего в эту часть Старого Света. Настолько сильным было начало новой цивилизации, заложенной в эпоху Саманидского государства, просуществовавшего совсем немного по меркам исторического времени.

Эпоха Саманидов – это метеор, давший свечение небосводу на многие столетия.

Многие из названных мыслителей и деятелей культуры эпохи, связанной с Саманидским государством, были признанными авторитетами в средние века на протяжении многих столетий как на Востоке, так и на Западе.

Достаточно сказать, что на протяжении пяти столетий «Канон врачебной науки» Ибн-Сина (Авиценны) был настольной книгой медиков Европы. Этот труд в свое время вобрал в себя лучшие достижения Галена и Гиппократа, среднеазиатской, ирано-индийской, арабской и греческой медицины.

Мы снова видим: не насилие соединяет народы, объединяет Восток и Запад, а мирное творчество, ставшее возможным, созданное в условиях замечательной эпохи и государственности Саманидов.

Это был Великий Шелковый путь – путь интеллектуального обмена. Ведь именно в это время была создана алгебра ал-Хоразми, писались труды Закария ар-Рази.

Ученые едины в том, что эпоха Возрождения характеризуется возвращением к человеку осознания того, что он может мыслить сам, как подсказывает ему разум; мысль величайших людей эпохи разрушала стереотипы. Разум освобождался от идеологических догм.

В этом смысле эпоха Саманидов как начало средневосточного Возрождения имела величайшее значение и для таджикского народа, и для обширного культурно-исторического пространства.

С другой стороны, следует сказать и о том, что, возможно, покажется спорным.

Таджикистан 90-х годов и начала третьего тысячелетия переживает свое второе Возрождение.

Первоосновой этого второго Возрождения стали выдающиеся достижения в Таджикистане в ХХ столетии, которые, несмотря на обрушившиеся бедствия, обретают сегодня свою политическую суверенность.

Говоря другими словами, вновь в современной жизни Таджикистана на ключевые позиции выходит Разум, освобождающийся от идеологических догм.

Дело в том, что в Таджикистане в 90-е годы ситуация складывалась под влиянием непростых современных факторов международной жизни.

С одной стороны, давал о себе знать исламский фактор и соответственно различные идеологические модели, а с другой стороны, проявлялось так называемое посткоммунистическое наследие со своими традиционными схемами.

Установление же мира требовало от таджикистанцев совершенно неординарных решений.

Мир в Таджикистане был бы невозможен, если бы таджикские стороны продолжали придерживаться известных схем и шаблонов, которые навязывали те или иные силы.

В условиях углубления мирного процесса, который практически стал необратимым, наша страна решает не только трудности переходного периода, но и занята ликвидацией последствий гражданской войны.

В установлении мира и согласия на нашей земле и строительстве нового, демократического и светского государства мы постоянно ощущали и ощущаем помощь и поддержку стран Содружества. Прежде всего, со стороны великой России.

Надо сказать, что мы шагнули вперед своей дорогой. Отказ от привычных схем, порой навязываемых извне, попытки найти свой собственный путь делает Таджикистан непохожим на другие государства. Схемы, о которых я говорил, это образцы и модели, сканированные с чужих стран, и слепое подражания им не принесет нам желаемых результатов.

Снова и снова мы повторяем выстраданную истину: мы не стремимся к тому, чтобы кто-то был похожим на нас, но не допустим и того, чтобы кто-либо делал из нас свое подобие.

Там, где насильно навязывают чужие модели и схемы, там, как правило, проливается кровь и начинается война.

На своем горьком опыте все здоровые силы Таджикистана пришли к убеждению, что мир обеспечивает только светское государство, дающее полную свободу религии и различным идеологиям. При этом мы ясно осознаем, что ни одна из них не должна господствовать. Государство будет делать все, чтобы под прикрытием религии или идеологии не было проявлений экстремизма.

Есть истины, известные всем. Но каждый проходит свой путь, чтобы понять их.

Важнейшим завоеванием демократической мысли в нашей стране является понимание сегодня главного принципа демократии и мира: никто не имеет права насильно навязывать другому свой образ жизни, мыслей и поведения, а лишь только то, что исходит из демократических законов и человеческих ценностей, соответствующих этим законам.

В Саманидском обществе, в известном смысле, был лимитированный плюрализм. В стране жили представители различных религий и религиозных направлений и это не мешало тому, что государство было централизованным и единым. И мы уверены в том, что идеологическое многообразие в современном Таджикистане не является препятствием для укрепления государственности.

Это раньше считалось, что прочность государства зависит от абсолютного господства одной идеологии. Мы сегодня убеждаемся в другом: нам следует искать и находить новые факторы объединения общества при всем его многообразии.

Одной из таких акций, объединяющих наш народ, явилась подготовка и будущее празднование 1100-летнего юбилея расцвета культуры и государственности эпохи Саманидов. В народе очень много энергии. Надо только дать возможность ей проявиться созидательно.

Подготовка к празднованию юбилея вызвала небывалый подъем в нашем обществе. Юбилей - это не только дань уважения прошлому, это еще и самосознание народа.

Когда русский историк XVIII-XIX веков Николай Михайлович Карамзин опубликовал свой труд «История государства Российского», то, по свидетельству очевидцев, улицы столицы опустели, все были заняты чтением. Можно спорить с теми или иными выводами Карамзина, но его труд дал мощный толчок самопознанию российского народа.

Исключительна роль Садриддина Айни и Бабаджана Гафурова в самопознании таджикского народа. Их имена вам хорошо известны. Они и другие деятели культуры и политики создали почву для будущего суверенитета народа и страны. Обращение наших взоров к истокам нашей государственности и началу средневосточного Возрождения, по существу, является укреплением нашей государственности сегодня и в будущем.

Дорогие друзья!

Празднование юбилея 1100-летия расцвета культуры и искусства эпохи Саманидов стало возможным сегодня благодаря бескорыстному вкладу российских ученых в изучение не только истории государства Саманидов, но и всей прошлой истории таджикского народа в целом. Мы, таджики, никогда не забудем имена таких выдающихся ученых, как Бартольда, Андреева, Семенова, Якубовского, Окладникова, Бертельса, Дьякова, Брагинского и многих других, чья научная деятельность была посвящена в основном изучению и пропаганде истории таджикского народа.

Как настоящие ученые, они подходили к исследованию нашей истории, прежде всего, с точки зрения ее историзма, объективности, принципиальности и важности. Верность призванию ученого, самоотверженный труд во имя науки для них всегда были превыше конъюнктуры, идеологических и политических соображений.

В своей работе они начисто отвергали появившиеся в свое время надуманные искусственные схемы, положения или директивные указания, как писать историю народов. Для них главными была историческая правда, истина, а не погоня за званиями, степенями и наградами.

Несмотря на распад бывшего Советского Союза и разрыв научных связей, экономические и финансовые трудности, российские ученые, продолжая традиции предыдущей востоковедческой школы, ведут научную работу по изучению истории таджикского народа.

С гордостью и благодарностью я сегодня могу назвать имена выдающихся ученых Литвинского, Давидович, Ранова, Маршака, Ставицкого, Лившица, Стеблина-Каменского и многих других.

Благодаря титаническим усилиям этих ученых подготовлен и издан на русском языке первый том «Истории таджикского народа», изданного в шести томах. Я верю и надеюсь, что с их помощью и участием в ближайшие годы нам удастся издать остальные тома.

Огромная им благодарность и низкий поклон от меня лично и всего таджикского народа, всех жителей нашего государства.

Уважаемые друзья!

В заключение своего выступления, посвященного вкладу эпохи Саманидов в общечеловеческую цивилизацию, хочу еще раз подчеркнуть, что это бесценное и многогранное культурное наследие наших предков давно и прочно стало неразрывной и составной частью мировой культуры.

Вклад каждого народа, каждой культуры в копилку мировой цивилизации свидетельствует об этом лучше любых «адвокатов» от науки или политики. И здесь таджикский народ может быть горд - великое культурное наследие таджикского национального государства Саманидов было и будет узнаваемо и чтимо народами всего мира!

Думаю, что участники сегодняшней конференции согласятся со мной в главном:

во-первых, историческое прошлое наших народов, дружба и взаимопомощь, межгосударственные связи, несмотря на распад СССР и другие возможные катаклизмы, от которых никто не застрахован, не должны быть преданы забвению, не должны отдаляться друг от друга, подобно тому, как не могут разойтись притоки могучей реки, берущие начало в вечных горных ледниках;

во-вторых, культура и искусство эпохи Саманидов сегодня стали общим достоянием народов Средней Азии, Казахстана и всего Ближнего Востока, превратились в бесценное наследие всех народов мира. И мы, таджики, это особенно хорошо понимаем и сознаем.

Поэтому с полным правом можно сказать, что 1100-летие эпохи развития культуры и искусства Саманидов - это великий праздник и юбилей всех народов Содружества Независимых Государств.

Дорогие друзья!

От имени таджикского народа, от себя лично приглашаю всех вас принять участие в юбилейных торжествах, которые состоятся в Таджикистане в сентябре этого года. Вы будете для нас дорогими гостями.

Желаю всем вам здоровья и счастья!

Благодарю за внимание.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ,

ПОСВЯЩЕННОМ ДНЮ ПОБЕДЫ

8 мая 1999 года

Дорогие отцы и матери!

Уважаемые ветераны!

Дорогие друзья!

Завтра народ Таджикистана и все миролюбивые народы мира отмечают очередную годовщину победы во Второй мировой войне.

Я тепло поздравляю в связи с этим всех вас, присутствующих в этом праздничном зале и в вашем лице всех ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

Вы, уважаемые ветераны, прошли в годы Великой Отечественной войны самые тяжелые и трудные испытания, выпавшие на долю человечества в двадцатом веке.

Сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, мы, ваши дети, сможем с чувством гордости и уверенности сказать, что каждый из вас с честью и беспримерным мужеством прошел эти испытания, преподав вечный урок патриотизма будущим поколениям.

Хотя со времени вашей победы над фашистскими захватчиками прошло пятьдесят четыре года, наше и более молодые поколения, весь наш миролюбивый народ знают о ваших подвигах и самоотверженности и сохранят память о них и в будущем, поскольку каждое дело, совершенное в интересах обеспечения свободы и благополучия Родины, мира и спокойствия на земле, заслуживает вечной памяти.

Поэтому добрые имена тех, кто отправился из нашего дорогого Таджикистана на защиту Родины и не вернулся с поля боя, отдав свои драгоценные жизни ради свободы Родины, навсегда останутся в благодарной памяти нашего народа.

Историческая победа, одержанная в мае 1945 года, помимо того, что она имела огромное политическое значение, одновременно еще раз показала человечеству, что народы нации, независимо от политического религиозного мировоззрения, различной этнической принадлежности, могут, объединив усилия и сплотившись вместе, пресечь насилие и преступления злодейских сил.

Было доказано, что не путем насилия, войны и кровопролития, а, напротив, лишь путем обеспечения единения, сплоченности, дружбы народов можно добиться социально-экономического прогресса каждой отдельно взятой страны и всего человечества в целом.

Достижение давней мечты человечества - мирной и спокойной жизни - возможно лишь при условии обеспечения мира, спокойствия и взаимопонимания на всей планете. История десятки и сотни раз доказывала, что нет ничего лучше мира и спокойствия.

Народ Таджикистана, преодолев гражданскую войну 1992 года, после того, как погибли тысячи его сынов, после того, как национальной экономике был нанесен ущерб на сумму более семи миллиардов долларов, хорошо осознал, какую цену имеют мир и спокойствие для человека.

В те страшные дни, когда встал вопрос о существовании нации и нашего государства, единства Родины, сохранения независимости, народ Таджикистана, проявив присущие ему терпение и терпимость, предпочел мир войне и поддержал шаги Правительства республики.

Только благодаря этому нам удалось предотвратить опасность, вставшую перед страной, и спасти Таджикистан от угрозы распада.

В конечном счете, одержали победу мудрость предков и здравый смысл, а единство, сплоченность, созидательный труд вновь вошли в нашу повседневную жизнь.

Возможно, перелистывание страниц горькой истории во время данного праздничного собрания не совсем уместно. Однако я считаю необходимым сказать эти слова вам, ветеранам, прошедшим трудную жизненную школу, огонь и воду, испытавшим жизненные тяготы.

Ведь враги нации и государства Таджикистана до сих не отказались от своих грязных замыслов по подрыву дружбы и братства между жителями республики, развязыванию новых козней и интриг и нанесению, таким образом, удара по целостности нашей страны.

Вы, уважаемые ветераны, пользуясь авторитетом и влиянием в обществе, опираясь на свой опыт и советы по всем жизненным вопросам, можете, как и всегда, оставаться авангардом общества и вносить ценный вклад в предотвращение деструктивных планов врагов и сохранение спокойствия и взаимопонимания в стране,

Ваш опыт и в целом ваша жизненная деятельность являются уникальным примером для народа и особенно молодых поколений страны в деле построения цивилизованного и развитого общества.

Вы, испытавшие на себе все ужасы и тяготы войны, лучше всех знаете, насколько каждый человек нуждается в мире и дружбе. Истинно созидательный труд ради прогресса родины зависит от установления мира.

Сооружение больших и малых объектов, сданных в эксплуатацию в стране за последние несколько лет и продолжающиеся строиться, каждый из которых имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, стало возможным именно благодаря миру и спокойствию.

Вот каковы цена мира и значение дружбы и взаимопонимания!

Уважаемые друзья!

В этом праздничном зале наряду с ветеранами войны присутствуют также и ветераны трудового фронта.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны народ республики - все те, кто остался в тылу, проявляя самоотверженный труд, превратили тыл в настоящее поле боя, внося бесценный вклад в обеспечение фронта товарами и продуктами, необходимой техникой и оборудованием.

Самоотверженный труд таджикского народа можно подтвердить, хотя бы на таком примере, который я уж неоднократно приводил: в 1943 году в республике было произведено семьсот тысяч тонн зерна. Трудно даже представить такое количество зерна.

Поучительная сторона этого примера заключается в следующем: если в самые трудные и изнурительные годы войны стало возможным получить такой урожай, тогда почему же мы не можем осуществить программу обеспечения страны собственным продовольствием, используя все имеющиеся возможности и советы умудренных опытом стариков?

Сыновний долг каждого из нас - склонять головы перед своими героическими отцами и матерями и брать за образец для себя их подвиги в повседневной работе в интересах Родины.

Кто самоотверженно трудился в тылу ради обеспечения победы – после войны взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства, не жалея сил для преодоления последствий войны.

Честь и слава всем им!

Правительство республики всегда с уважением относилось и относится к боевым и трудовым подвигам ветеранов Великой Отечественной войны.

Несмотря на определенные экономические трудности, забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны, ветеранах войны и труда постоянно находится в поле зрения руководства государства и Правительства.

Помимо законов Республики Таджикистан "О социальной защите инвалидов в Республике Таджикистан" и "О ветеранах", первого Указа Президента Республики Таджикистан, которые активно претворяются в жизнь, было подписано также Распоряжение Президента РТ 20 апреля 1998 года о выплате инвалидам и участникам Великой Отечественной войны компенсации за горючее и запасные части для их автомобилей.

На основании данного распоряжения к настоящему времени выплачено более 11 миллионов рублов. Я, разумеется, хорошо понимаю, что эта помощь недостаточна, да и в целом все меры, которые мы предпринимаем малы, по сравнению с вашими заслугами перед нашей Родиной и нацией,

Правительство республики и в дальнейшем будет прилагать усилия по решению, по мере возможности, вопросов, связанных с оказанием материальной помощи ветеранам и участникам войны, улучшением условий их жизни, обеспечением их телефонами и путевками в санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения.

Наряду с этим необходимо, чтобы руководители городов и районов, предприятий и организаций, с учетом своих возможностей, окружили заботой граждан данной категории. Ведь руководители местных органов лучше и ближе знакомы с условиями жизни ветеранов и участников войны, проживающих на территории их городов и районов.

Патриотически настроенные предприниматели также могли бы по мере сил и возможностей внести свой вклад в это благое дело. Следует помнить о том, что забота об инвалидах и ветеранах войны является сыновним долгом каждого из нас.

В заключение призываю всех вас, дорогие ветераны, как и всегда, активно участвовать во всех сферах жизни общества, еще больше делиться с молодежью своими знаниями и опытом.

Абсолютно уверен, что вы выполните свою историческую миссию по связыванию поколений и внесете достойный вклад в различные политические и культурные мероприятия, в первую очередь в празднование 1100-летия государственности наших великих прадедов – Саманидов.

Мы всегда нуждаемся в вашем опыте и советах. Поддержка вами проводимой государством и Правительством политики окрылила и вдохновила нас на новые достижения ради обустройства и развития нашей дорогой Родины.

Желаю всем, прежде всего, здоровья долгих лет жизни, благополучия и достоинства.

Благодарю за внимание.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В БУДУЩИЙ ВЕК

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ЦЕРЕМОНИИ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА

АНЗОБСКОГО ТУННЕЛЯ

20 мая 1999 г.

Дорогие соотечественники!

Уважаемые дорожники!

Строители магистрали будущего!

Сегодня для нас с вами, для Родины начинается еще одно испытание, еще один экзамен на пути укрепления независимости и экономики страны. Этот экзамен начинается в сердце Гиссарского хребта и заключается в открытии пятикилометрового туннеля и строительстве постоянной автомобильной трассы между столицей республики и Ленинабадской областью. Все мы прекрасно осознаем, что сооружение этого подземного участка пути - дело нелегкое. Проход каждого участка дороги представит для нас сотни проблем.

К их числу относятся поиск средств, оборудования, строительных материалов, горнопроходческой техники, прокладка линии электропередачи, строительство вентиляционного туннеля, противолавинных сетей и многое другое. Следует отметить, что общая стоимость строительства туннеля по проекту «Уштур», с учетом реконструкции и строительства линии электропередачи, составляет более трехсот миллионов долларов США. Изыскать такие средства для нашей республики, которая одновременно ведет сооружение нескольких стратегических объектов, - дело непростое. Я назвал эту цифру для того, чтобы еще раз привлечь внимание всех к необходимости ведения работы по изысканию средств, сбору налогов и исполнению доходной части бюджета. Этого можно добиться только лишь при активизации производства, создании совместных предприятий и новых рабочих мест. До тех пор, пока мы не начнем сами производить товары и продавать их, то есть не найдем основной источник поступления средств, - трудно надеяться на развитие страны в будущем.

Однако другого пути у нас нет. Любой ценой мы должны пробить в граните дорогу, которая во все времена года будет служить воротами в Ленинабадскую область, обеспечивая для нашего народа сообщение между Душанбе и Худжандом. Пусть наши отцы и матери, братья и сестры будут избавлены от проблем, связанных с закрытием трассы по шесть месяцев в году - во время снегопадов и схода снежных лавин. Пусть ворота в Зарафшон и автомобильная дорога через Анзобский туннель станут золотым мостом, который, как продолжение Великого шелкового пути, соединит северную часть страны с ее столицей. Пусть не будет проблем и препятствий для передвижения людей благодаря этой трассе во все концы республики.

Сегодня, после тысячелетнего забвения, Великий шелковый путь вновь возрождается. Трудный путь независимости и новой государственности Таджикистана, на мой взгляд, имеет особое сходство с трудностями возрождения и открытия нового шелкового пути. История тысячелетий свидетельствует о том, что никогда, ни в какую эпоху не было ровного, гладкого и лёгкого пути к обретению независимости и государственности. Сотни героев и жертв пали за то, чтобы горело пламя просвещения нации. Тысячи самоотверженных людей отдали свои жизни за то, чтобы, пройдя огонь и воду, создать величественное здание процветающего государства и обеспечить связь веков и поколений, заложить навечно основы его справедливого устройства.

Когда мы перелистываем страницы истории становления Великого шелкового пути, мы видим, что земля древнего Таджикистана - от Бадахшана и Хатлона до Худжанда, Истаравшана и Пенджикента находилась в центре этой прославленной трассы. Согдийские и бактрийские купцы везли из Китая тончайшие шелковые ткани, из Бадахшана - рубины и лазуриты, из Хутталяна - золото и великолепных скакунов, из Индии - лекарства и парфюмерию, с тем, чтобы доставить все это в Персию и Грецию, Египет и Вавилон. Земля древнего Согда, начинавшаяся от Зерафшанской долины, явилась одной из главнейших колыбелей таджикского государства и государственности. Имена народных героев таджиков: Спитамена, Деваштича и Темурмалика, до сих пор хранятся в памяти каждого из нас.

Мы обращаемся к прошлому не для того, чтобы возродить и почитать простоту нравов предков, а для того, чтобы укрепить дух созидания и величия, связанный с добрыми именами верных сынов нации. Одним из реальных источников национального самосознания являются создание независимого государства, обеспечение действительного национального единства. Эпоху Саманидов и в особенности время правления Исмоила Сомони можно назвать одной из высших вершин совершенства самосознания и веком величия независимости таджикской нации. Именно в то время мудрые сыновья нации своими бессмертными творениями создали нравственный источник, который на протяжении веков вдохновлял не одно поколение человечества. Поэтому в нынешнем году мы отмечаем великий общенациональный праздник - 1100-летие государства Саманидов с тем, чтобы, находясь на сегодняшней нашей магистрали развития, заглянуть и в прошлые уроки из их школы мужества и отваги. Давайте возродим Великий шелковый путь, который был особенно развит во времена правления Саманидов, в соответствии с потребностями XXI века и начинающегося третьего тысячелетия. В противном случае независимость и суверенитет останутся красивыми словами на бумаге, и мы упустим из рук эти бесценные блага.

Сегодня, в эпоху нашей новой государственности, которая на основе традиций призвана обеспечить создание и процветание страны, очень трудно представить политическую, экономическую и культурную независимость Республики Таджикистан без строительства новых современных автомобильных и железных дорог, международных аэропортов, а также без создания сложных средств коммуникаций и связи. С этой точки зрения строительство ширококолейной железной дороги Курган-Тюбе - Куляб, постоянной автомагистрали Куляб - Хорог - Кульма - Каракорум, начало строительства Анзобского туннеля, ремонт, реконструкция и доведение до уровня международных стандартов Душанбинского, Кулябского; и Худжандского аэропортов являются составными звеньями государственных мероприятий, которые призваны способствовать укреплению реальной независимости Таджикистана. Однако эти проекты являются лишь частью планов Правительства, направленных на процветание страны.

Нам еще предстоит продолжение строительства Сангтудинской гидроэлектростанции и одной из крупнейших в мире - Рогунской ГЭС, а также строительство линии электропередачи от ГЭС «Сангтуда» до Ленинабадской области и десятков других судьбоносных объектов.

Следует также помнить, что Великий шелковый путь, превратившись в кратчайшую трансконтинентальную азиатско-европейскую автомагистраль, позволит обеспечить укрепление непосредственных экономических, торговых и культурных связей нашей республики с рядом государств мира и повысить жизненный уровень таджикского народа. Кроме того, он будет содействовать консолидации, сплочению, единству и взаимопониманию всех жителей республики, а также обеспечению реальной независимости и государственности и избавит нашу страну от экономической и финансовой зависимости.

Благодаря обретению независимости народ Таджикистана вступает в будущий век как обладатель независимого национального государства, как творец своей будущей судьбы!

Магистраль через Анзобский туннель - судьбоносная для завтрашнего дня Таджикистана трасса - выведет нашу страну из географического тупика. Кроме того, дорога, будучи очень небольшой по протяженности, обеспечит круглогодичное передвижение людей и грузов. Эта жизненно важная магистраль, имеющая действительно огромное социально-экономическое и стратегическое значение, значительно облегчит проблемы грузовых перевозок и удовлетворит потребности жителей страны и в целом - региона. Благодаря этой трассе будет установлена устойчивая и постоянная связь северного региона страны с центром, получат развитие строительство важнейших промышленных объектов и освоение богатств недр Ленинабадской области, в особенности Зерафшанской долины, а также других городов и районов Таджикистана. Хотя строительство этого объекта началось еще в 1982 году, однако из-за гражданской войны и нехватки средств строительные работы были практически прекращены.

Руководство и Правительство Таджикистана с первых же дней определения политического, экономи

Наши рекомендации