Охарактеризуйте особенности региональной интеграции в Латинской Америке
1947 на межамериканской конфе по поддержанию мира и безоп на континенте в Рио США и 20 ла республик подписали Межамериканский договор о взаимопомощи (Договор Р-д-Ж). Обязались сотрудничать в вопросах обороны и принимать коллективные меры вплоть до использования вооруженных сил в случае угрозы военного нападения на одного из них или при возникновении угрозы миру в Западном полушарии. Тем самым был оформлен первый военно-полит блок. Межамериканский совет обороны, созданный в 1942 и состоявший из представителей ген штабов во главе с представителем США, стал главным органом военного сотр-ва участников.
В 1960 в Монтевидео был подписан договор о ЛАСТ(Арг, Браз, Мекс, Уруг, Чи, Параг и Перу, Колум ,Экв, Венес, Болив). Цель - снижение тамож пошлин и расшир взаимной торговли создания его рынка. Однако сходная структура внеш торговли, скудная материальная база, неразвитость внутрирегиональных связей, большие различия в масштабах и уровне развития отдельных стран не позволяли надеяться на быстрые успехи интеграции. Не давала интеграция и заметных преимуществ местному капиталу, ибо льготами интеграции пользовались и иностранные компании, внедрившиеся в экономику стран региона. И все же было положено начало оживлению внутрирегиональных эконом связей.
1969 Андская группа —Колум, Экв, Перу, Болив и Чили, +Венес. Антиимпериалисты. В 1971 ограничили сферы влияния иностранного капитала и вывоз прибылей за границу. Меры по стимулированию нац экономики, а также постепенная трансформация иностранных компаний в компании с преобладанием нац капитала. 1976 –Чили вышла.
ЛАСТ 1980 была преобразована в Лат-ам ассоциацию интеграции (ЛАИ). Промыш кооперирование по конкретным отраслям и совместные программы развития экономики и экспорта при продолжении «либерализации» внутризональной торговли.
В 1978 г. возник Амазонский пакт в составе Бразилии, андских стран, а также Гайаны и Суринама с целью сотрудничества в освоении и экологической защите Амазонки.
Арг, Браз, Мекс, Венес, Колум, Перу и Уруг, Пан 1986 созд Группу Рио-де-Жанейро. В 1990 Чили, Экв, Болив и Пара.
1991 президенты Арг, Браз, Уруг и Параг подписали в Асунсьоне соглашение о создании МЕРКОСУР. Участники предполагали подключить другие страны, превратить ее в основное интегр объединение Южной Америки. Чили, Боливия, Перу проявили интерес к сотр-ву с МЕРКОСУР.
Латиноамериканские страны в международной жизни в 1960-90-х гг. В 60-е годы проявилась тенденция к росту внешнеполитической активности латиноамериканских государств. США удалось добиться объединения стран Латинской Америки, за исключением Мексики, о дипломатической и торгово-экономической блокаде Кубы, а в 1965 г. принятия решения Организации американских государств (ОАГ) о создании временных межамериканских сил для участия их в интервенции США в Доминиканской Республике. Но большинство стран не приняло в них участия и воспротивилось намерению Вашингтона создать постоянные межамериканские вооруженные силы.
Страны ЛА поддержали процесс деколонизации, приняли участие в деятельности созданной с этими целями «Группы 77».
В 1964 Ш. де Голль совершил поездки по 5странам ЛА, заявив о поддержке стремлений ускорить развитие своих стран и добиться лучших условий междун эконом сотр-ва. Посетил президент ФРГ Любке, в 1965— президент Италии Сарагат. Произошло расширение связей с Советским Союзом.
14 гос-в в 1967 подпис Договор о создании безъядерной зоны на террит подписавших его стран и в прилегающем водном пространстве. В 1966 Латиноам парламент осудил испытания ядерного оружия в Тихом океане и потребовал демилитаризации морского пространства вокруг ЛА.
Эконом блокада Никарагуа и необъявленная война против нее с участием США, затем вооруженная интервенция США в Панаме в декабре 1989 г. и свержение существовавшего там правительства показали, что США не отказались от проявлений империалистического диктата в отношении малых стран. Эти действия Вашингтона также вызвали протесты латиноам правительств.
Участники ОАГ делали акцент на решении эконом и соцпроблем как решающем факторе укрепления демократии. На сессии Ген ассамблеи ОАГ в 1993 в Манагуа ген сек подверг критике негативные последствия «неолиберальных» эконом реформ, способствовавшихросту нищеты и тем создавших угрозу подрыва режимов представительной демократии. Ряд решений 1991-1993 гг. усиливал роль ОАГ как органа сотр-ва в осуществлении программ эконом и соц развития стран региона. Главное внимание созданной в 1992 г. комиссии ОАГ по безопасности также должно было уделяться не сугубо военным вопросам, а проблемам развития.
Важное значение для дальнейшего развития межамериканских отношений имели выдвинутые президентом США Дж. Бушем (1989-1993) предложения «О новом экономическом партнерстве», «Инициатива для Америк» от 27 июня 1990 г. о создании зоны свободы торговли и инвестиций в Западном полушарии и мерах по смягчению проблемы внешней задолженности латиноамериканских государств, а также поездки Буша в ноябре-декабре 1990 г. в Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили, Уругвай и Венесуэлу, во время которых обсуждалась эта инициатива и возможные пути ее реализации с учетом взаимных интересов. В частности, речь шла о том, чтобы с помощью континентальной интеграции успешно конкурировать с Юго-Восточной Азией и будущей единой Западной Европой. Встреча Буша с руководителями Аргентины, Бразилии и Чили помогла оживить отношения США с этими странами, которые охладели в период военных диктатур.
В 1992 г. республики и ОАГ осудили как противоречащее нормам международного права разрешение Верховным судом США агентам американских спецслужб разыскивать на территории других стран и доставлять в США лиц, обвиняющихся органами правосудия США. Довольно дружно осудили с аналогичных позиций латиноамериканские страны и закон, принятый в октябре 1992 г. в США и предусматривавший возможность санкций в отношении зарубежных филиалов компаний США и кораблей тех стран, которые участвуют в торговле с Кубой. Большинство государств Латинской Америки на сессии Генеральной ассамблеи ОАГ в июне 1993 г. высказалось за смягчение эмбарго США против Кубы. Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор в декабре 1992 г. воздержались от поддержки резолюции с осуждением нарушений прав человека на Кубе, посчитав, что она должна быть дополнена критикой санкций США против Кубы. Однако аргентинское правительство Менема занимало более близкую США позицию в пользу применения санкций против режима Ф. Кастро как способ ускорить его замену режимом представительной демократии.
Страны ЛА в 70-80-е участники Движения неприсоед-я. Всего входило 17 гос-в. Еще 7 наблюдателей (Мекс, Браз, Уруг). выступали за решение общих проблем эконом развития, внешней задолженности, за установление более равноправных мо, за мир и разоружение.