Создание Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена
Афинское государство.Зарождение Афинской государственности относится к XI-IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период т.н. “Гомеровской Греции” (XI-IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIII в. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать – эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников – геоморови ремесленников – демиургов.
Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (базилевса) и учреждение новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем – сроком на 10 лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избиралось девять человек сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии имел полномочия по надзору за внутренними делами, и решал судебные споры по семейным делам. Второй архонт исполнял жреческие функции, а также осуществлял суд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал военными вопросами. Остальные шесть архонтов-фесмофетов ведали в основном судебными вопросами. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага, заменившего совет старейшин. Ареопагбыл высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.
Развитие Афинского государства в VIII-VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.
Реформы Солона.В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.
Первой крупной реформой Солона была “сисахфия” (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства. В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу. Однако центральное место в преобразованиях Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны. При Солоне были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени, и суд присяжных – гелиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания. Однако борьба эвпатридов и демоса за политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.
Реформы Клисфена.В 509 г. до н.э. Клисфеносуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) – городскую, прибрежную и сельскую. Таким образом, на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50 представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган – коллегия стратегов. Для защиты новой политической структуры от попыток реставрации Клисфеном был введен институт “остракизма” (т.н. суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, кто представлял, по его мнению, опасность для существующего строя. Если одно и то же имя упоминалось тысячу раз, то этот человек подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.