Русский вопрос в международных отношениях и дипломатии
После заключения сепаратного Брест-Литовского мира и выхода Советской России из войны сформировалась жесткая антироссийская позиция британского и французского правительств. Действия нового советского режима – красный террор, а также аннулирование всех царских долгов западным державам, – вызвали недовольство союзников. Они установили блокаду России, прервали все отношения. Державы Антанты настаивали на создании санитарного кордона в Восточной Европе, не пригласили Россию на Парижскую конференцию. В надежде на скорое падение Советской власти они поддержали внутренние и внешние антисоветские силы. Россия была охвачена гражданской войной.
В марте 1918 г. началась иностранная военная интервенция против Советской России. Английские и французские войска высадились на севере в Мурманске, захватили Архангельск и Соловецкие острова, на российский Дальний Восток при поддержке англичан и американцев стали вторгаться японцы. Интервенция отрезала центральные районы России от Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Вместе с тем, силами Красной Армии в Белоруссии и Украине была установлена Советская власть. Правительство РСФСР признало национальную независимость Прибалтийских республик – Эстонии, Литвы и Латвии, и ранее, в декабре 1917 г. – Финляндии.
На Парижской мирной конференции Д. Ллойд Джордж изложил три способа решения русского вопроса: продолжение военной интервенции, блокада или попытка соглашения. В. Вильсон предложил план созыва специальной конференции по вопросу о восстановлении мира в России под названием “Принцевы острова”, условием участия было прекращение с ее стороны военных действий. Против этих предложений выступила Франция. В результате дискуссии Совет десяти принял решение организовать защиту Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, а также Польши от вторжения. Антанта рассчитывала превратить их в своеобразный барьер между Советской Россией и другими странами Европы.
Неудивительно, что на мирной конференции вместе с русским вопросом ставилась прибалтийская проблема, выявившая серьезные разногласия между Англией и Францией. Англия настаивала на признании независимости Прибалтийских стран. Представители Франции высказывались за их автономию в пределах единой восстановленной России. В январе 1920 г. в Гельсингфорсе состоялась конференция пяти стран – Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши. В резолюции по основному вопросу об отношении лимитрофов к Советской России указывалось на обязательность согласования их действий с Антантой. Территориальные споры между Литвой и Польшей вели к срыву планов по организации блока балтийских государств.
Территориальный и приграничный вопрос не был также урегулирован между Россией и Польшей. В апреле 1920 г. началась советско-польская война. Западные страны прилагали усилия для установления перемирия. Еще на Парижской конференции линию прохождения временной восточной границы Польши определила специальная комиссия по польским делам. При создании польского государства в него были включены только этнографические польские земли. Особая декларация Верховного совета Антанты (8 декабря 1919 г.) за подписью Ж. Клемансо утвердила эту линию как восточную границу Польши.
На конференции в Спа (1920) министр иностранных дел Великобритании лорд Дж. Керзон направил правительству РСФСР ноту с предложением заключить перемирие между Польшей и Россией и немедленно приостановить военные действия. Войска воюющих сторон предполагалось отвести по обе стороны от линии, которая “приблизительно проходит так: Гродно – Яловка – Немиров – Брест–Литовск – Дорогуск – Устилуг, восточнее Грубешова через Крылов, далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат”. Эта линия, как восточная граница Польши, получила название “Линия Керзона”.
После преодоления разногласий 18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор. Советско-польская граница устанавливалась восточнее “линии Керзона”: к Польше отходили Западная Украина, Западная Белоруссия и часть литовских земель. Взаимные гарантии о полном уважении государственного суверенитета способствовали установлению дипломатических отношений. Приложения к договору регулировали ряд экономических и правовых вопросов.
Выход Советской России из международной изоляции, в которой она оказалась после первой мировой войны, был обусловлен как внутренними потребностями сохранения государственности, так и внешними интересами. Россия не имела практически ни с одним государством дипломатических и торгово-экономических отношений. Так, Верховный совет Антанты в январе 1920 г. отменил экономическую блокаду России. Правительство же Советской России в 1921 г. взяло курс на проведение новой экономической политики (НЭП) с целью восстановления разрушенной экономики. Для этого разрешалось использовать иностранный капитал, а зарубежным предпринимателям предоставлялись концессии. НЭП трактовался как “отступление” или даже “возвращение” России к капитализму. Поэтому первые контакты с Россией, на которые шел Запад, были торговые.
Одной из первых стран Европы, установивших деловые отношения с Россией, была Швеция. В политический диалог западные государства вступили с ней только после заключения мирных договоров с прибалтийскими странами и окончания войны с Польшей.
К числу наиболее важных соглашений относился англо-советский торговый договор (март 1921 г.). Англии нужны были большие рынки сбыта своих товаров на территории России и Германии. В целом договор выходил далеко за рамки торговли, де-факто он означал признание советского государства. Вскоре торговые соглашения были заключены с Германией, Италией, Австрией и рядом других стран.
Нормализация отношений сопровождалась требованиями Запада уплатить дореволюционные долги (царского и Временного правительств), отменить национализацию иностранной собственности и советской монополии внешней торговли. Проявляя готовность к компромиссам, стороны обсуждали довоенные долги и вопросы экономического сотрудничества на международных конференциях.