Третья республика (1870-1914)
После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.
Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".
Внутренняя и внешняя политика III Республики
Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".
2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:
Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената; Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти; Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями. Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.
Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.
Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.
3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;
представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената. Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламен-тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.
Два важных факта отмечают деятельность правительства в президентство Греви: начало и быстрый рост колониальной политики и борьба с клерикализмом (закон об обязательном светском обучении 1880 года, изгнание множества не получивших правительственного разрешения духовных конгрегаций). Другие крупные меры: закон о печати 1881 года, отменивший залоги и передавший все преступления печати в ведение суда присяжных; закон 1882 года об избрании мэров небольших городов; изгнание из Франции всех членов когда-либо царствовавших там династий в 1886 году; подписание конвенции с железнодорожными обществами (в 1886 году), отдавшей перевозочные средства Франции в руки нескольких могущественных ассоциаций; начало конверсии 5 % займов в 1884 году; закон о разводе 1884 года.
Проект прорытия Панамского канала нашёл сочувствие во Франции; около 1,5 миллиардов франков были затрачены на него французскими акционерами и облигационерами. Чтобы добиться такого успеха на бирже, чтобы встретить необходимое содействие в парламенте и правительстве, чтобы скрывать от глаз публики истинное положение вещей, необходимо было заручиться поддержкой очень многих влиятельных лиц и газет. Администрация панамского общества истратила громадные суммы на взятки. В 1888 году произошёл крах; общество оказалось несостоятельным.
В 1892 году начались разоблачения, задевшие многих выдающихся лиц.
В президентство Фора новый политический кризис был вызван делом Дрейфуса. Офицер-еврей Дрейфус в 1894 году (во время министерства Дюпюи) был приговорён военным судом, за выдачу иностранной державе военных тайн, к пожизненной ссылке на Чёртов остров (близ Кайенны). Вскоре печать возбудила сомнение в правильности приговора; в 1897 году брат осуждённого выступил с формальным обвинением офицера Эстергази в совершении того преступления, за которое обвинён Дрейфус. Завязалась ожесточённая борьба.
Борьба по поводу Дрейфуса велась не из-за него лично. Его сторонники боролись против привилегированного положения армии, против военных судов, за гласность судопроизводства, против антисемитизма. Во главе их шли, между прочим, Э. Золя, Клемансо, Жорес (социалист), во главе противников — Рошфор, Дерулед, Кавеньяк, Баррес.
Под влиянием этой борьбы образовалась партия националистов (по составу близкая к бывшим буланжистам), мечтающая о реванше, об изгнании из Франции евреев, о замене республики парламентарной республикой плебисцитарною. К ним очень близка партия «прогрессистская» (Мелин), являющаяся клерикальной, националистической, протекционистской и готовая искать поддержки у монархистов. После падения кабинета Дюпюи президент Лубэ поручил сформирование министерства сотруднику и другу Гамбетты, Вальдеку-Руссо. Он составил кабинет концентрации, включив в него двух социалистов-радикалов, Мильерана и Бодена, а с другой стороны генерала Галлифе, известного жестокой расправой с коммунарами в 1871 году. Таким образом социалисты стали во Франции в положение одной из правительственных партий.
Франция в 1й Мировой
Франция была почти целиком занята своими внутренними проблемами и обращала крайне мало внимания на угрозу войны. В 1913 представители Министерства иностранных дел и Генерального штаба, уверенные, что Германия готовится к войне, с трудом убедили палату депутатов принять закон о трехгодичной военной службе. Против этого закона выступил весь блок левых, особенно социалисты, которые под руководством знаменитого Жана Жореса были готовы призвать к всеобщей забастовке, чтобы воспрепятствовать мобилизации. Они были уверены, что так же поступят и германские социалисты (хотя сообщения из Германии этого не подтверждали). Тем временем новый президент Французской республики Раймон Пуанкаре делал все возможное, чтобы укрепить положение Франции, и особенно настаивал на союзе с Россией. Когда летом 1914 международная обстановка осложнилась, он нанес официальный визит царю Николаю II. Несмотря на это, для большинства населения разразившаяся война оказалась полной неожиданностью. С 1914 по 1918 гг., после Балканских войн, мир охвачен конфликтами. Убийство австрийского эрцгерцога в 1914 году в Сараево стало лишь поводом. Механизм был запущен. Первая мировая война столкнула Германию, Австро-Венгрию, а также Турцию, Болгарию и Сербию с одной стороны, и Францию, Россию, Бельгию, Великобританию и их союзников (Японию, Италию, Румынию, Португалию, США, Грецию, Китай и некоторые страны Южной Америки) - с другой.1914 год станет для Франции смертоносным из-за «фландрской бойни» ("mêlée" des Flandres). 1915 ознаменует сокращение численности французской пехоты из-за наступлений, предпринятых в Шампани и Артуа. 1916 - год сражения под Верденом, станет «ужасным годом» для пехоты. После тяжелого 1917 года, французская армия, наконец, одерживает победы - в Марне (Marne) при Шман-де-Дам (Chemin des Dames). Подписание перемирия 11 ноября 1918 года положит конец этой разрушительной войне, которая унесла жизни 27% французов в возрасте от 18 до 27 лет. Использование в ходе военных действий тяжелой артиллерии, газа, танков, авиации, автоматического оружия, подводных лодок и автомобилей свидетельствует о стремительном развитии промышленности. Война повлекла культурные и общественные изменения и стала настоящим поворотным моментом в истории цивилизации.
3 августа 1914 Франция вступила в войну
Сент 1914 победа на Марне
Кабинет клемансо. Клемансо- главнокомандующий союзными войсками генерала Фоша.
Клемансо- «отец победы»
Октябрь 1918 г Германия попросила перемирие в Компьене