Политико-правовые взгляды Ю. Крижанича.
В политической литературе XVII в. следует отметить работы хорватского богослова, философа, писателя Юрия Крижанича (ок. 1617 – 1683 гг.), всю свою жизнь посвятившего идее славянского единения. Получивший хорошее образование в Западной Европе, Юрий Крижанич долгое время пробыл в России, но не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь не получили поддержки, и он был сослан в Тобольск. В ссылке Крижанич пробыл 16 лет, здесь он написал самые значительные свои сочинения.
В 1663 г. Крижанич начал писать на общеславянском языке главный труд своей жизни – трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика». В своем сочинении он тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.
Государство. Происхождение государства. Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху, царю Алексею Михайловичу. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его – священной. «Ни один человек не может ставить царей, но один лишь Бог. Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия». Крижанич полагал, что русские цари получили власть из рук Бога, и называл «басней» теорию о призвании варягов, «глупыми и нелепыми» – теории о получении власти от Константина Мономаха, происхождении рода русских царей от римского императора Августа. Был он против и концепции «Москва – третий Рим».
Форма государства. Из всех форм правления (на основе работ Платона и Аристотеля, выделяя правильные и неправильные формы) самой лучшей для России он считает «совершенное самовлавство» – неограниченную монархию. «Это жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы».
Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.
Экономика. В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разорительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Необычайно актуально звучит сегодня мысль Крижанича об опасности, исходящей от бюрократии.
Религия. Что касается вопросов религии, то тут Крижанич окончательно отвергает Унию и призывает укреплять православие. Конечная цель «Политики» – показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские племена.
48. Политико-правовые учения в России XVIII в. (В.Н. Татищев, С.Е. Десницкий, А.Н. Радищев).
Татищев Василий Никитич (1686-1750 гг.) происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода, учился в Петровской артиллерийской и инженерной школе. В 1713-1714 гг. продолжил обучение в Берлине, Бреславле и Дрездене. Участвовал в военных походах Петра, в частности в Полтавской битве. Служил в Берг- и Мануфактур-коллегиях. В 20-30 годы, с небольшими перерывами, управлял казенными заводами на Урале (основал Екатеринбург). В 1721 г. по его инициативе открылись горнорудные школы Урала. В 1724-1726 находился в Швеции, где надзирал за обучением российских молодых людей горному делу, изучал экономику и финансы. По возвращении назначен членом, затем главой Монетной конторы (1727-1733). В 1741-45 г. был астраханским губернатором. После отставки переехал в свою подмосковную усадьбу и не оставлял ее до самой смерти.
В. Н. Татищев автор сочинений по географии, этнографии, истории, включая первый обобщающий труд по отечественной истории «История российская с самых древнейших времен». Другие труды: «Лексикон Российский» (до слова «ключник»), «Краткие экономические до деревни следующие записки», был опубликован Судебник 1550 г. с его примечаниями.
Государство.
Происхождение государства. Будучи сторонником договорной теории, В. Н. Татищев полагал, что государству предшествовало «естественное состояние», в котором господствовала «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге (на основе разделения труда) привела их к мысли о необходимости создания государства на основе общественного договора. Но идею общественного договора Татищев пытался дополнить историческими фактами, аргументами патриархальной теории и в итоге пришел к выводу, что государство - продукт естественного развития человечества: вначале на основе договора возникла семья, затем заключен второй договор – между родителями и детьми, затем – между господами и слугами, и лишь после этого – общественный договор.
Форма государства может быть правильной и неправильной. Правильные: монархия, аристократия, демократия и неправильная - тирания. Выбор формы зависит от размера территории и степени обеспечения ее внешней безопасности. В небольших государствах, где быстро можно собрать все население, предпочтительна демократическая форма; в странах сравнительно безопасных от нападения внешних врагов (остров) - аристократическая. Для больших государств желательна монархия. При этом Татищев склоняется к ее ограниченному варианту: монархия с двухпалатным законосовещательным собранием. Для России, по его мнению, идеальной формой является монархия, что доказывается как географическим фактором, так и опытом Смутного времени, когда существовало (по его мнению) аристократическое правление.
Цель государства – обеспечение безопасности народа и «поиск общей пользы».
Особо следует отметить общественно-политическую ориентацию Татищева на дворянство. Он полагал, что дворянство должно пользоваться исключительными правами по отношению к другим сословиям. Эта позиция ярко отразилась в разработанном им проекте государственных преобразований, где предлагалось создать при монархе два правительства: «высшее» или Сенат (ему предоставляется право подготовки законов), состоящее из родовитых дворян и «нижнее». В проекте предусматривалось и введение новых льгот для дворян. Все это свидетельствует о желании Татищева усилить позиции дворянства в управлении государством.
Право. Татищев разделял законы на естественные (едины и всеобщи) и гражданские (различны для каждого народа и основаны «по соображениям политической мудрости»). Требования к закону: законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручать их подготовку нужно «людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным». Татищев придавал большое значение соблюдению законов, считал, что всеми должен управлять только закон.
Кроме этого в своих работах он рассматривал вопросы, связанные с судоустройствоми судопроизводством, настаивал на профессиональной подготовке судей.
Крупным просветителем XVIII в. в России был Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789 гг.). Первоначальное образование получил в Троицкой лавре; потом был студентом Московского университета, откуда отправлен был в Академию Наук, а в 1761 г. послан для довершения образования в Англию; слушал в Глазго юриспруденцию, математику, химию, историю; получил там степень доктора прав и звание почетного гражданина и в 1768 г. стал преподавать в Московском университете римское право, а затем и российское законоведение. Первый профессор из русских, Десницкий впервые стал читать лекции на русском языке, что встретило противодействие со стороны профессоров-иностранцев, преподававших на латинском языке; вопрос этот восходил на рассмотрение Екатерины II , принявшей сторону Десницкого. Десницкий оставил профессорскую службу в 1787 г., умер в 1789 г.
Он был первым русским профессором права, который читал лекции на русском языке. Его лекции имели огромное влияние на студентов. По его настоянию в число предметов, изучаемых в Московском университете, было включено русское право.
Основные произведения: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным», «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются», «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оно приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими», «Слово на день тезоименитства императрицы Екатерины II, по случаю оказанных вновь всей Империи благодеяний», «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении онаго в государственных училищах», «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства».
Государство.С. Е. Десницкий в то время, когда процветали отвлеченные идеи школы естественного права, выступил со своим самостоятельным и оригинальным учением.
Он раньше, чем ученые Европы, пришел к мысли о том, что сходные экономические условия неизбежно порождают у разных народов одинаковые правовые институты.
Вместо господствовавшего в то время разделения истории на детство, юность и зрелость человеческого рода С. Е. Десницкий устанавливает следующие этапы его развития: первое состояние человеческого рода – охота и собирательство; затем идет скотоводство (пастушество); третьим, более высоким состоянием ученый считает хлебопашество (земледелие); последним и окончательным этапом развития человечества он считает «коммерческое состояние».
Институт собственности. Развитие института собственности, по мнению С.Е. Десницкого, определяется сменой указанных четырех состояний. У народов, которые находятся на первой ступени своего развития, то есть занимаются охотой и собирательством, господствует общая собственность. Появление частной собственности, утверждает ученый, связано с переходом к земледелию и установлением оседлого образа жизни. Переход к земледелию вызывает появление собственности, отличной от владения. Однако только в «коммерческом состоянии» собственность получает свое полное развитие.
Институт семьи и брака. В «Юридическом рассуждении о начале и происхождении супружества у первоначальных народов» С. Е. Десницкий связывает эволюцию семьи с прохождением человечества через указанные четыре стадии развития хозяйственного быта.
Основным фактором возникновения семьи ученый считал материальные выгоды, которые приносит обеим сторонам заключение брака.
В состоянии охоты и собирательства он не усматривает никаких признаков института собственности, не находит в этом первоначальном состоянии и семьи.
По его мнению, первая историческая форма брака появляется со времени скотоводства, когда многоженство сменяет собой смешение полов, в подтверждение чего он ссылается на калмыков и татар. С установлением же земледелия устанавливается единобрачие.
Происхождение государства и форма правления. Ученый связывал подчинение большинства меньшинству и происхождение государства с происхождением и развитием собственности, так как богатство, полагал он, является основой власти при всех формах правления.
Целью общественного союза и задачей государства С. Е. Десницкий считал достижение «общего блага». По его убеждению, государственная организация крепка только тогда, когда способствует всеобщему процветанию. Если то или иное государство представляет собой организацию, держащуюся лишь на насилии, оно недолговечно.
Право. В основу науки государственного права С. Е. Десницкий положил учение о личных правах человека. Все права человека он делил на «природные», куда он относил право пользоваться жизнью, честью, здоровьем и собственностью, и «приобретенные», связанные с положением человека в обществе.
Разделение власти. Ученый проектировал создание Сената из 600–800 лиц, избираемых сроком на пять лет из среды имущих классов населения. Быть избранными в Сенат могли лишь богатые люди, способные нести все расходы по пребыванию в столице в качестве сенаторов, так как содержания от государства им не полагалось.
Законодательная власть осуществляется монархом совместно с представительным органом. Без Сената монарх не может издать ни одного закона.
Сенат рассматривает также наиболее значительные по своему содержанию акты, издаваемые монархом как главой исполнительной власти, касающиеся введения налогов, объявления войны, заключения договоров с соседними державами. Он проверяет отчеты всех учреждений по расходованию ими средств.
Сенат является высшей судебной инстанцией и рассматривает все апелляции на судебные решения. Судьи должны быть несменяемыми и осуществлять судебное разбирательство в присутствии присяжных, выбираемых из лиц всех сословий, «публично», в присутствии посторонних лиц, и «гласно», при участии в судоговорении адвоката.
Стремясь ограничить произвол местной администрации, С. Е. Десницкий предлагал установить судебную ответственность воевод перед губернским судом.
Местное самоуправление. Он также разработал проект организации городского самоуправления. В столицах, то есть в Петербурге и Москве, городская власть должна состоять из семидесяти трех лиц, из них – восемнадцать человек дворян и пятьдесят пять купцов. В губернских городах органы местного самоуправления должны состоять из семи купцов и пяти дворян, избираемых на два года.
Крепостное право. С. Е. Десницкий доказывал, что крепостное право тормозит развитие производительных сил России, и разработал программу постепенного изживания крепостничества мерами, проводимыми «сверху». Он предлагал запретить продажу крестьян без земли, запретить помещикам отрывать крестьян от земли и переводить их в дворовые. Он стоял также за отказ от политики национального угнетения и проповедовал веротерпимость.
Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.
Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг.) – дворянин. Учился в Московском университете, затем в Петербургском пажеском корпусе. Когда Екатерина II повелела отправить в Лейпциг, для обучения, двенадцать молодых дворян, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, среди них был и Радищев. Здесь он увлекся сочинениями Руссо, Гельвеция.[3] В 1771 г. Радищев возвратился в Петербург, служил сначала в Сенате, затем в 1778 был определен на службу в государственную камерц-коллегию, откуда в 1788 переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а затем и управляющим. После опубликования самого своего знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» по приказу императрицы был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетним заточением в Илимском остроге в Сибири. Книга Радищева была конфискована и до начала XX в. распространялась в списках. В 1796 император Павел вернул Радищева из ссылки. Позднее Александр I назначил его членом комиссии по составлению законов. За составление проекта либеральных реформ начальство сделало ему внушение, напомнив о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем был так потрясен выговором и угрозами, что решил покончить с собой.
А. Н. Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки, а также английский и итальянский
Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Размышления о греческой истории». Был автором нескольких законопроектов: «О законоположении», «Проект о разделении Уложения Российского» и др.
Государство.
Происхождение государства. Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.
Социально-правовые прожекты А. Н. Радищева. Будущее России - добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в Нижнем Новгороде. Основа союза - частная собственность (естественное право человека), но собственность трудовая. Форма правления – республика, форма государственного устройства – федерация, форма государственного режима – народовластие. В этой республике существует разделение власти - законодательная (однопалатное народное собрание), исполнительная (избираемые народом чиновники) и судебная (выборные судьи). В рассуждениях «О судебных местах» он писал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные, совестные (мировые суды). Размышляя о наказаниях, говорил о необходимости отмены смертной казни.
Право. Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.
Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.