Политические и правовые взгляды Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) (родился в Штутгарте; учился в Тюбингенском университете; одобрил антифеодальную и антидеспотическую направленность Французской революции, осуждал якобинский террор; симпатии к наполеоновскому режиму; работал домашним учителем, приват-доцентом и экстраординарным правителем (без жалования) Йенского университета; преподает философию и основы законоведения; работал профессором Гейдельбергского университета, ректором в Берлине).
«Феноменология духа»
«Наука логики» (изложение диалектического метода).
«Философия права» проблемы юриспруденции).
«Философия истории», «Философия религии», «Лекции по эстетике» (на основе прочитанных им лекций).
Происхождение государства.
Как возникло государство не объясняет, но отвергает теорию общественного договора (брак и государство не следует рассматривать как договорные отношения, это означает переносить отношения собственности в иную более высокую по своей природе сферу).
Объявляет государство божественным, проявлением божественной воли (призвано оправдать превращение государства в объект полурелигиозного поклонения).
Характеристика государства (определение государства).
Гражданское общество противопоставляется как антитезис семье (в нем отрицается принцип единства, на котором строится семья; ему свойственны разнообразие и обособленность; в него входит система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации (социально-экономическая структура и некоторые элементы государства, связанные с обеспечением собственности и вмешательством государства в социально-экономические отношения)).
Три сословия в структуре гражданского общества (субстанциональное, связанное с землей (дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники)) (прячет классовые различия).
Гражданское общество — сфера обособленности, противоречий и конфликтов (интеграция, взаимопонимание — случайность; не в состоянии решить проблему бедности).
Необходимость высшей власти государства (призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех; сочетает единство семьи с многообразием гражданского общества).
Государство как целостность — подлинный носитель мирового духа (действительность нравственной идеи; осуществленный разум; реализация свободы; его существование — шествие бога в мире).
Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными высшими интересами, собственной волей (основная задача государства — не счастье граждан, а благо целого; человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации).
Собственность (первая фаза свободы; без права собственности личность не имеет бытия; выступает против уравнительного перераспределения собственности на землю; неравенство в собственности естественно; формальное равенство правоспособности).
Формы государства (идеальное государство).
Разделение властей — гарантия свободы (но идеи самостоятельности каждой из властей и их взаимного ограничения объявлял ложными; не считал суд особой ветвью власти; выделял законодательную, правительственную и королевскую власть, объединяющую две другие власти и олицетворяющую государство как целое).
Идеология монархизма (в конституционной монархии видит воплощение разума, мирового духа (монархия придает государству свойства индивидуальности; наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной; монархия — единственная разумная форма правления).
Отвергает власть большинства (народа) (народ, взятый без монарха и без необходимого расчленения целого — бесформенная масса, которая не является государством).
Законодательный процесс (участвуют король, правительственные и представительные органы; решение в последней инстанции принадлежит королю; правительство — совещательная инстанция; представительство — гласность и публичность обсуждения вопросов, выражение мнений и пожеланий народа).
Представительная система (строится по сословному и классовому признаку; состоит из 2 палат; верхняя формируется из земельной аристократии (близка к монарху, ослабляет давление народного представительства на правительство), нижняя представляет все три сословия гражданского общества (субстанциональное, промышленное и всеобщее); депутаты делегируются корпорациями, общинами, товариществами; решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней).
Высшая форма развития — национальное государство.
Делит все прошлое на 4 эпохи (всемирно-исторические царства) (восточное, греческое, римское, германское).
Им соответствуют 4 формы государства (восточная теократия (свобода одного); демократия или аристократия (свобода некоторых); конституционная монархия (свобода всех)).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Прикладное понятие права (необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии
Философское понятие права (идея права — есть свобода; исходный пункт права — воля, которая свободна, поэтому свобода — сущность и назначение права; свобода — осознанная необходимость (предполагает и несвободу, подчинение законам природы и общества).
Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц (право — определение пределов свободы и несвободы).
Понятие права позитивного (действующего в определенной стране) (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно охраняется его принудительной мощью; содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа).
Закон — оформление права, придающее норме всеобщность и определенность (преимущество закона перед обычаем и судебным решением; наиболее современная и ясная форма среди источников права; закон должен быть выражением исторически сложившегося права, если он отступает от разумного — необходимы изменения).
В связанности законами индивид находит освобождение от зависимости, в которой он находится под властью чисто природных влечений (обязательно лишь то, что есть закон; полностью освобождает закон от критики с позиций философского понимания права).
Особое право (ступени (формы) развития идеи свободы в рамках объективного духа; к нему относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество, государство; они сосуществуют, и низшие подчинены высшим).
Международное право (не действительное право, а только долженствование, так как за ним нет принуждающей силы, гарантирующей соблюдение его норм).
Особенности теории.
Объективный идеализм (основная категория — абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно).
Три этапа развития абсолютной идеи:
1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным);
2) второй (ее самодвижение — воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание);
3) третий (ее раскрытие — ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей).
Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)).
Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум — абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной).
Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель — противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство).
Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез — гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады).
Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)).
Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное.
В идеальных схемах нет нужды (то, что есть — разум, продукт развития абсолютной идеи).
Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).
Система знаний состоит из 3 частей в соответствии с 3 стадиями развития абсолютной идеи (Логика — развитие понятий; философия природы, философия духа).
Философия духа подразделяется на 3 части:
1) субъективный дух (индивидуальная душа) (антропология (душа как чувствующая субстанция тела); феноменология (превращение души в сознание); психология (теоретические и практические способности души));
2) объективный дух (абстрактное право; мораль; нравственность) (к этой сфере относятся государство и право).
3) абсолютный дух (эстетика; религия; философия).
Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу — высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходит постижение абсолютной идеи, возвращение природы в лице человека в ее лоно.
Абстрактное право — правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (ассоциации с естественным состоянием и естественным правом; в нем заложена идея его необеспеченности, негарантированности; сфера возможного проявления свободной воли человека).
В абстрактное право включает (собственность, договор, неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление) (в собственности право осуществляется волей одного лица, в договоре — согласованной волей нескольких лиц, в неправе — соотносятся воли разных лиц, но между ними противоречие).
Мораль (ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права; область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам; включает добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права).
Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность относится к общественной сфере).
В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива (три объединения — семья, гражданское общество, государство) (семья — естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи; ей противостоит гражданское общество (царство частных интересов и всеобщего отчуждения); сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство — высшая форма нравственности).