Считаю, что самые трудные дни позади

Ответы на вопросы корреспондента «Российской газеты»

Бориса Филиппова

(«Российская газета», 18 января 1996 года)

- Господин Президент, Вы подписали с оппозицией ряд документов в то время, когда положение в Таджикистане остается крайне сложным. Часть территории Таджикистана находится под контролем боевиков оппозиции. Мир по-прежнему неустойчив. Есть ли уверенность в том, что документы, подписанные 23 декабря прошлого года, будут соблюдаться оппозицией?

- Я уверен, что соглашения, подписанные в Москве 23 декабря, будут реализованы более успешно, чем прежние договоренности.

Впервые по сложным проблемам урегулирования конфликта - политическим проблемам - стороны достигли согласия. Это обстоятельство позволяет закончить прочную основу эффективного режима безотлагательного прекращения столкновений, других враждебных действий.

В то же время мы не собираемся выражать чрезмерную радость. После нескольких лет вражды и противостояния сегодня было бы наивным ожидать прекращения всех нежелательных явлений. В этой ситуации обе стороны не должны поддаваться на интриги и провокации тех сил, которые не заинтересованы в стабильной и сложной обстановке в стране. Вместе с тем мы испытываем больший, чем раньше, оптимизм относительно успешного выполнения московских договоренностей.

Обнадеживает то, что полевые командиры оппозиции осознали пагубные последствия одностороннего продолжения конфликта для судьбы народа и государственности. Об этом свидетельствует их обращение к политикам относительно необходимости обеспечения согласия. Убежден, что народ страны поймет наши усилия и поможет нам в достижении нашей цели – обеспечение мира и национального примирения только политическим путем. На мой взгляд, у обеих сторон достаточно разума и воли по выполнению этих важных договоренностей.

- Как сказалась многолетняя война в Таджикистане на положении народного хозяйства? Каковы первостепенные экономические задачи в условиях мирного решения конфликта?

- На этот вопрос мне хотелось бы ответить более подробно. Прежде всего, если сравнить положение Таджикистана накануне обретения им независимости с другими республиками бывшего СССР, в особенности с республиками Средней Азии, необходимо констатировать его неудовлетворительные экономические показатели.

Так, в 1992 г. объем валового внутреннего продукта на душу населения в Таджикистане составлял 50%, половину от общесоюзного показателя. В других республиках Средней Азии эта цифра составляла от 50% до 90%. Уровень потребления на душу населения, по сравнению со среднесоюзным показателем, в Таджикистане равнялся 40%, а в других странах Средней Азии – от 59% до 84%.

Кроме того, следует напомнить, что Таджикистан пережил внутреннюю войну. В результате войны нанесен огромный ущерб, на сумму 7 миллиардов долларов США. Печально то, что тысячи людей погибли, многие стали беженцами. Последствия войны сегодня известны. Эти причины повлияли на экономическое, политическое, социальное и культурное развитие Таджикистана. Мы отстали на несколько лет. Однако я считаю, что самые трудные дни позади. Мы постепенно восстанавливаем экономику.

Сегодня нашей главной задачей является внедрение совершенных отношений рыночной экономики во всю систему национальной экономики. Если говорить о первостепенных задачах, то я назвал бы сельское хозяйство, энергетику, горнодобывающую промышленность. Правительство разработало программу экономических реформ, важным рычагом которых являются разгосударствление и приватизация предприятий.

Продолжительная война сказалась на усилиях правительства по улучшению положения в экономике. Неспокойная ситуация в Афганистане, обострение положения на нашей границе с этой страной, столкновения в Припамирье и в Каратегинском регионе вынудили правительство привлекать огромные финансовые и материальные средства для обеспечения защиты конституционного строя, охраны границы, обеспечения органов охраны порядка и закона, армии.

Разумеется, скорейшее решение межтаджикского конфликта мирным путем позволило бы использовать большую часть этих средств и ресурсов для решения проблем экономического развития, социальной защиты населения, обеспечения системы образования и здравоохранения, строительства важнейших объектов национальной экономики, а также для достижения других целей, что способствовало бы выходу из экономического кризиса.

Мы прекрасно понимаем, что если ситуация не будет улучшена мирным путем, трудно будет ожидать использование внутренних возможностей и созидательной энергии народа Таджикистана. Поэтому правительство Республики Таджикистан принимает все возможные меры по обеспечению мира и полного примирения сторон.

- Как Вы оцениваете фактор присутствия в Таджикистане коллективных миротворческих сил и входящих в них подразделений 201-й дивизии российской армии, решение о направлении которых в Таджикистан было принять в 1993 г., а также российских пограничников в обеспечении стабильности положения в стране?

- Опыт пятилетнего сотрудничества после обретения независимости показал, что правительство России не собирается играть роль наставника других народов и стран; оно уважает их права в деле выбора своей собственной судьбы. События, последовавшие после распада Советского Союза, возложили на плечи России особую ответственность за сохранение устойчивого мира и безопасности в бывших советских республиках, что связано с рядом общественно-политических, экономических, военных и других факторов.

По велению самой жизни Россия была привлечена к миротворческим усилиям с целью погасить огонь войны в конфликтных регионах, который вспыхнул в некоторых бывших советских республиках. По ходу самой истории она постепенно заняла место главного миротворца. Поэтому присутствие коллективных миротворческих сил и российских пограничников в Таджикистане не преследует корыстных интересов. Российский воин рискует своей жизнью ради достижения гуманной цели –прекращения кровопролития.

Эта важная задача России полностью соответствует требованиям восьмой статьи Устава ООН, в которой предусмотрено: до представления Совету безопасности соображений о решении региональных конфликтов, их необходимо решать на региональном уровне, в соответствии с региональными соглашениями.

Реальность нашей жизни, когда сохраняется угроза региональных и межнациональных конфликтов, вновь подтверждает необходимость обеспечения национальной безопасности. Страны Содружества в одиночку не смогут добиться практического успеха в этом. Однако мы можем добиться этого путем создания системы коллективной безопасности. Меры на этом пути принимаются, например, еще 15 мая 1992 года в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности. На мой взгляд, мы должны еще раз рассмотреть свои интересы и заняться решением этого вопроса с учетом всех внешних и внутренних факторов.

Относительно пограничных войск России следует сказать, что они не только охраняют границу между Республикой Таджикистан и Исламским Государством Афганистан (на основе двустороннего соглашения между Таджикистаном и Россией), но и защищают один из сложных внешних рубежей СНГ. Это соглашение четко и ясно определяет задачи и полномочия пограничников по решению вопросов охраны границы, сотрудничеству с местными органами власти, в организации приграничной торговли. Правительство Республики Таджикистан представило российским погранвойскам все необходимые полномочия для решения вопроса обеспечения режима охраны границы. Наша задача – постепенно превратить каждую границу Содружества в зону мира.

Следует отметить, что особая ответственность России за мир и безопасность в регионе не снимает ответственности с ООН и ОБСЕ, других независимых государств Содружества.

- Известно, что с учетом ряда факторов Россия не прекращает посредничества в решении межтаджикского конфликта. Как Вы оцениваете результаты усилий Министерства иностранных дел России в прошлом и его возможные действия в будущем?

- Мы всегда ощущаем помощь и поддержку Российской Федерации в вопросе решения межтаджикского конфликта только мирным путем. Эту поддержку и поддержку других стран-гарантов, Организации Объединенных Наций мы считаем фактором огромного политического значения.

Именно в Москве в апреле 1994 г. была заложена основа для переговоров по Таджикистану. Как известно, тогда впервые были определены основные пути и направления решения межтаджикских проблем. Значение очередной встречи с лидером объединенной оппозиции господином Саидом Абдулло Нури, которая при активной помощи Министерства иностранных дел России также состоялась в Москве, заключается в том, что на этой встрече было подписано соглашение о важнейших аспектах проблемы урегулирования межтаджикского конфликта и мерах по достижению доверия сторон.

С другой стороны, мы подписали договор о полном прекращении столкновений и других враждебных действий на границе и внутри страны на весь период переговоров, а также о создании Комиссии по национальному примирению с целью решения ряда политических проблем, в том числе предложений по реинтеграции сил оппозиции в общественно-политическую жизнь республики.

На мой взгляд, встреча в Москве стала поворотным пунктом в межтаджикских переговорах. Мы также вправе рассчитывать на то, что Россия, наряду с другими странами СНГ, Организацией Объединенных Наций и впредь будет оставаться гарантом выполнения подписанных соглашений.


Наши рекомендации